Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 05:15, контрольная работа

Описание работы

Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др.

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 55.02 Кб (Скачать)

  I.Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру  как  материальную,  так  и  духовную.  Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы,  что все в мире  находиться  в  движении  и  постоянно  изменяется  в  результате столкновения двух противоположных космических сил – Света  и  Тьмы.  В  этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период  китайцам,  так  же,  как  и  другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись  духам  гор,  земли, рек, Солнца, Луны, дождя,  ветра  и  др.  Этим   духам  молились,  приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них  выделялись главное «верховное» божество, стоящее над  всеми  духами  и  душами  умерших людей.

      Очень   сильным  был  так  же  культ  предков.  В  основе  его   лежало

представление о том, что  душа человека после смерти продолжает жить и 

более того – она  может  вмешиваться  в  дела  живых.  Китайцы  верили,  что  душа умершего  сохраняет  все  прежние  привычки,  поэтому   вместе   с  

умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов.

      В середине I т. д.н.э. в Китае формируются  три главных  идеологических

направлений,  вследствие   трансформировавшиеся   в   философско-религиозные системы.  Это  были  даосизм,  учение  Конфуция  и  буддизм,   первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае.  Эти  учения сыграли огромную  роль  в  истории  страны  и  продолжают  оказывать  важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.      Одним из этих учений был даосизм, основатель которого мудрец  Лао-Цзы,

автор «Книги о дао и  дэ», жил в Китае на рубеже VI-V вв.  до  н.э.  Основная

философская категория даосизма – это «дао»  –   закон.  Весь  мир,  согласно

даосизму, подчинен единому  закону – дао.  Дао  –  основа  и  источник  всего

существующего, а его определяющим признаком является естественность.

      Философский   даосизм  утверждал,   человек   не   в   силах   изменить

естественный порядок  вещей, поэтому удел  человека  –  пассивное  содержание естественного хода событий и стремлений постичь дао.

      На базе  философского даосизма в начале  нашей  эры  возник  религиозный даосизм. Его  основу  составило  понятие  «абсолютное  дао»,  суть  которого сводилось к следующему утверждению:  жизнь  –  это  иллюзия,  смерть  –  это возвращение  к  дао  –  истинному  бытию  бессмертной  души.  В   дальнейшем даосистская «наука  о  бессмертии»  стала  смесью  шаманства,  колдовства  и астрологии. В Китае создаются монастыри, в  которых  жили  десятки и  сотни тысяч  даосистских  монахов;  они  получали  доход  от  земель  и  от  своей религиозной деятельности. Деятельность монахов  и  жрецов  была  чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали,  занимались  изгнанием  злых духов.  Торговали  заклинаниями  и  амулетами,  определяли   дни   и   часы, благоприятные для какого-либо дела. Религиозный даосизм так же, как и  ранее философский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления».

      В это  же время – в конце VI- начале V вв. до н.э.  в  Китае  важнейшая

религиозно-мировоззренческая  система –  конфуцианство.  Ее  основателем  был проповедник  Кун-Фу-Цзы  (551-479  г.  до  н.э.),  известный  в  европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе  он усматривал  в   упадке   нравственности   людей,   считая,   что   основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей  и старших. Он полагал, что вся полнота власти  в  стране  должна  принадлежать императору – «сыну неба».  Конфуций  опирался  на  культ  предков  и  считал необходимым сохранение традиций и устоев  (ритуалов),  соблюдение  старинных обрядов – церемоний, закрепление общественной жизни старых норм. Его  учение– это прежде всего свод правил, моральных устоев,  в  основе  которых  лежал культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.

      Во  II–I  вв.  до  н.э.  учение  Конфуция  становиться  господствующей идеологией правящих классов. На основе  его  учения  и  древних  религиозных верований  возникает  система,  освещающая  идею  тотального  господства   и подчинения.  Основное   содержание   конфуцианства   –   это   обожествление императора и освещение его власти, император почитается как  наместник  бога на Земле. Эта религия заимствовала  из  древних  верований  многих  богов  и духов, число которых все время пополнялось за счет  обожествления  отдельных исторических личностей. Все боги  делились  на  категории:  высшая  включала верховное божество, Владыку Земли и умерших предков  императора.  В  среднюю категорию входили боги Солнца, Луны, грома, дождя, ветра.

      Конфуцианство  не имело особой касты жрецов: функции  верховного  жреца выполнял  император,  общение  с   мелкими   божествами   было   привилегией государственных чиновников, так называемого «ученого сословия».

      С развитием  конфуцианства идет выработка  критериев для всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчины  требовалось 

неукоснительное выполнение обязанностей  несения  службы,  подчинения  главе  рода.  Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру,  свекрови,  ее  главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в  труде  и  продолжение рода. От нее не требовалось  выделяться  талантом,  умом,  красноречием  или остроумием, не требовалось не привлекательности, ни красоты.  Идеал  женщины – покорная жена, следовать за мужем даже в могилу. Строгой была регламентация быта китайцев. Так, торговцам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить  в колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они  – самые знатные люди в стране – не были полновластными хозяевами своих  судеб: в любое время по указанию императора их могли переместить из  одного  имения в другое, лишить имущества, а, то и жизни.

   На  рубеже  нашей   эры  в  Китае  начинает  распространяться  буддизм, возникший в Индии в VI веке  до  н.э.  Согласно  буддизму  жизнь  есть  цепь

бесконечных перерождений, при  этом  оставаясь  всегда  злом  и  страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни,  подавление всех желаний. Дух вечен,  полагали  буддисты,  материя  же  имеет  начало  и конец. Материальный мир не существует  самостоятельно,  он  лишь  проявление мистического духа.

      К IV  веку  н.э.  буддистская  церковь   в  Китае  становиться   большой экономической,  политической   и   религиозной   силой,   мощной   церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских  храмов  и  монастырей, сотни тысяч монахов  и  монахинь.  В  дальнейшем,  однако,  буддизм,  как  и даосизм, уступит место конфуцианству.

      Характерно, что все религиозные системы  Китая имели много общего:

всем им  было  присуще  почитание  старших  и  предков,  культ  послушания,  идея «недеяния»,  пассивного,  созерцательного  отношения   к  

действительности. Человек как личность  не  предоставлял  самостоятельной  ценности, общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».

      II. Исследованиями  археологов  установлено,  что  территория  Китая  была населена уже со времен нижнего  палеолита.  Именно  в  Китае  найдены  самые древние остатки ископаемого  человека  (синантропа)  вместе  с  примитивными каменными  орудиями.  Благоприятные  природные  условия   восточного   Китая способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее  притоках  очень  рано  – уже с 3-го тысячелетия до н.э. – появилось земледелие. Затем здесь  возникли государства, которые на ряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились  наиболее ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.

      История   культуры  Древнего  Китая   охватывает   длительный   период,

насчитывающий около 5 тысячелетий  своего существования.  В  настоящее 

время еще не  выработано  единой  точки  зрения  на  ход  социально-экономического развития древнекитайского  общества.  По  мнению  некоторых  исследователей, рабовладельческие отношения, сложившиеся ко 2-ому тысячелетию до н.э. уже  в середине 1-го тысячелетия до н.э. сменились отношениями феодальными.  Другая часть исследователей весь древний период, включая Хань (3 век до  н.э.  –  3 век н.э.), относит  к  рабовладельческой  формации.  Во  всяком  случае  для истории  искусства  Китая  начиная  с  середины  1-го  тысячелетия  до  н.э. появляются новые черты, которые получают  отчетливое  развитие  в  искусстве периода Хань, оно еще  тесно  связано  с  традициями  всего  предшествующего времени. Очень  важной  особенностью  культуры  Китая  является  то,  что  с древних времен, с самого своего возникновения, она  развивалась  непрерывно, сохранив многие древнейшие культурные центры на  протяжении  веков. 

Этим  в значительной степени определялось устойчивость традиций в  искусстве  Китая. Своеобразный художественный стиль сложился в Китае очень рано,  и,  несмотря на изменения, происходившие в течение последующего  времени,  некоторые  его характерные черты не меняются на протяжении всего развития  искусства  –  от древнейших времен вплоть до наших дней.

      Наибольшего  рассвета культура Древнего Китая  достигла в периоды Цынь и Хань,  когда  впервые  произошло  объединение  разрозненных  древнекитайских царств в единое целое китайское государство.

      Древнейшие  памятники искусства Китая восходят  к 3 тысячелетию до  н.э. – времени существования первобытнообщинного строя.  В настоящее 

время  по всей  территории  Китая  обнаружено  очень  много   неолитических   стоянок. Археологические  исследования,  проводящиеся  особенно  интенсивно  в   наше время, обнаружили в погребениях и на местах древних  жилищ  много  орудий  и расписных мощеных сосудов, дающих представление о наивысшем  этапе  развития неолитической культуры. Расписные керамические  сосуды  самых  разнообразных форм исполнялись вручную  или  на  гончарном  круге.  Это  либо  остродонные сосуды с острыми  донышками,  либо  чаши,  расширяющиеся  кверху;  некоторые сосуды похожи по форме на греческие амфоры. Сосуды подвергались  обжигу  при высокой  температуре;  роспись  на  них  обычно   исполнялась   по   серому, коричневатому или  красноватому  фону  глины  фиолетовой,  красной,  черной, желтой и белой краской и лишь  орнамент  оставался  светлым.  Вазы,  чаши и погребальные урны, сделанные на  гончарном  круге,   отличались  правильностью форм, тонкостью и красотой узора, большим  совершенством  исполнения,  тогда как сосуды, выполненные от руки, грубее и часто лишены росписи.

      Узор иногда  покрывает почти всю поверхность  сосуда и, обычно,  состоит из   геометрического   орнамента,   в   котором    преобладает    ритмически повторяющиеся спиралевидные завитки, сетчатый  и  шахматный  рисунок,  часто заключенный  в  окружности,  ромбы,  треугольники  и  т.п.   Орнамент   имел логическое значение  и  был,  вероятно,  связан  с  представлениями  древних китайцев о силах природы: предполагают, например, что зигзагообразные  линии и  серповидные  знаки  являлись  условными  изображениями  луны  и   молний, перешедшие в дальнейшем в китайские иероглифы. К 3-му тысячелетию до н.э. относится и, так  называемая,  Луньшаньская культура,  открытая  при  раскопках  древних  стоянок,  главным  образом   в провинциях  Шаньдун,  Шаньси  и  Хэнань.   Здесь   было   обнаружено   много керамических изделий, отличающихся высоким качеством исполнения.

      В результате  современных  раскопок  можно   сделать  вывод  о  широком

территориальном  распространении  и  высоком  уровне  неолитических  культур Китая.

      Более   подробно  изучим  следующий   период,   относящийся   ко   2-ому тысячелетию до н.э., известный под названием Шан или Инь –  по  наименованию племен, населявших территорию Китая. Экономика была еще  очень  примитивной, но основным занятием населения стало  уже  земледелие,  хотя  рыболовство  и охота играли  еще  большую  роль.  Возникло  первое  государство,  во  главе которого стояли «выны» – бывшие племенные вожди,  постепенно  превратившиеся в царей-деспотов. Появились города, в которых развилось ремесло;  зародились примитивные формы обмена между племенами. В структуре  общества  сохранились многие  черты  родового  строя;  продолжали  существовать  сильные   общины, имевшие свое родовое имя.

      В период  Шан (Инь) появились первые  укрепленные поселения.  Раскопками близ  Аньяна,  проводившиеся  в  1928-1937  гг.,  были  обнаружены   остатки большого  города,  возможно,  столицы  государства  Шан  (Инь).  Город  имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились  на  искусственной земляной платформе.

      В  качестве  строительных  материалов  для   жилых  домов  и  дворцовых

сооружений служили плотно утрамбованная земля и  дерево,  иногда  применялся камень. Сохранились  лишь  фундаменты  строений  и  остатки  стен,  которыми обносились дворы. О самих сооружениях и  форме  крыш  можно  судить  лишь  о дошедших  для  нас  пиктограммам,  изображающие  дома  и  сторожевые башни. Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых, возможно, служила солома, так как ни остатков  черепицы,  ни  деревянных  покрытий  не обнаружено. Дворец в Аньяне представлял собой прямоугольное здание  довольно больших размеров (около 30м. в длину и 9 м. в ширину).  Внутри  здания  было расположено  3  ряда  колонн,  базами  которых  служили  врытые  в  земляную платформу каменные, обточенные  глыбы  и  бронзовые  диски.  Таким  образом, исторические и археологические данные позволяют заключить, что в период  Шан (Инь) уже были выработаны некоторые архитектурные приемы  и  формы,  которые легли в основу дальнейшего развития древнекитайского зодчества.

      Это   подтверждается  и  данными   новых   археологических   изысканий, проведенных с 1959 г. в районе Аньяна. раскопками обнаружено  большое  число остатков  жилищ,  на  окраинах  города  найдены   поселения   ремесленников, мастерские бронзолитейщиков и керамистов, посреди города обнаружено  мощеная булыжниками дорога с остатками каменных фундаментов домов по краям.

Информация о работе Культура Древнего Китая