Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда.

Содержание

1.Материальная культура Древнего Китая.
2.Архетипы китайской культуры: конфуцианство, даосизм, инь и ян, цикл неба.
3.Обычаи, традиции, верования древних китайцев.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по Культурологии.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

                    Кафедра социально-гуманитарных дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

                       Контрольная работа №10

                    на тему: «Культура Древнего Китая»

   
 
 
 
 

    
 
 
 

      
     
     
     
     
     
     
     

                                      

                                           

                                                 
 

                                    

                               План 

  1. Материальная культура Древнего Китая.
  2. Архетипы китайской культуры: конфуцианство, даосизм, инь и ян, цикл неба.
  3. Обычаи, традиции, верования древних китайцев.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            1.Материальная культура Древнего Китая

  

                         ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ШАН (ИНЬ)

        В  течение  всей  истории   китайской  культуры  каждая  из существующих  эпох  оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте,

самобытности  и  разнообразию  ценности.

        Многие  черты  материальной  культуры  шан-иньского  периода

указывают  на  её  генетические  связи  с  неолитическими  племенами,

населявшими  бассейн  Хуанхэ  в  III в. до  н.э. Немалое  сходство  мы

наблюдаем  в  керамике, характере  земледелия  и  применения сельскохозяйственных  орудий. Однако  по  крайней  мере  три  важнейших

достижения  присущи  периоду  Шан-Инь: употребление  бронзы, возникновение городов  и  появление  письменности.

        Шанское  общество  находилось  на  грани  медно-каменного   и

бронзового  веков. В  так  называемом  Иньском  Китае  происходит

общественное  разделение  труда  на  земледельцев  и  специализированных

ремесленников. Шанцы  возделывали  зерновые  культуры, выращивали  садово-огороднические  культуры, тутовые  деревья  для  разведения  шелкопряда. Скотоводство  также  играло  значительную  роль  в  жизни  иньцев. Самым главным  ремесленным  производством  было бронзолитейное. Существовали довольно  крупные  ремесленные мастерские, где  из  бронзы  изготовляли всю  ритуальную  утварь, предметы вооружения, детали  колесниц  и  т.д.

        В  период  династии  Шан  (Инь) получило  развитие  монументальное

строительство  и, в  частности, градостроительство. Города (размером

примерно  в  6  кв.км)  строились  по  определённому  плану, с монументальными  зданиями  дворцово-храмового  типа, с  ремесленными

кварталами, бронзолитейными  мастерскими.

        Эпоха  Шан-Инь  была  сравнительно  недолгой. На  место  иньской

конфедерации  городов-общин  встало  раннегосударственное  объединение  в пределах  нижнего  и  среднего  течения  Хуанхэ – Западное  Чжоу и

культура  пополняется  новыми  отраслями.

        Образцы  древнейших  стихотворных  произведений  дошли  до  нас   в

надписях  на  бронзовых  сосудах  XI – VI вв.до  н.э. Рифмованные  тексты

этого  времени  имеют определённое  сходство  с песнями. В них был

закреплён  исторический, нравственный, эстетический, религиозный  и

художественный  опыт, приобретённый  за  тысячелетия  предшествующего

развития.

        Историческая  проза  этого   периода  представляет  собой  надписи

на  ритуальных  сосудах, которые  рассказывают  о  передаче  земель,

военных  походах, наградах  за  победу  и  верную  службу  и  т.д.

приблизительно  с  VIII в. до  н.э. при  дворах  ванов  ведётся регистрация  событий, посланий  и  создаётся архив. К V в. до  н.э.  из кратких  записей  о  событиях  в  разных  царствах  составляются  своды, один  из  которых – летопись  Лу, дошёл  до  нас  в  составе конфуцианского  канона.

        Кроме  повествований, описывающих   те  или  иные  события,

конфуцианцы  зафиксировали  в  своих  трудах  и  знания  в  области

общественной  жизни, однако  потребности  повседневной  жизни  вызвали

появление  зачатков  целого  ряда  наук  и  их  дальнейшее  развитие.

        Необходимость  счёта  времени,  и составление календаря явились

причиной  развития  астрономических  знаний. В  этот  период  вводится

должность  летописцев-историографов, в  обязанности  которых  входило

занятие  астрономией  и  календарным  вычислением.

        С  расширением  территории  Китая  росли  познания  и  в  области

географии. В  результате  экономических  и  культурных  контактов  с  иными  народностями  и  племенами, было  накоплено  много  сведений  и  преданий, относительно  их  географического  месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых  там, местных  мифов  и  т.д. 

                           ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЧЖОУ

        В  период  династии  Чжоу  медицина  отделяется  от  шаманства   и

знахарства. Знаменитый  китайский  врач  Бянь Цяо  описал  анатомию,

физиологию, патологию  и  терапию. Он - один  из  первых  врачей,  кто

производил  операции  под  наркозом, используя  для  этого  специальный

напиток.

        В  области  военной  науки   значительный  вклад  был   внесён

китайским  теоретиком  и  полководцем  Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). ему

 приписывают   авторство  трактата  о  военном   искусстве, где  показана

взаимосвязь  войны  и  политики, указаны  факторы, влияющие  на  победу  в

войне, рассматриваются  стратегия  и  тактика  ведения  боевых  действий.

        Среди  многочисленных  научных   направлений  существовала

сельскохозяйственная  школа (нунцзя). В  книгах, посвященных  теории  и

практике  ведения  сельского  хозяйства, собраны  сочинения, где описываются  методы  и  способы  обработки  почв  и  посевов, хранения

продуктов, разведения  шелковичного  червя, рыбы  и  съедобных  черепах,

ухода  за  деревьями  и  почвами, выращивания  скота  и  т.д.

       Период  династии  Чжоу  ознаменован   появлением  многих  памятников

искусства  древнего  Китая. Вслед  за  переходом  к  железным  орудиям,

изменилась  техника  земледелия, вошли  в  обращение  монеты, улучшилась

техника  ирригационных  сооружений  и  градостроительства.

       Следом  за  крупными  сдвигами  в  хозяйственной  жизни,  развитием

ремёсел, произошли  заметные  перемены  в  художественном  сознании,

возникли  новые  виды  искусства. На  протяжении  всего  периода  Чжоу

активно  развивались  принципы  градостроительства  с  чёткой  планировкой

городов, обнесённых  высокой  глинобитной  стеной  и  разделённых прямыми, пересекающимися  с  севера  на  юг  и  с  запада  на  восток  улицами, разграничивающими  торговые, жилые  и  дворцовые  кварталы.

        Значительное  место  в  этот  период  занимает  прикладное искусство. Широкое  распространение  получают  бронзовые  зеркала, инкрустированные  серебром  и  золотом. Бронзовые  сосуды отличаются

нарядностью  и  богатством  орнамента. Они  стали  более  тонкостенными, а

украшались  инкрустацией  драгоценными  камнями  и  цветными металлами. Появились  художественные  изделия  бытового  назначения: изысканные подносы  и  посуда, мебель  и  музыкальные  инструменты.

       К  периоду  Чжаньго  принадлежит   первая  картина  на  шёлке.  В

родовых  храмах  наличествовали  настенные  фрески, изображавшие  небо,

землю, горы, реки, божеств  и  чудовищ.

      Одной  из  примечательных  черт  традиционной  цивилизации древнекитайской  империи   становится  культ  образования  и  грамотности.

Было  положено  начало  официальной  системе  образования.

       В  начале  II века  появляется  первый  толковый  словарь, а  позднее  специальный  этимологический   словарь.

       Значительными  были  и  научные   достижения  в  Китае  этой  эпохи.

Составленный  во  II в.  до  н.э.  трактат  содержит  сжатое  изложение

основных  положений  математических  знаний. В  этом  трактате зафиксированы  правила  действий  с  дробями, пропорции  и  прогрессии,

применение  подобия  прямоугольных  треугольников, решение  системы

линейных  уравнений  и  многое  другое. Особых  успехов добилась

астрономическая  наука. Так, например, текст, датируемый  168 г. до н.э.,

указывает  движение  пяти  планет. В  I в. н.э. был  создан  глобус, воспроизводивший  движения  небесных  тел, а  так  же  прототип сейсмографа. Важным  достижением  этого  периода  является  изобретение

прибора, названного  «указателем  юга», который  применялся  как

мореходный  компас.

        Ярким  примером  соединения  теории  и  практики  является  история

 китайской   медицины. Лекари  применяли  большое  число  препаратов  из

трав  и  минералов. Лекарства  нередко  включали  в  себя  до  десяти  и

более  ингредиентов, а  их  применение  очень  строго  дозировалось.

                    

                      ПЕРИОД  ДИНАСТИИ  ЦИНЬ  И  ХАНЬ

    Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений

Древнего Китая. На основе вековых астрономических  наблюдений был

усовершенствован  лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские

астрономы впервые  отметили существование солнечных  пятен. Достижением

мирового значения в области физических знаний явилось  изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся  на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала  на Юг. Ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын (150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний. 

                    ПЕРИОД  ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ  ДИНАСТИИ

        В  период  Южных  и   Северных  династий  ведётся   активное

строительство  новых  городов. С  III  по  VI вв.  в  Китае  построено более  400  новых  городов. Впервые  стала  применяться  симметричная планировка  городской  застройки. Создаются  грандиозные  храмовые ансамбли, скальные  монастыри, башни – пагоды. Используются  как  дерево,

Информация о работе Культура Древнего Китая