Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Поэтому тема изучения культуры Древнего Китая является актуальной на сегодняшний день.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1. Становление и развитие цивилизации в Древнем Китае………..
5
1.1. Династия Шань-Инь ……………………....………………………….
5
1.2. Династия Чжоу ……………………………………………………….
7
1.3. Династия Цинь и Хань ………………………………………………..
9
Глава 2. Религиозно-философские системы Древнего Китая …………..
12
2.1. Даосизм …………………………………………………………..……
12
2.2. Конфуцианство……………………………………………….……….
14
2.3. Буддизм………………….…………………………………………….
16
Глава 3. Развитие науки, литературы и искусства в Древнем Китае……
18
3.1. Литература…………………………………………………………….
18
3.2. Искусство……………………………………………………………...
19
3.3. Естественно-научные знания…………………………………………
21
Заключение………………………………………………...………………..... 22
Список использованной литературы……………………………………….. 24

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya_po_kulturologii.docx

— 63.27 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

(УГАЭС)

 

Кафедра гуманитарных, естественнонаучных, математических и

 социально-  экономических дисциплин

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине: «Культурология»

На тему: «Культура Древнего Китая»

 

 

                                                                Выполнил:     студент группы   2БЭЗк-11

                                                                                      Шифр студента   036

                                                                                       Барабанова М.А.

                                                                Проверил:   

 

2012

Содержание

 

Стр.

Введение……………………………………………………………………...

3

Глава 1. Становление и развитие цивилизации в Древнем Китае………..

5

1.1. Династия Шань-Инь  ……………………....………………………….

5

1.2. Династия Чжоу  ……………………………………………………….

7

1.3. Династия Цинь и Хань ………………………………………………..

9

Глава 2.  Религиозно-философские системы Древнего Китая …………..

12

2.1. Даосизм …………………………………………………………..……

12

2.2. Конфуцианство……………………………………………….……….

14

2.3.   Буддизм………………….…………………………………………….

16

Глава 3. Развитие науки, литературы и искусства  в Древнем Китае……

18

3.1.   Литература…………………………………………………………….

18

3.2.   Искусство……………………………………………………………...

19

3.3.   Естественно-научные  знания…………………………………………

21

Заключение………………………………………………...……………….....    22

Список использованной литературы………………………………………..     24




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Китай - страна древней истории, культуры, философии. Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. 

Тема данной контрольной  работы: Культура Древнего Китая.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий  в своем развитии неоднократно опережала  культуру других стран: именно китайцы  подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Поэтому тема изучения культуры Древнего Китая является актуальной на сегодняшний день.

Изучение Китая началось сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Было найдено множество достоверных источников, позволивших изучать и описывать историю и культуру Китая, однако многогранная и оригинальная культура Древнего Китая все еще остается не до конца изученной и привлекает внимание как ученых – историков и культурологов, так и широкого круга людей.

Целью работы является всестороннее изучение культуры Древнего Китая. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть основные этапы развития культуры Древнего Китая;

2) Охарактеризовать направления  философии и религиозные системы,  существовавшие в  Древнем Китае;

3) Изучить научные достижения Древнего Китая, развитие литературы и искусства.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже  в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где  владели пахотными орудиями, умели  строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов.

Каждая  из  культурных  эпох  тесно  связана  с  социально-политическими, экономическими  и  другими   особенностями  данного  исторического  периода  и  представляет  собой  определённый  этап  развития  культуры. Таких  культурных  эпох  в  истории Древнего  Китая  несколько:

- II—I тыс. до н.э.— возникновение государства, период Шан (Инь);

- XI—VIII вв. до н.э.— государство Чжоу (Западное Чжоу); 

- VIII-VI вв. до н.э.— период «многоцарствия» (Лего); 

- V-III вв. до н.э.— эпоха «воюющих царств» (Чжань Го); 

- III в. до н.э—II в. н.э. — империи Цинь и Хань; 

- III-VI вв. н.э.— период «трехцарствия». 

Китай - страна с богатейшими  традициями медицины, ткачества и  вышивания, национальной кухни, живописи и другими. Благодаря трудолюбию и таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Становление и  развитие цивилизации в Древнем  Китае

 

1.1. Династия Шань-Инь  

 

В середине 2-го тысячелетия  до н. э. в долине реки Хуанхэ возникло первое китайское государство под  властью династии Шан-Инь. Династия Шан в XVII в. до н.э. получила название Инь. Правитель носил  титул  «Ван»  (царь),  был  верховным  жрецом  и  верховным военачальником.

Остатки столиц Шанского царства, обнаруженные в провинции Хэнань, близ городов Аньяна, Якьши и Чжэнь-чжоу, показывают, что города имели правильную, геометрически четкую планировку, были окружены глинобитной стеной, защищавшей как от вражеских нашествий, так и от наводнений. Например, стена столицы вблизи Чжэнь-чжоу была мощным сооружением толщиной 6 метров и длиной в 2 километра. Центральная площадь расположенного близ Аньяна «Великого города Шан» составляла 6 кв. км, дворец его правителя располагался на главной магистрали. 

Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н. э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.

Шанское общество находилось на грани  медно-каменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае  происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное.

Существовали довольно крупные  ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т. д.

В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство  и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI - VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего развития.

Необходимость счёта времени, и  составление календаря явились  причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением.

С расширением территории Китая  росли познания и в области  географии. В результате экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т. д.

При династии Шан-Инь достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления, и бронзовые сосуды.

 

 

 

 

 

1.2. Династия Чжоу

 

К концу 2-го тысячелетия  до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, которые вели между собой борьбу. Наиболее сильным из них было Чжоу. Правление династии Чжоу, продлившееся с XI по III в. до н. э., принесло много нового в культурную жизнь Китая. В этот период был создан первый сборник стихов — «Шицзин» («Книга песен»), а также появился трактат по архитектуре «Чжоу-ли», где изложены основные правила планировки городов, предусматривающие строительство дворцов и прокладку широких магистралей. 

Значительные сдвиги в культурной жизни страны произошли в середине 1-го тысячелетия до н. э., в течение периода, вошедшего в историю под названием Чжань Го — «Воюющие царства» (V— III вв. до н. э.), когда государство Чжоу утратило свое единство. Решающую роль в подъеме экономики страны в это время сыграло открытие месторождений меди и железа. Усовершенствовались сельскохозяйственные орудия, улучшилась обработка почвы. Выросли новые города и развились новые ремесла. Между городами возникла оживленная торговля, появились в обращении монеты. Китайские ученые приступили к обобщению первых сведений, полученных из наблюдений над природой. В VII в. до н. э. был создан первый китайский лунно-солнечный календарь, а в IV в. до н. э. составлен звездный каталог. Возникла потребность в философском осмыслении познаний о природе. В середине 1-го тысячелетия до н. э. возникает множество различных философских течений, которые получили название «сто школ». Древнейшими из учений были конфуцианство и даосизм.

В чжоускую эпоху совершались массовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря, одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и останки похороненных вместе с ними их слуг или рабов, которые должны были сопровождать своего господина на тот свет.

В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь - цзы (VI - V вв. до н. э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.

Среди многочисленных научных направлений  существовала сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и практике ведения сельского хозяйства, собраны сочинения, где описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т. д.

Следом за крупными сдвигами в хозяйственной  жизни, развитием ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании, возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами, разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.

Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое  распространение получают бронзовые  зеркала, инкрустированные серебром и  золотом. Бронзовые сосуды отличаются нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты. Была создана первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ.

 

1.3. Династия Цинь и  Хань

 

В 221 г. до н. э. период «воюющих царств» завершился объединением Китая под властью могущественной династии Цинь. Правитель империи, принявший титул Цинь Шихуан — Первый император, предполагал, что его династия будет править «на протяжении десяти тысяч поколений». Памятуя о горьком опыте междоусобиц, руководители империи приняли меры для ослабления центробежных сил: в первый же год по указу императора у населения было конфисковано оружие, из которого было приказано отлить колокола и бронзовые статуи; из различных царств в новую столицу переселили более ста тысяч семей наследственной знати, оторвав их от родных корней; вся страна была заново разделена на 36 областей, не совпадавших в границах с прежними царствами и княжествами. Области делились на уезды, уезды — на волости, состоявшие из нескольких деревень. Жесткая административная структура пронизывала империю сверху донизу. 

Информация о работе Культура Древнего Китая