Культура древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Содержание

Введение
Уровень развития материальной цивилизации.
Государство и генезис социальных связей.
Мировосприятие в древнем Китае
Наука и культура древнего Китая
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контр культ др Китая.doc

— 98.50 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

 

Введение

Уровень развития материальной цивилизации.

Государство и генезис социальных связей.

Мировосприятие в древнем Китае

Наука и культура древнего Китая

Список литературы

 

 


Введение

 

Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Название «хайнцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Цинь восходит европейское название европейское название Китая со времен античности: лат. – sinae, фр. – chine, англ. – china.

Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и политический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями различных этносов и укладов:

1. I-II тыс. до н.э. – возникновение государства, период Шань (Инь)

2. XI-VIII - вв. до н.э. - государство Чжоу (Западное)

3. VII-VI вв. до н.э. – период «многоцарствования» (Лего)

4. V-III вв. до н.э. – эпоха «воющих царств»

5. III вв. до н.э. – II в. н.э. – империя Цинь и Хань

6. III – VI вв. н.э. – период «трехцарствования»


Уровень развития материальной цивилизации

В середине II тыс. до н.э. в Северном Китае по берегам поселения раннегородского типа, охватывающие одну или несколько общин. Такие территориальные общины явились основой становления протогосударственных объединений. В конце II тыс. до н.э. во главе одного крупного этнически однородного конгломерата таких общин встала наиболее сильная община – Шанская. Ее предводитель обладал большими военными полномочиями и назывался ваном. Постепенно в общине – государстве Шан особое развитие получил культ предков вана, что выражалось особым покровительством богов роду вана. В дальнейшем сакрализация власти, в эпоху Западного Чжоу, ван был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением.

Наиболее значительные изменения в социально-политическом, экономическом и духовном развитии древнекитайское общества произошли качественные сдвиги в развитии земледелия, ремесла и торговли. Первое упоминание о железоплавильном деле содержится в летописе, сообщающей об отливке в царстве Цинь железного треножника с записью уголовных законов (513 г. д.э.). Эта дата фиксирует важную веху в развитии Древнего Китая и знаменует появление писанного государственного законодательства взамен устного обычного права.

В период «воющих царств» бурно развиваются различные виды более сложных ремесел: ткацкого, столярного, лакового, керамического, ювелирного. Важное значение стала приобретать международная торговля, расцвет которой связан с открытием Великого Шелкового Пути от ханьской столицы Чанани через Азию на римский Восток. Свое название он получил из-за главного предмета китайского экспорта – щелка. Кроме него по этому пути вывозили железо, никель, драгоценные металлы, изделия ремесла. Предметами импорта были драгоценные камни, пряности, благовония.

В эту эпоху создавались мощные крепостные стены, ограждающие царства от набегов кочевников и друг друга. Позже они стали частью Великой Китайской стены, построенной в период империи Цинь, - мощного фортификационного сооружения, протяженностью почти четыре тысячи километров, состоящая из утрамбованной земли и каменных глыб. Сооружение стены длилось почти десять лет и стоило неимоверных тягот и людских потерь.

Реформаторская деятельность первого императора Цинь Шихуанди привела к ускорению социально-экономических процессов, обусловленных развитием частнособственнических и рабовладельческих отношений, и коренному переустройству общественной и политической жизни.

 

Государство и генезис социальных связей

Основные социальные и политические институты древнекитайского общества сложились в эпоху «воющих царств». Две главные линии развития определяли общественные процессы этого времени: во-первых, усиление имущественного и социального расслоения в родовых крестьянских общинах и ранних государствах (царствах); во-вторых, ожесточенное военное соперничество между царствами и необходимость централизации, объединения в единое государство.

Субъектами власти-собственности в царствах были правители – ваны, которые передавали часть своих прав земельной аристократии, главам родовых кланов. Первоначально социальное, правовое, имущественное неравенство социальное, правовое, имущественное неравенство не было слишком заметным, но постепенно все большее число чиновников, аристократов, воинов и их слуг выделялось из среды общинного крестьянства и жило за их счет. С увеличением незанятого, привилегированного населения и общей массы избыточного продукта стала нарастать тенденция к индивидуализации и приватизации.

Реальной же властью правителей-воинов ослабевала, и перед ними вставала жизненно важная проблема – преодолеть децентрализацию и раздробленность. Поэтому в ряде царств были проведены реформы, суть которых сводилась к изменению характера налогообложения и упорядочения централизованного управления, с учетом нарождающихся товарно-денежных, частнособственнических и рабовладельческих отношений. Наиболее успешно такие реформы были проведены в самом «молодом» царстве Цинь в середине IV в до н.э. министром Шан Яномю

Суть реформ Шан Чна сводилась к подрыву сельской общины и могущества потомственных знатных родов. Для этой цели были узаконены взятие в залог и скупка земли, отменены ограничения на размеры земледельческих владений. Шан Ян поощрил крупное земледелие, видя в нем основу экономики. В то же время он стремился ограничить разбогатевших соотечественников и поставить их под строгий контроль. Для этого Шан Ян ввел 20 степеней гражданских рангов знатности на основе имущественного ценза, но с учетом военных заслуг. Это был своеобразный механизм экспроприации: за большой взнос можно было повысить свой статус и избежать неприятностей как представителю частного сектора.

Первый китайский император Цинь Ши-хуанди распространил на всю империю порядки, установленные Шан Яном. Политическое объединение страны, разграничивание населения по имущественному признаку, проведение мероприятий, способствующих развитию товарно-денежных отношений, несомненно, открывали простор для развития общества во всех сферах. Однако для успешной реализации этих новых перспектив требовались перемены в общественном сознании, мировоззрении, ценностных ориентация древнекитайского общества.

 

Мировосприятие в древнем Китае

Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в политичесеких, философских и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным учениям этого периода отражали все стадии развития общества – от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления единого всемогущего божества эпохи империй, однако имели ряд особенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенны в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек-мир» и тем более «человек-космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек-общество».

Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок – космический и нравственный. Подобная религиозная картина позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществление гармонии.

Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая традиция не ориентирована на деятельное отношение к миру, а приказывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших менталитет китайцев на долгие годы.

 

Наука и культура древнего Китая

С эпохи Хань общество древнего Китая вступает в принципиально новый этап культурного развития. На протяжении четырехвекового существования Ханьской империи происходило осмысление старых и возникновение новых идеалов и культурных ценностей. Ханьский период был своего рода кульминацией достижений древнего Китая в области идеологии и культуры, успехов научной мысли.

На основании многовековых достижений в области астрономии был усовершенствован лунно-солнечный календарь. Количество дней солнечного года удалось определить с точностью до 365 385/1539, а лунного месяца - до 29 43/81. В 28 г. до х.э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение первого в мире компаса, представлявшего собой квадратную железную пластину со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала одно направление, но не на север, а на юг, отсюда и название этого прибора - Сынань (Указатель юга). Сначала он применялся лишь для гадания, но с I в. х.э. стал использоваться как навигационный прибор. Тогда же была создана «повозка, указывающая на юг», с механическим устройством, фиксирующим отклонение ее дышла от заданного направления север-юг. Была установлена уникальная система единиц измерения, основной линейной мерой которой служила длина эталонной трубки бамбуковой свирели, настроенной на определенную ноту. По ее длине умещалось 90 просяных зерен, диаметр которых определял минимальную меру длины, а вес - минимальную меру веса.

Свои естественнонаучные взгляды ханьские мыслители нередко выражали в стихотворной, обычно одической форме. В трактате II в. х.э. в поэтической форме постулировалась необходимость выравнивания весов в соответствии со сжатием и расширением от холода и тепла. Были достигнуты успехи в исследовании законов механики, установлении явлений резонанса и законов гармонии. Знаменитый ученый Чжан Хэн (78-139), известный своим поэтическим творчеством, первым в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус и солнечные часы, вычислил число пи (3,04132), описал 2500 звезд, включив их в 320 созвездий. Им была разработана теория сферичности земли и безграничности вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики впервые в истории изобрели отрицательные числа, они знали десятичные дроби. Математические знания были сведены в трактат «Искусство счета в девяти книгах». Появились сочинения по фармакологии и медицине. Медицинский каталог I в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжунцин (150-219) разработал метод пульсовой диагностики, создал трактат «О тифе», где систематизировал практику лечения эпидемиологических заболеваний. Разработанный в ханьское время план благоустройства и застройки городов стал своего рода эталоном для архитекторов и зодчих последующих веков.

Конец эпохи древности отмечен техническими усовершенствованиями в ремесле и земледелии, в том числе усовершенствованием плуга, изобретением механических двигателей, использующих силу падающей воды, созданием водоподъемного насоса. В ханьских агрономических сочинениях содержатся описания таких нововведений, как грядковая культура полеводства, система переменных полей и чередования посевов, различные способы удобрения почвы и предпосевной пропитки семян, имелись специальные руководства по орошению и мелиорации. Агрономическая наука к I в. х.э. могла классифицировать почвы по девяти разрядам. Достижения в области сельского хозяйства были обобщены в трактатах по агрономии и почвоведению Фань Шэньчжи (I в. х.э.) и Цуй Ши (II в. х.э.).

К числу выдающихся достижений материальной культуры относится древнекитайское лаковое производство, зародившееся в период «Чжаньго». Его успехам способствовало развитие деревообделочного ремесла и особенно горнорудного дела, в частности добычи киновари и других минеральных красителей. Лаконосную смолу добывали из ядовитого сока лакового дерева путем ее сложнейшей переработки, затем многослойно наносили ее на основу-заготовку из дерева, шелка, кожи и других материалов. Лаковые изделия отличались уникальными химическими и физическими качествами - способностью консервировать дерево, противостоять воздействию кислот и высоких температур - до 500 градусов, предохранять металлы от коррозии. Лаком покрывались предметы вооружения, изделия самого различного практического назначения и предметы роскоши. Лак широко использовался в искусстве, в частности фресковой росписи. Лаковые изделия составляли важную статью внешней торговли Ханьской империи.

Со времени открытия Великого Шелкового пути империя Хань становятся всемирно известным поставщиком шелка. Древний Китай - родина шелка, производство его восходит к неолиту: древнейший фрагмент шелковой ткани, найденный в Чжэцзяне, датируется радиокарбоном 2750 плюс-минус 100 гг. до х.э. В древнекитайских мифах шелковица выступает как священное дерево, олицетворение солнца, символ плодородия. Разведение шелковичных червей считалось не только делом исключительной хозяйственной важности, но и своего рода священнодействием. Под угрозой жестокого наказания запрещалось раскрывать секреты разведения шелкопрядов. Их вывоз карался смертью. Но такие попытки все же предпринимались. Так, Чжан Цянь во время выполнения своей посольской миссии узнал о вывозе шелкопрядов из Сычуани в Индию в тайнике бамбукового посоха иноземными торговцами. И все же выведать у древних китайцев секреты производства шелка никому так и не удалось. О его происхождении высказывались самые фантастичные предположения: в сочинениях Вергилия и Страбона, например, говорилось, что шелк произрастает на деревьях и с них счесывается.

Информация о работе Культура древнего Китая