Культура древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:18, доклад

Описание работы

Сегодня мы можем судить о древнекитайских мифах лишь по тем следам, которые сохранились в более поздних памятниках, преимущественно с VI в. до н. э. По своему содержанию эти мифы подразделяются на несколько групп, или циклов. Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Чаще всего фигурируют два рода бедствий — наводнения и засухи. В некоторых мифах наводнение предстает как некое 'первоначальное состояние, в других наводнение послано Небом в наказание людям. Засуха оказывается результатом появления одновременно десяти солнц, испепелявших посевы и угро

Работа содержит 1 файл

Культура Древнего Китая.docx

— 21.94 Кб (Скачать)

Культура Древнего Китая

Сегодня мы можем судить о  древнекитайских мифах лишь по тем  следам, которые сохранились в  более поздних памятниках, преимущественно  с VI в. до н. э. По своему содержанию эти  мифы подразделяются на несколько групп, или циклов. Обширную группу составляют мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей. Чаще всего фигурируют два рода бедствий — наводнения и засухи. В некоторых мифах наводнение предстает как некое 'первоначальное состояние, в других наводнение послано Небом в наказание людям. Засуха оказывается результатом появления одновременно десяти солнц, испепелявших посевы и угрожавших гибелью людям. От наводнения людей спас Великий Юй, от засухи — Стрелок И, сбивший из лука все лишние солнца. Мифы о древнейших героях отражают стремление древних китайцев найти персонифицированных «авторов» важнейших технических достижений глубокой древности. Среди них те, кто научил людей добывать огонь путем трения; впервые построил шалаш из веток; изобрел способы охоты и рыбной ловли; изготовил первые земледельческие орудия и научил людей употреблять в пищу хлебные злаки; открыл способ варить зерно на пару и т. д. Характерно, что многие из этих культурных героев изображались древними китайцами в виде полулюдей полуживотных: с телом змеи, с головой быка и пр., что несомненно является отражением древних тотемистических представлений. Самостоятельный цикл составляют мифы о первопредках. Все они появились на свет в результате непорочного зачатия — прародительница иньцев случайно проглотила яйцо священной Пурпурной Птицы, мать первого чжоусца наступила на след Великана и т. д. Позднее происходит постепенный процесс отделения в сознании людей мира предков от мира богов, что приводит к обособлению 'культа предков от культа Верховного божества. Вследствие этого функции посредника переходят к жрецу или жрице — лицу, обладающему способностью обращаться с духами и богами. Во II—III вв. в Китай проникает буддизм. По преданию, первые буддийские сутры были привезены в Китай на белой лошади; в память об этом около Лояна был построен сохранившийся до настоящего времени буддийский «Храм Белой Лошади».

Письменность

Наиболее ранние памятники древнекитайской письменности — иньские гадательные надписи XIV—XI вв. до н. э. Возникновение же этой системы письма должно быть отнесено к гораздо более раннему времени, поскольку иньская письменность предстает перед нами в достаточно развитом виде. Подобно современным  китайцам, иньцы пользовались знаками, фиксирующими те или иные единицы  языка преимущественно со стороны  их значения. Подавляющее большинство  иньских знаков представляло собой  идеограммы — изображения предметов  или сочетания таких изображений, передающие более сложные понятия. Кроме того, в иньской письменности уже использовались знаки другого  типа, абсолютно преобладающие в  современной китайской иероглифике: один элемент такого знака указывал на чтение, другой — на приблизительное значение. Иньские знаки характеризуются тремя особенностями, отличающими их от современных китайских иероглифов. Во-первых, каждый элементарный знак представлял собой изображение контура какого-либо предмета, неразложимого на составные части. Во-вторых, существовало большое разнообразие в написании одного и того' же знака. В-третьих, ориентация знака относительно направления строки еще не стабилизировалась. В Древнем Китае обычно писали на длинных и тонких деревянных или бамбуковых планках, соединявшихся затем шнурком или ремнем. Писали тушью с помощью кисти, а ошибочно написанные знаки подчищали металлическим ножом. Начиная с середины I тысячелетия до н. э. древние китайцы писали также на шёлке. На рубеже новой эры в Китае была изобретена и вошла в употребление бумага. В первых веках новой эры бумага вытесняет все старые материалы для письма.

Литература

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI—VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин» — подлинная сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по четырем разделам («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны»). В IV в. до н. э. в царстве Чу жил и творил выдающийся поэт Цюй Юань, в произведениях которого живо отразились противоречия современного ему общества. Образная сила поэтического дара Цюй Юаня, выразительность его стиха и совершенство формы ставят этого поэта в число ярких талантов древности. Народная поэзия питала и творчество ханьских поэтов. Произведения наиболее известного из них — Сыма Сянжу — были включены Сыма Цянем в жизнеописание этого поэта. Дошли до нас и стихотворения, приписываемые самому Сыма Цяню, хотя вопрос об их авторстве продолжает оставаться спорным.

Искусство

Древнекитайская поэзия неотделима от музыки. Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: струнные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать и в ханьское время для исполнения традиционной «изысканной» музыки. Наряду с ним в I—II вв. в Китае распространяются и совершенно новые музыкальные инструменты, главным образом заимствованные у соседних народов. Многие из них попали в Китай из Средней Азии. В глубокой древности в Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придававших характерные черты дворцовой и храмовой архитектуре ханьской эпохи. Основу конструкции древнекитайского здания составляли не стены, а столбы каркаса, принимавшие на себя главную тяжесть крыши. Здание возводилось на приподнятой платформе. Стены обычно сооружались из утрамбованной глины (кирпич стал применяться в строительстве со II—I вв. до н. э). Крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски, в ханьское время украшавшиеся иероглифическими надписями с пожеланиями счастья, благополучия и богатства.

Особенно следует  отметить развитие в ханьское время  портретной живописи. К числу наиболее значительных и известных в настоящее  время произведений этого жанра  принадлежит фреска, открытая в 1957 г. в ханьском погребении близ Лояна. На ней изображен драматический  эпизод междоусобной борьбы конца III в. до н. э., когда будущий основатель ханьской династии попал в ловушку, подстроенную его соперником, и остался  жив благодаря находчивости своих  соратников. Неизвестный художник мастерски  передал индивидуальные черты участников пира. Интересно вспомнить, что писал  по поводу одного из них автор «Исторических  записок»: «Судя по его поступкам, я считал, что он должен быть рослым и мужественным на вид. Что же предстало  моим глазам, когда я увидел его  изображение? По внешнему облику и чертам лица он был похож на очаровательную женщину!»

О том, что в ханьское время существовал обычай украшать портретными фресками дворцовые  помещения, говорят многочисленные свидетельства источников; сохранились  и имена некоторых знаменитых в свое время художников. Об одном  из них рассказывали, что он владел искусством портрета в такой степени, что мог передавать не только красоту  лица, но и возраст человека. Как-то император приказал ему написать портреты наложниц из своего гарема и  удостаивал своим вниманием лишь тех из них, которые выглядели  под кистью художника наиболее привлекательными. Многие наложницы подкупали художника, чтобы он несколько приукрасил их; только Чжао-цзюнь не захотела пойти  на обман, и поэтому император  так и не видел ее. Когда же пришлось отправить невесту сюннускому шаньюю, император решил выбрать  для этого Чжао-цзюнь. Перед отъездом свадебного поезда Чжао-цзюнь была принята императором, который вдруг  обнаружил, что в действительности она самая красивая из всех его  наложниц. Разгневанный император приказал казнить художника, приукрасившего посредственность и тем самым  оставившего в тени истинную красоту.

Естественно-научные знания

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая  эпохи Чжаньго было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки  определяется ее прикладным характером.

Составленный во II в. до н. э. трактат «Математика  в девяти книгах» подобно «Началам»  Евклида содержит компендиум математических знаний, накопленных предшествующими  поколениями ученых. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, применение подобия  прямоугольных треугольников, решение  системы линейных уравнений и  многое другое. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. Для исследователя истории  Древнего Китая эта книга помимо своего чисто научного значения., ценна  тем, что в ней нашли отражение  реалии ханьской эпохи: цены на различные  товары, показатели урожайности земледельческих  культур и т. д.

С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области  астрономии и календаря. В «Исторических  записках» Сыма Цыня одна из глав раздела  «Трактаты» специально посвящена проблемам  небесных светил. Аналогичная глава  содержится и в «Ханьской истории» Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось в это время наблюдениям  за планетами. В I в. до н. э. древним китайцам было известно, что период обращения  Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает  с результатами современных наблюдений.

В 104 г. до н. э. было вычислено, что продолжительность  года составляет 365,25 дня. Принятый в  этом году календарь использовался  вплоть до 85 г. н. э. По этому календарю  год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз  в три года.

Солнечно-лунный календарь  древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного  производства. Календарю уделялось  значительное внимание в тех научных  трактатах, которые обобщали важнейшие  достижения земледельческой техники.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае  медицина. Древнекитайские врачи  еще в IV—III вв. до н. э. стали применять  метод лечения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской медицине,—иглоукалывание. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные  недавно в одном из ханьских погребений начала II в. до н. э. Они включают трактат  по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом  прижиганий и, наконец, сборник различных  рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных  расстройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских  болезней и т. д.). Среди рекомендуемых  средств наряду с лекарствами, содержащими  в общей сложности более двухсот  ингредиентов, прижиганиями и иглоукалываниями упоминаются и некоторые магические приемы. Например, для исцеления  от опухолей предлагалось в один из дней в конце месяца провести по опухоли семь раз старым веником, а затем бросить веник в  колодец. Обращает на себя внимание тот  факт, что в более поздних медицинских  сочинениях ханьского времени магические приемы лечения практически уже  не упоминаются. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной  анестезии при полостных операциях.


Информация о работе Культура древнего Китая