Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:02, контрольная работа
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Поэтому тема изучения культуры Древнего Китая является актуальной на сегодняшний день.
Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1. Становление и развитие цивилизации в Древнем Китае………..
5
1.1. Династия Шань-Инь ……………………....………………………….
5
1.2. Династия Чжоу ……………………………………………………….
7
1.3. Династия Цинь и Хань ………………………………………………..
9
Глава 2. Религиозно-философские системы Древнего Китая …………..
12
2.1. Даосизм …………………………………………………………..……
12
2.2. Конфуцианство……………………………………………….……….
14
2.3. Буддизм………………….…………………………………………….
16
Глава 3. Развитие науки, литературы и искусства в Древнем Китае……
18
3.1. Литература…………………………………………………………….
18
3.2. Искусство……………………………………………………………...
19
3.3. Естественно-научные знания…………………………………………
21
Заключение………………………………………………...………………..... 22
Список использованной литературы……………………………………….. 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
(УГАЭС)
Кафедра гуманитарных, естественнонаучных, математических и
социально- экономических дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Культурология»
На тему: «Культура Древнего Китая»
2012
Содержание
Стр. | ||
Введение………………………………………………………… |
3 | |
Глава 1. Становление и развитие цивилизации в Древнем Китае……….. |
5 | |
1.1. Династия Шань-Инь ……………………....…………………………. |
5 | |
1.2. Династия Чжоу ………………………………………………………. |
7 | |
1.3. Династия Цинь и Хань ……………………………………………….. |
9 | |
Глава 2. Религиозно-философские системы Древнего Китая ………….. |
12 | |
2.1. Даосизм …………………………………………………………..…… |
12 | |
2.2. Конфуцианство…………………………………………… |
14 | |
2.3. Буддизм………………….……………………………………… |
16 | |
Глава 3. Развитие науки, литературы и искусства в Древнем Китае…… |
18 | |
3.1. Литература…………………………………………………… |
18 | |
3.2. Искусство……………………………………………………… |
19 | |
3.3. Естественно-научные знания………………………………………… |
21 | |
Заключение……………………………………………….. | ||
Список использованной литературы……………………………………….. |
Введение.
Китай - страна древней истории, культуры, философии. Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.
Тема данной контрольной работы: Культура Древнего Китая.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Поэтому тема изучения культуры Древнего Китая является актуальной на сегодняшний день.
Изучение Китая началось сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Было найдено множество достоверных источников, позволивших изучать и описывать историю и культуру Китая, однако многогранная и оригинальная культура Древнего Китая все еще остается не до конца изученной и привлекает внимание как ученых – историков и культурологов, так и широкого круга людей.
Целью работы является всестороннее изучение культуры Древнего Китая. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть основные этапы развития культуры Древнего Китая;
2) Охарактеризовать направления
философии и религиозные
3) Изучить научные достижения Древнего Китая, развитие литературы и искусства.
Корни китайской культуры
уходят глубоко в древность. Уже
в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э.
Китай был обширной страной, где
владели пахотными орудиями, умели
строить дома, крепости и дороги,
торговали с соседними
Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Древнего Китая несколько:
- II—I тыс. до н.э.— возникновение государства, период Шан (Инь);
- XI—VIII вв. до н.э.— государство Чжоу (Западное Чжоу);
- VIII-VI вв. до н.э.— период «многоцарствия» (Лего);
- V-III вв. до н.э.— эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);
- III в. до н.э—II в. н.э. — империи Цинь и Хань;
- III-VI вв. н.э.— период «трехцарствия».
Китай - страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и вышивания, национальной кухни, живописи и другими. Благодаря трудолюбию и таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой культуры.
Глава 1. Становление и развитие цивилизации в Древнем Китае
1.1. Династия Шань-Инь
В середине 2-го тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхэ возникло первое китайское государство под властью династии Шан-Инь. Династия Шан в XVII в. до н.э. получила название Инь. Правитель носил титул «Ван» (царь), был верховным жрецом и верховным военачальником.
Остатки столиц Шанского царства, обнаруженные в провинции Хэнань, близ городов Аньяна, Якьши и Чжэнь-чжоу, показывают, что города имели правильную, геометрически четкую планировку, были окружены глинобитной стеной, защищавшей как от вражеских нашествий, так и от наводнений. Например, стена столицы вблизи Чжэнь-чжоу была мощным сооружением толщиной 6 метров и длиной в 2 километра. Центральная площадь расположенного близ Аньяна «Великого города Шан» составляла 6 кв. км, дворец его правителя располагался на главной магистрали.
Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н. э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.
Шанское общество находилось на грани медно-каменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное.
Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т. д.
В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.
Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI - VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего развития.
Необходимость счёта времени, и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением.
С расширением территории Китая росли познания и в области географии. В результате экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т. д.
При династии Шан-Инь достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления, и бронзовые сосуды.
1.2. Династия Чжоу
К концу 2-го тысячелетия до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, которые вели между собой борьбу. Наиболее сильным из них было Чжоу. Правление династии Чжоу, продлившееся с XI по III в. до н. э., принесло много нового в культурную жизнь Китая. В этот период был создан первый сборник стихов — «Шицзин» («Книга песен»), а также появился трактат по архитектуре «Чжоу-ли», где изложены основные правила планировки городов, предусматривающие строительство дворцов и прокладку широких магистралей.
Значительные сдвиги в культурной жизни страны произошли в середине 1-го тысячелетия до н. э., в течение периода, вошедшего в историю под названием Чжань Го — «Воюющие царства» (V— III вв. до н. э.), когда государство Чжоу утратило свое единство. Решающую роль в подъеме экономики страны в это время сыграло открытие месторождений меди и железа. Усовершенствовались сельскохозяйственные орудия, улучшилась обработка почвы. Выросли новые города и развились новые ремесла. Между городами возникла оживленная торговля, появились в обращении монеты. Китайские ученые приступили к обобщению первых сведений, полученных из наблюдений над природой. В VII в. до н. э. был создан первый китайский лунно-солнечный календарь, а в IV в. до н. э. составлен звездный каталог. Возникла потребность в философском осмыслении познаний о природе. В середине 1-го тысячелетия до н. э. возникает множество различных философских течений, которые получили название «сто школ». Древнейшими из учений были конфуцианство и даосизм.
В чжоускую эпоху совершались массовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря, одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которые должны были сопровождать своего господина на тот свет.
В области военной науки
Среди многочисленных научных направлений существовала сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и практике ведения сельского хозяйства, собраны сочинения, где описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т. д.
Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании, возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами, разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.
Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты. Была создана первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ.
1.3. Династия Цинь и Хань
В 221 г. до н. э. период «воюющих царств» завершился объединением Китая под властью могущественной династии Цинь. Правитель империи, принявший титул Цинь Шихуан — Первый император, предполагал, что его династия будет править «на протяжении десяти тысяч поколений». Памятуя о горьком опыте междоусобиц, руководители империи приняли меры для ослабления центробежных сил: в первый же год по указу императора у населения было конфисковано оружие, из которого было приказано отлить колокола и бронзовые статуи; из различных царств в новую столицу переселили более ста тысяч семей наследственной знати, оторвав их от родных корней; вся страна была заново разделена на 36 областей, не совпадавших в границах с прежними царствами и княжествами. Области делились на уезды, уезды — на волости, состоявшие из нескольких деревень. Жесткая административная структура пронизывала империю сверху донизу.