Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:45, реферат

Описание работы

В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Уникальность китайской культуры……………………………………………4

2. Религиозно-философские учения……………………………………………...7

2.1 Конфуцианство……………………………………………………………...…7

2.2 Даосизм…………………………………………………………………...…...10

2.3 Буддизм………………………………………………………………………..14

3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи….15

Заключение……………………………………………………………………......17

Литература………………………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Культура Древнего Китая.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

    Содержание 

    Введение……………………………………………………………………………3

    1. Уникальность китайской культуры……………………………………………4

    2. Религиозно-философские учения……………………………………………...7

    2.1 Конфуцианство……………………………………………………………...…7

    2.2 Даосизм…………………………………………………………………...…...10

    2.3 Буддизм………………………………………………………………………..14

    3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи….15

    Заключение……………………………………………………………………......17

    Литература………………………………………………………………………...19

 

     Введение 

    Говоря  о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.

    В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и юга  Китая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному переосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее, соединил в себе экзальтированную архаику юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без северной – не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной образованности.

    Наряду  с конфуцианством и даосизмом огромное воздействие на традиционную китайскую культуру оказал буддизм, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы, изящные пагоды и др.).

    В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

    Особую  роль в культурных контактах Китая  с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась  не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами.

    1. Уникальность китайской культуры 

    Китайская культура — одна из древнейших. Еще  в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились  изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.

    Наиболее  древним периодом китайской цивилизации  считается эпоха существования  первого государства Шан-Инь, рабовладельческой  страны в долине реки Хуанхэ.  Искусство  бронзового литья позволяло изготавливать  различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).

    Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

      Широкие улицы городов государства  Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана — первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.

    Во  время ранней императорской эпохи  Древний Китай внес в мировую  культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена. Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества.

    В математике выдающимся китайским достижением  было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа π, открытие метода решения уравнений с двумя  и тремя неизвестными. Древние  китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.

    Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с  использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

    Важным  оставалось также строительство  фортов, направленное, прежде всего  на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной (IV—III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5—8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

    Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла значительных результатов. В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу».

    Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к  тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название — «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.

    Только  в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения  уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так  гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая.

    Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место  мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами — символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Словом, мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция. 
 

    2. Религиозно-философские  учения. 

    2.1 Конфуцианство.

    Имя Конфуций  (551-479 до н.э.) - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда.

    Не  был он и умозрительным философом: теория познания и загадки  бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона.

      К тридцати годам у него  уже была заложена всех будущих  начинаний мудреца.  Конфуций  освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории"(Шу цзина), "Книги стихов"(Ши цзина), "Книги перемен"(И цзина), "Весны и осени"(Чунь-цу), "Книги о ритуалах"(Ли цзи), "Книги и музыке"(Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.

      Его идеалом есть высоко моральный  человек, опирающийся на традиции  мудрых предков. Учение делило общество на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государственности и функционировании политической культуры императорского Китая.

    Основное  содержание учения Конфуция сводится к провозглашению идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон которого сам  мудрец видел в правлении легендарных  мудрецов древности — тех самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством долга. Конфуцианство с его идеалом высоко морального человека явилось одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом.

    С обретением мощных социальных и духовных санкций официально-государственной, рационально-философской, эмоционально-психологической, религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина.

    «Лунь юй» - «Изречения» - наиболее надежный памятник, передающий воззрения Конфуция, аутентичность которого не оспаривается специалистами. Конфуций (ср. кит. – Кун Фу-цзы, т.е учитель Кун) жил в VI-V вв. до н.э. Основное в его учении –  социально-этический аспект, опирающийся на авторитет древности. Конфуций разделяет людей на три этические категории: цзинь-цзы, жэнь, и сяо жень.

    Цзюнь-цзы  – благородный муж, совершенный  человек, обладающий человеколюбием и  чувством долга. Сяо жэнь – маленький  человек или человек с маленькой  буквы, Жэнь – средний человек, потенциально могущий стать либо тем, либо другим.

    Основой правил поведения людей, по мнению Конфуция, должно быть сяо – сыновья почтительность, которая вместе с любовью к  старшим братьям являлось основой  человеколюбия.

    Управление  государством и обществом базируется на «ли», правилах, приобретших функцию закона. Для того, чтобы поддержать управление, основанное на правилах поведения, Конфуций выдвинул требование «об исправлении имен», т.е. о соответствии слов реалиям, тем самым привести действительность в надлежащий порядок.

    Согласно  учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому именно тогда в Поднебесной царил порядок. На этот «золотой век», в прошлое ориентировал мыслитель свою модель государства.

    Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы, сам же Конфуций был обожествлен. При династии Тан текст «Лунь юй» вместе с другими конфуцианскими текстами был выбит на каменных стеллах.

    Каждый  образованный китаец был обязан знать  текст «Лунь юй» наизусть, а  затем руководствоваться им в  течении всей своей жизни.

    К тридцати годам созрели основные этико - философские концепции будущего учения Конфуция.

      1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила", "этикет"). Ли провозглашалось  высшим проявлением жень. Эти  два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.

Информация о работе Культура Древнего Китая