Культура Древнего Кита

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:51, реферат

Описание работы

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц¬зы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из¬готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не¬обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли. Культура древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития китайской цивилизации и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей  тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность  и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.

     Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в  своем развитии неоднократно опережала  культуру других стран: именно китайцы  подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.  Культура древнего Китая заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития китайской цивилизации и оказала глубокое влияние на культуру всего дальневосточного региона.

     Жители  Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали  интересную и самобытную культуру  как  материальную,  так  и  духовную.  Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы,  что все в мире  находиться  в  движении  и  постоянно  изменяется  в  результате столкновения двух противоположных космических сил – Света  и  Тьмы.  В  этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период  китайцам,  так же,  как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор,  земли, рек, Солнца, Луны, дождя,  ветра и др.  Этим   духам молились,  приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них  выделялись главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами  и душами  умерших людей.

     Корни китайской культуры уходят глубоко  в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии  до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

     Очень  сильным  был  так  же  культ  предков.  В  основе  его   лежало представление о том, что  душа человека после смерти продолжает жить и  более того – она  может  вмешиваться  в  дела  живых.  Китайцы  верили,  что  душа умершего  сохраняет все прежние привычки,  поэтому   вместе   с   умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов,  а в клали оружие,  драгоценные предметы утвари.

     В течение всей истории китайская  культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

     Название  «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности — Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы — Цинь восходят европейские названия Китая со времен античности: лат.— sinae, фр.— chine, англ.— china.

     Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и  полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов:

     II—I тыс. до н.э.— возникновение государства, период Шан (Инь);

     XI—VIII вв. до н.э.— государство Чжоу (Западное Чжоу);

     VIII-VI вв. до н.э.— период «многоцарствия» (Лего);

     V-III вв. до н.э.— эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);

     III в. до н.э—II в. н.э. — империи Цинь и Хань;

     III-VI вв. н.э.— период «трехцарствия».

 

      1. Основные религиозно-философские системы

 

     В середине I т. д.н.э. в Китае формируются  три главных  идеологических направлений,  вследствие   трансформировавшиеся   в   философско-религиозные системы.  Это были  даосизм,  учение  Конфуция  и буддизм,   первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае.  Эти учения сыграли огромную  роль  в истории страны  и продолжают  оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

     1.1. Даоцизм

 

     Одним учений в Китае был даосизм, основатель которого мудрец  Лао-Цзы, автор «Книги о дао и дэ», жил в Китае на рубеже VI-V вв.  до  н.э.  Основная философская категория даосизма – это «дао»  –   закон.  Весь  мир,  согласно даосизму, подчинен единому закону – дао.  Дао – основа  и источник  всего существующего, а его определяющим признаком является естественность.

     Философский  даосизм  утверждал,   человек   не   в   силах   изменить естественный порядок вещей, поэтому  удел  человека  –  пассивное  содержание естественного хода событий и стремлений постичь дао.

     На  базе философского даосизма в начале нашей  эры  возник  религиозный  даосизм. Его  основу  составило  понятие  «абсолютное  дао»,  суть  которого сводилось к следующему утверждению:  жизнь  –  это  иллюзия,  смерть  –  это возвращение  к  дао  –  истинному  бытию  бессмертной  души.  В   дальнейшем даосистская «наука  о  бессмертии»  стала  смесью  шаманства,  колдовства  и астрологии. В Китае создаются монастыри, в  которых  жили  десятки и сотни тысяч даосистских монахов;  они получали  доход от  земель  и от  своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов  была  чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали,  занимались  изгнание  злых духов.  Торговали заклинаниями  и амулетами,  определяли   дни   и   часы, благоприятные для какого-либо дела. Религиозный даосизм так же, как и ранее философский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления».

     1.2. Конфуцианство

 

     В это же время – в конце VI- начале V вв. до н.э.  в  Китае  важнейшая религиозно-мировоззренческая система –  конфуцианство.  Ее  основателем  был проповедник  Кун-Фу-Цзы  (551-479  г.  до  н.э.),  известный  в  европейской транскрипции как Конфуций. Причину всех невзгод и беспорядков в обществе  он усматривал  в   упадке   нравственности   людей,   считая,   что   основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей  и старших. Он полагал, что вся полнота власти  в  стране  должна  принадлежать императору – «сыну неба».  Конфуций  опирался  на  культ  предков  и  считал необходимым сохранение традиций и устоев  (ритуалов),  соблюдение  старинных обрядов – церемоний, закрепление общественной жизни старых норм. Его  учение – это прежде всего свод правил, моральных устоев,  в основе  которых лежал культ послушания старшим по возрасту и должности, идеализация древности.

     Во  II–I  вв.  до  н.э.  учение  Конфуция  становиться  господствующей идеологией правящих классов. На основе  его  учения  и  древних  религиозных верований  возникает  система,  освещающая  идею  тотального  господства   и подчинения.  Основное   содержание   конфуцианства   –   это   обожествление императора и освещение его власти, император почитается как  наместник  бога на Земле. Эта религия заимствовала  из  древних  верований  многих  богов  и духов, число которых все время пополнялось за счет  обожествления  отдельных исторических личностей. Все боги  делились  на  категории:  высшая  включала верховное божество, Владыку Земли и умерших предков  императора.  В  среднюю категорию входили боги Солнца, Луны, грома, дождя ветра.

     Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции  верховного  жреца выполнял  император,  общение  с   мелкими   божествами   было   привилегией государственных чиновников, так называемого «ученого сословия».

     С развитием конфуцианства идет выработка  критериев для всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчины  требовалось  неукоснительное  выполнение обязанностей  несения  службы,  подчинения  главе  рода.  Женщина должна быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру,  свекрови,  ее  главная обязанность определялась как служение мужу, усердие в  труде  и  продолжение рода. От нее не требовалось  выделяться  талантом,  умом,  красноречием  или остроумием, не требовалось не привлекательности, ни красоты.  Идеал  женщины – покорная жена, следовать за мужем даже в могилу.

     Строгой была регламентация быта китайцев. Так, торговцам и ростовщикам  запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить  в колеснице и верхом. Это было правом земельной аристократии, но даже и они  – самые знатные люди в стране – не были полновластными хозяевами своих  судеб: в любое время по указанию императора их могли переместить из  одного  имения в другое, лишить имущества, а то и жизни.

     1.3. Буддизм

 

     На  рубеже  нашей  эры  в  Китае  начинает  распространяться  буддизм, возникший в Индии в VI веке  до  н.э.  Согласно  буддизму  жизнь  есть  цепь бесконечных  перерождений, при  этом  оставаясь  всегда  злом  и  страданием.

     Выход буддисты видели в пассивности, в  отказе от радостей жизни,  подавление всех желаний. Дух вечен,  полагали  буддисты,  материя  же  имеет  начало  и конец. Материальный мир  не существует  самостоятельно,  он  лишь  проявление мистического духа.

     Вместе  с буддизмом из Индии в Китай  проникает скульптурное изображение человека. В пещерных храмах Юнкана и Лунмыня сохранились величественные памятники китайской монументальной скульптуры VIII—V вв. до н. э. В Китае, начиная со II в. до н. э. существовала и поощрялась историческая и портретная живопись. Некоторое представление об этом искусстве дают шаньдунские рельефы, украшающие гробницы. На них изображены: скачущая конница, выезды на колесницах, торжественные приемы у императора.

     К IV  веку  н.э.  буддистская церковь в Китае становиться большой экономической,  политической   и   религиозной   силой,   мощной   церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддистских храмов  и монастырей, сотни тысяч монахов и монахинь.  В дальнейшем,  однако,  буддизм,  как и даосизм, уступит место конфуцианству.

       Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им  было  присуще  почитание  старших  и  предков,  культ  послушания,  идея «недеяния»,  пассивного,  созерцательного отношения   к   действительности.  Человек как личность  не  предоставлял  самостоятельной ценности,  общество жило по принципу: «личное – ничто перед государственным и коллективным».

     2. История культуры Древнего Китая

 

     Исследованиями  археологов  установлено,  что  территория  Китая  была населена уже со времен нижнего  палеолита.  Именно  в  Китае  найдены  самые древние остатки ископаемого  человека  (синантропа)  вместе  с  примитивными каменными  орудиями.  Благоприятные  природные  условия   восточного   Китая способствовали тому, что в долине реки Хуанхэ и ее  притоках  очень  рано  – уже с 3-го тысячелетия до н.э. – появилось земледелие. Затем здесь  возникли государства, которые на ряду с Египтом, Двуречьем и Индией явились  наиболее ранними в истории человечества очагами культуры и искусства.

     История  культуры  Древнего  Китая   охватывает   длительный   период, насчитывающий около 5 тысячелетий  своего существования.  В  настоящее  время еще не  выработано  единой  точки  зрения  на  ход  социально-экономического развития древнекитайского  общества.  По  мнению  некоторых  исследователей, рабовладельческие отношения, сложившиеся ко 2-ому тысячелетию до н.э. уже  в середине 1-го тысячелетия до н.э. сменились отношениями феодальными.  Другая часть исследователей весь древний период, включая Хань (3 век до  н.э.  –  3 век н.э.), относит  к  рабовладельческой  формации.  Во  всяком  случае  для истории  искусства  Китая  начиная  с  середины  1-го  тысячелетия  до  н.э. появляются новые черты, которые получают  отчетливое  развитие  в  искусстве периода Хань, оно еще  тесно  связано  с  традициями  всего  предшествующего времени. Очень  важной  особенностью  культуры  Китая  является  то,  что  с древних времен, с самого своего возникновения, она  развивалась  непрерывно, сохранив многие древнейшие культурные центры на  протяжении  веков.  Этим  в значительной степени определялось устойчивость традиций в  искусстве  Китая.

     Своеобразный  художественный стиль сложился в  Китае очень рано,  и,  несмотря на изменения, происходившие в течение последующего  времени,  некоторые его характерные черты не меняются на протяжении всего развития  искусства – от древнейших времен вплоть до наших дней.

Информация о работе Культура Древнего Кита