Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Поэтому тема изучения культуры Древнего Китая является актуальной на сегодняшний день.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1. Становление и развитие цивилизации в Древнем Китае………..
5
1.1. Династия Шань-Инь ……………………....………………………….
5
1.2. Династия Чжоу ……………………………………………………….
7
1.3. Династия Цинь и Хань ………………………………………………..
9
Глава 2. Религиозно-философские системы Древнего Китая …………..
12
2.1. Даосизм …………………………………………………………..……
12
2.2. Конфуцианство……………………………………………….……….
14
2.3. Буддизм………………….…………………………………………….
16
Глава 3. Развитие науки, литературы и искусства в Древнем Китае……
18
3.1. Литература…………………………………………………………….
18
3.2. Искусство……………………………………………………………...
19
3.3. Естественно-научные знания…………………………………………
21
Заключение………………………………………………...………………..... 22
Список использованной литературы……………………………………….. 24

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya_po_kulturologii.docx

— 63.27 Кб (Скачать)

Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие.

В этот же период начинается строительство Великой китайской  стены. При ее возведении использовали только камень. Толщина стены у основания достигала восьми метров, наверху — не менее пяти метров; высота стены большей частью составляла шестнадцать метров, а ее общая протяженность — 2450 км. Окончательно строительство этого величайшего в мире оборонительного сооружения было завершено в XV в. н. э. в правление династии Мин.

Грандиозным было и строительство  столицы с колоссальным дворцовым комплексом и императорской гробницей. Дворцы циньских и ханьских правителей, возведенные на платформах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали своей многоцветностью и роскошью отделки. Для их строительства использовали породы ценного дерева. О конструкции и размерах домов городской знати и дозорных башен можно судить по глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Встречаются многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с крытыми воротами и угловыми башенками. Широкие четырехскатные крыши домов обычно были прямыми, но к концу периода Хань их тяжелые концы стали слегка приподниматься по углам кверху, что придало им легкость и изящество, делая похожими на крылья летящей птицы.

Император провел несколько успешных войн -- на севере оттеснил гуннов за Великую стену, на юге присоединил новые территории. Было проложено несколько стратегических дорог, связавших столицу с окраинами.

Очевидно, что ценой всех этих достижений стало крайнее истощение людских  ресурсов. Недовольство было всеобщим. Роптавшие ссылались на древние традиции, с которыми император не считался. Дважды на него совершались покушения. В 213 г. до н. э. император повелел сжечь древние тексты, а 460 видных оппозиционеров, в основном конфуцианцев, казнить.

Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э. 

Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. Было положено начало официальной системе образования. В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь.

На основе вековых астрономических  наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н. э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан Хэн первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа.

Ярким примером соединения теории и  практики является история китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось. Чжан Чжуецзын разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.

Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политических, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества — от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд особенностей.

Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек—мир» и тем более «человек—космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек—общество» занимала их. 

Глава 2.  Религиозно-философские системы Древнего Китая

 

2.1. Даосизм

 

Даосизм возник на рубеже VI-V вв. до н.э. Его основателем считают мудреца Лао Цзы, автора знаменитой «Книги о Дао и дэ». Главное в этом труде дао, что буквально означает путь. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей. Лао Цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория - основной принцип даосизма. Дао – источник  всего существующего в мире - духовное начало. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали древние даосы, материализуется в дэ - достинство человека.

Согласно концепции даосизма, нет  абсолютного добра и абсолютного  зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено естественно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконечное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стремиться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности. Такая трактовка проистекала из  «взгляда  на  окружающий  мир  как  на  нечто  вторичное  по отношению к миру небытия, где нет еще ни звуков, ни запахов, ни форм,  но  где  рождается  все  сущее». [2]

Государственную власть Лао Цзы  включал в число четырех величественных сил мира, но возражал против возможности любых сколько-нибудь активных действий, нарушавших исконный социальный порядок. Даосизм развивает теорию пассивности и недеяния, побуждает к отказу от активного участия в жизни, к бегству от суеты повседневности, к созерцательности. Принцип недеяния распространяется и на правителя: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». На практике даосские жрецы превратились в гадателей, шаманов, определяющих, например, соотношение злых и добрых сил в данной местности. Иногда по совету даосов люди покидали города и деревни или, наоборот, усиленно заселяли какие-то земли. Возможно, под влиянием даосизма верховным божеством в конце эпохи Чжоу стало небо (Тянь). 

Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или  мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интеллектуальному  пониманию всякой мудрости как какой-либо целостности.

Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художников на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.

Центральная проблема доктрины даосизма - учение о бессмертии. Даосы создали своё учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао Цзы и его ближайших последователей (в частности, Чжуан Цзы) принято обозначать как философский даосизм.

В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь-это иллюзия, а смерть - это возвращение к дао - истинному бытию бессмертной души. Религиозный даосизм, как и философский, проповедовал пассивность как принцип жизни.

 

2.2. Конфуцианство

 

Основатель конфуцианства — Кун-цзы, известный в европейской транскрипции как Конфуций (551-479 до н.э.) — избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания, но отношения между людьми. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.  

Конфуций не проявил особого  интереса к философским проблемам  бытия. Его учение-это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.

Конфуций считал, что основные добродетели человека-верность, послушание и почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: «Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.». Конфуций говорил о необходимости нравственного авторитета правительства: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». [7]

Вся полнота власти в стране, по мнению Конфуция, должна принадлежать императору-«сыну неба». Император - отец народа, а народ - его дети.

Конфуций опирался на культ  предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды.

С течением времени конфуцианство  из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения.

Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. По его мнению, именно прошлое, забытая древняя мудрость таят в себе ключи от решения проблем настоящего. Освоение опыта прошлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать свое место в жизни и понять простую истину: «Правитель должен быть правителем, отец — отцом, сын — сыном» [7].

Конфуций рассматривал общество - государство как большую семью, где главным носителем норм и правил поведения выступает гуманный правитель.

Созданное Конфуцием и  его последователями учение выходит  за рамки философии и религии  и составляет основу всего уклада жизни. В нем можно найти ответ  и на вопрос о смысле жизни, и о  том, как вести себя в конкретной ситуации. Конфуцианство сыграю определяющую роль в создании древнекитайской системы образования, где явное предпочтение отдавалось гуманитарным наукам. «Конфуцианство определило не только весь общий строй семейной жизни в Китае, но и посредством пропаганды уважения к  старине, доблести  предков  и  древнему  ритуалу  повлияло  на  сохранение традиционных основ древнекитайской культуры». [1]

Конфуцианская концепция государства и общества была очень популярна в Китае на протяжении многих веков. Под ее знаменем Китай объединился. На ее основе было создано и плодотворно существовало ханьское государство, ее принципы, смогли обеспечить стабильное существование Поднебесной империи.

Конфуцианство до сих пор  является одной из крупнейших мировых  религий и предметом исследования современных политологов, теологов, философов, лингвистов, историков и искусствоведов всего мира.

2.3. Буддизм

 

Буддизм начал проникать  в Китай из Индии в I в. н. э. Являясь  опорой феодального государства, это  учение получило чрезвычайно широкое  распространение, заняв первое место среди прежних религий Китая.

Буддизм начал распространяться в Китае примерно в то же время, что и христианство в Европе. Однако христианству в Европе пришлось вступить в сложные взаимоотношения с племенными религиями европейских народов, а в дальнейшем — с VII в. — столкнуться с сопротивлением ислама. А в Юго-Восточной Азии религиозная ситуация была иной. Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству и даосизму. Он с самого начала выступил как дополнение к ним, как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни.

Согласно буддизму, жизнь  есть цепь бесконечных перерождений, при этом всегда оставаясь злом и  страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний, которые и приводят к страданиям. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец.

Все учение  Будды основываются на так называемых "четырех благородных истинах". Эти истины следующие:  страдание,  происхождение  страдания, уничтожение страдания  и путь,  который ведет к уничтожению страдания.

Другими словами:

1) Все, что существует, подлежит страданию.

2) Причина страдания - человеческие страсти.  

Информация о работе Культура Древнего Китая