Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая. Поэтому тема изучения культуры Древнего Китая является актуальной на сегодняшний день.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1. Становление и развитие цивилизации в Древнем Китае………..
5
1.1. Династия Шань-Инь ……………………....………………………….
5
1.2. Династия Чжоу ……………………………………………………….
7
1.3. Династия Цинь и Хань ………………………………………………..
9
Глава 2. Религиозно-философские системы Древнего Китая …………..
12
2.1. Даосизм …………………………………………………………..……
12
2.2. Конфуцианство……………………………………………….……….
14
2.3. Буддизм………………….…………………………………………….
16
Глава 3. Развитие науки, литературы и искусства в Древнем Китае……
18
3.1. Литература…………………………………………………………….
18
3.2. Искусство……………………………………………………………...
19
3.3. Естественно-научные знания…………………………………………
21
Заключение………………………………………………...………………..... 22
Список использованной литературы……………………………………….. 24

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya_po_kulturologii.docx

— 63.27 Кб (Скачать)

3) Освобождение от страстей освобождает от страдания. 

4) Путь к освобождению.  Для достижения просветления и освобождения следует продвигаться путями,  включающими Три Практики  (тришикша): практику нравственности  (шила),  практику  сосредоточения  (самадхи), практику мудрости (праджня).

 Хотя практика  нравственности  имеет  много форм,  но в основе их всех лежит этика воздержания от 10 недобродетелей: 
 1) Лишение  жизни  живого  существа:  от  убийства  насекомого до убийства человека.

2) Воровство:  завладеть имуществом другого без его согласия. 
 3) Сексуальный проступок: разврат.

4) Ложь: обманывать других словами или действиями.

5) Злословие: вносить распри или раздоры, побуждая тех, кто был в согласии, ссориться, или тех, кто был в ссоре, зайти в тупик.

6) Грубость: оскорблять других.

7) Пустословие:  вести разговоры о глупостях под влиянием желаний и прочих скверн.

8) Зависть:  думать  - "вот было бы это моим",  желать что-либо, принадлежащее другому.

9) Злонамеренность:  желание  причинить вред другим,  большой или малый. 
 10) Ложные взгляды:  представлять несуществующим нечто существующее, как например закон перерождений, четыре благородные истины и тому подобные доктринальные положения буддизма.

Буддизм, пришедший из Индии и бывший на территории Китая первой единой религиозной системой, проповедовал идеи милосердия, смирения на земле и непротивление злу. Это учение заняло первое место среди прежних религий Китая, от которых буддизм позаимствовал много местных особенностей и старых народных культов.

Последующим развитием культурных процессов Древний Китай обязан сильнейшему влиянию буддийской традиции. [4] 

Взаимовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появлению особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время. 

 

Глава 3. Развитие науки, литературы и искусства в Древнем Китае.

 

3.1.   Литература

 

Китайские мудрецы видели назначение слова в том, чтобы в равной степени выражать и скрывать, называть и утаивать, что и запечатлено в многозначном высказывании Конфуция: «Если слова выражают то, что  нужно,  этого  достаточно».  «Словесность  в  Китае  –  образ безмолвия.  Афоризм,  краткое  изречение  –  ее  самая  аутентичная форма»[6].

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI—VI вв. до н. э.

«Шицзин» — подлинная  сокровищница древнекитайской поэзии. Этот памятник включает 305 поэтических  произведений, сгруппированных по четырем разделам («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны»).  Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Второй и третий раздел - это в большинстве своем стихотворения, основные темы которых - служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны торжественные песнопения в честь предков и правителей. Традиции «Шицзина» были унаследованы поэтами IV в. до н. э., сохранившись до нашего времени.

Эпоха Хань была временем стремительного взлета китайской культуры. В частности, возникают филология, поэтика, составляются первые словари. Сыма Цянь (145-86 до н.э.) - «отец» китайской истории - создает фундаментальный труд «Исторические записки» (130 томов), где излагается не только древнекитайская история, но и истории соседних стран и народов.

Выдающимся поэтом ханьской эпохи стал Сыма Сянжу (179-118 до н.э.). Он воспевал бескрайние просторы Империи, ее могущество, а также самого «великого человека» — императора. Наряду с поэзией создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки.

3.2.   Искусство

 

Художественная культура Китая  впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы - будь то цветок, дерево, животное -- позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности - каллиграфическим надписям -- придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности  живопись на свитке. Китайская картина-свиток - это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Шихуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна -- это символ долголетия, бамбук -- стойкости и счастья, аист -- одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей -- вытянутый свиток -- помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

На первые века нашей эры  приходится и расцвет архитектуры, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно развиты живопись тушью на бумаге, шёлке, а также искусство фресок.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых  зеркал, украшенных резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н.э. фарфора. Великолепны также и разнообразные лаковые изделия.

Интересна и необычна архитектура  Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и чётко обозначенный карниз,-пагода. Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани, «Большая пагода диких гусей» в Сиане.

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Все жанры древнекитайского искусства  несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.

 

 

 

3.3.   Естественно-научные  знания

 

Математика зародилась в  Китае в глубокой древности. С V в. до н.э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан знаменитый трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, они знали действия с дробями, которые умели сокращать, решали задачи на проценты, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

Развивалась астрономия. Уже  во II тыс. до н.э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения и дали названия 28 созвездиям, которые к тому времени они выделили из множества звёзд. Тогда же ими были написаны первые книги по астрономии, в которых имелись карты звёздного неба, составленные астрономом Чжан Хэн, жившим во II в. н.э. Он же создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Значительный вклад в  мировую медицину внесли китайские  врачи. Самая ранняя из книг о лекарственных средствах была составлена во II в. до н.э. Авторство её приписывают императору Шэнь Нунцу, которого считают основателем китайской фармакологии. Китайскими алхимиками  был  собран  богатейший  материал  в области химии и медицины, а сделанные ими наблюдения привлекают к себе пристальное внимание современной науки. [5]

Великим вкладом Древнего Китая в общечеловеческую культуру явилось изобретение бумаги. Изобретение бумаги и туши создало условие для техники эстампов, а затем и возникновению печатной книги.

Из технических изобретений  следует назвать магнитный прибор-предшественник компаса, который появился на свет в III в. до н.э., водяную мельницу, изобретённую на рубеже новой эры, водоподъёмную машину-насос, поднимающую воду на поверхность земли. Кроме того, именно китайцами был сконструирован первый в мире сейсмограф.

Заключение

 

Китайская  культура  всех  времён  развивалась  в  условиях  различных противоречий  внутри  страны. Сохранившиеся  материальные  и  литературные  источники  позволяют проследить  процесс  развития  китайских  религиозно-философских  взглядов, возникновение  социально-политических  систем. Мы  видим,  как  развиваются градостроительство, архитектура, искусство; создаются сокровищницы  поэзии  и  прозы; возникают  значительные  произведения изобразительного  искусства, в  том  числе  и  портретная  живопись. А  красота  китайского  фарфора, вышивок, расписных  эмалей, резных изделий  из  камня, дерева, слоновой  кости  по  своему  изяществу  и художественной  ценности  претендуют  на  одно  из  ведущих  мест  среди подобных  изделий  в  мире. Значительными  были  и  естественно – научные достижения  в  области  образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания  и  т.д. Достигнуты  успехи  в  экономическом  развитии, расширении  внешних  отношений.

Особенностью духовной жизни  Древнего Китая было наличие в  ней конфуцианства и даосизма, а также буддизма, возникшего в  Индии. Китайская иероглифическая письменность, возникшая во II тыс. до н.э., сохраняется до сих пор. Дошли до наших времён и такие литературные произведения, как «Книга песен» и «Книга перемен». В Древнем Китае знали более 20 музыкальных инструментов. Получило развитие театральное искусство, акробатика, театр кукол и теней.

Китайская средневековая  культура, начавшаяся троецарствия претерпела ряд существенных изменений и подошла к пределу своего развития, завершению традиции в эпоху Мин. Китайские мастера достигли поразительного мастерства показывать своё искусство, скрывая его.

Жители Древнего Китая  создали интересную культуру, оказавшую  сильное влияние на культуру других народов Дальнего Востока. Жители же Средневекового Китая развивали  эту культуру, внося в неё различные  новшества и изменения, тем самым, сделав Китай самой обособленной цивилизацией в мире. Поэтому культура китайского народа внесла значительный вклад и в мировую культуру.

Культура  Китая  оказала  большое  влияние  сначала  на  развитие  культуры многочисленных  соседних  народов, населявших  обширные  территории позднейших  Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи  и  Японии. Позднее  на большое  число  ведущих  держав  средневекового  мира. Значительную  лепту китайская  культура  внесла  и  в  развитие  мировой  культуры. Её самобытность, высокая  художественная  и  нравственная  ценность  говорят  о творческой  одаренности  и  глубоких  корнях  китайского  народа.

Таким образом, с древних  времен китайцы привнесли всеобщую грамотность в общество, оказав непосредственное влияние на философию, искусство и науку. Тем не менее, культура древнего Китая до сих пор полна таинственных неизученных элементов.

Огромный, прекрасный и ещё  малоизвестный нам мир культуры Китая дополнил собой и бесконечно обогатил наше представление об искусстве. Китай сегодня осваивает бывшие многие столетия недоступными ему достижения Запада, и вместе с тем он бережно сохраняет те ценности, которые созданы трудом и талантом его народа. Настоящее этой грандиозной страны нельзя понять, не зная её прошлого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1) Сидихменов Б.Я. Китай:  страницы прошлого. М.: Наука, 1978;

2) Очерки по истории  мировой культуры. Под ред. Т.  Ф. Кузнецовой.  М., 1997;

3) Васильев Л.С. История Востока .Т. 2.– М.: Высш. шк., 1994;

4) Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. Сборник статей. М., 1982;

5) Кравцова М.Е. История  культуры Китая. М., 1999;

6) Малявин В.В. Китайская  цивилизация. М., 2001;

7) Конфуций. Лунь юй (Беседы  и суждения). М., 2002;

8) Титаренко И.Н. История культуры Древнего Востока: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010.

 


Информация о работе Культура Древнего Китая