Культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами.

Содержание

Введение 2
1. Уникальность китайской культуры 4
2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре 8
3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи 12
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 20

Работа содержит 1 файл

_Культурология.docx

— 37.66 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

Университет российской академии образования

Челябинский филиал

 

Кафедра общественных коммуникаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По  курсу: «Культурология»

На  тему:   «Культура Древнего Китая»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы Э-121

Экономического факультета

Стерехов А.А.

 

Проверил: кандидат культурологи, доцент Белова Л.И.

 

 

 

 

 

Челябинск

2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 2

1. Уникальность китайской культуры 4

2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре 8

3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи 12

Заключение 18

Список использованной литературы и источников 20

 

 

Введение

Говоря о китайской  культуре, мы привыкли рассматривать  ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно  к китайской древности. Подобно  тому, как сам Китай (тогда царство  Чжоу) был разделен, начиная с  середины I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.

В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и  юга Китая. Если для севера, давшего  начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональному  переосмыслению архаических основ  цивилизации, то на юге господствовала стихия мифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. И даосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее, соединил в себе экзальтированную архаику  юга и рациональность севера. Первая дала ему содержание, вторая наделила формой, предоставив созданный ею философский способ освоения действительности для выражения смутных и неосознанных творческих потенций. Без южной традиции даосизм не стал бы даосизмом, без  северной - не смог бы сказать о себе языком великой культуры и книжной  образованности.

Наряду с конфуцианством и даосизмом огромное воздействие  на традиционную китайскую культуру оказал буддизм, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы, изящные пагоды и др.).

В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

Особую роль в культурных контактах Китая с внешним  миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с  другими странами. 

1. Уникальность китайской культуры

Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.

Древнее общество на территории Китая представляло собой  замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов:

II—I тыс. до н.э.— возникновение государства, период Шан (Инь);

XI—VIII вв. до н.э.— государство Чжоу (Западное Чжоу);

VIII-VI вв. до н.э.— период «многоцарствия» (Лего);

V-III вв. до н.э.— эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);

III в. до н.э—II в. н.э. — империи Цинь и Хань;

III-VI вв. н.э.— период «трехцарствия».

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается  эпоха существования первого  государства Шан-Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).

Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

Широкие улицы городов  государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась  первая картина на шелке: женщина, над  которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое  собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана - первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.

Во время ранней императорской  эпохи Древний Китай внес в  мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области  письменности и книгопечатания открыли  бумагу и подвижный шрифт, а в  военной технике - пушки и стремена. Были изобретены механические часы и  произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества.

В математике выдающимся китайским достижением  было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа р, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Ханьские математики впервые в истории изобрели отрицательные числа.

 Древние китайцы были  образованными астрономами, составили  одну из первых в мире звездных  карт.

Поскольку древнекитайское  общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные  технические вопросы, связанные  в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому  высокого развития в Древнем Китае  достигли астрономия, знание календарных  расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

Важным оставалось также  строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители  прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной (IV-III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5-8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла значительных результатов. В Древнем  Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические  операции с применением наркотических  средств, впервые применили и  описали в литературе методы лечения  иглоукалыванием, прижиганием и  массажем. Древнекитайские мыслители  и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная  система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу».

Своеобразие, уникальность китайской  традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название - «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.

Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы  поведения уже в древности  были решительно выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая.

Это имело  для Китая далеко идущие последствия, в частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами - символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю — Поднебесной.

 Словом, мифология и  религия по всем пунктам отступали  под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.

 

2. Религиозно-философские учения: конфуцианство,  даосизм, буддизм и их место  в китайской культуре

Имя Конфуций (551-479 до н.э.) - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда.

Не был он и умозрительным  философом: теория познания и загадки  бытия также оставались вне его  поля зрения. Несмотря на всё это  Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного  региона.

К тридцати годам у него уже была заложена основа всех будущих начинаний мудреца. Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории" (Шу цзина), "Книги стихов" (Ши цзина), "Книги перемен" (И цзина), "Весны и осени" (Чунь-цу), "Книги о ритуалах" (Ли цзи), "Книги и музыке" (Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.

Его идеалом был высоко моральный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государственности и функционировании политической культуры императорского Китая.

Основное содержание учения Конфуция сводится к провозглашению идеала социальной гармонии и поиску средств достижения этого идеала, эталон которого сам мудрец видел  в правлении легендарных мудрецов древности - тех самых, что блистали добродетелями. Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создают идеал совершенного человека, который должен обладать гуманностью и чувством долга. Конфуцианство с его идеалом высоко морального человека явилось одной из основ, на которых зиждилась гигантская централизованная империя с ее мощным бюрократическим аппаратом.

С обретением мощных социальных и духовных санкций официально-государственной, рационально-философской, эмоционально-психологической, религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина.

Помимо конфуцианства  на культуру Китая оказал влияние  Даосизм. Его основоположником считался Лао-Цзы, старший современник Конфуция. Даосизм получил популярность в  народе и благосклонность императоров  благодаря проповеди долголетия и бессмертия.

В центре учения понятия Дао, т.е. великого пути. Дао порождает  уравновешивающие друг друга начало инь и янь (женское и мужское, темное и светлое). Исходя из идеи о том, что тело человека представляет собой микрокосмос, подобно макрокосму, т.е. Вселенной даосизм предложил ряд рецептов достижения духовного бессмертия:

1.Ограничение до минимума  в еде; 

2.Физические и дыхательные  упражнения, начиная от невинных  движений и поз до инструкции  по общению между полами;

3.Совершение более 1000 добродетельных  поступков; 

4.Принятие препаратов, позволяющих  человеку уйти в себя (которое  привело и к злу и к добру,  т.к. стали делать пилюли из  опиума, но способствовало развитию  фармацевтики).

Во 2-3вв. в Китай приходит буддизм, который достаточно заметно  повлиял на традиционную китайскую  культуру. Буддизм просуществовал в  Китае почти два тысячелетия, сильно изменившись в процессе приспособления в китайской цивилизации. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли - чань-буддизм (японский дзэн).

Наиболее трансформации  буддизма проявились в своеобразном китайском искусстве, которая как  нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид  индийского Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с архитектурой храмов.

В то же время  именно буддийская идея гармоничного единения человека с природой стала  не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия. Истина и Будда везде и во всем. В  молчании гор, в журчании ручья, в  сиянии солнца. Это нашло отражение  в живописи, в знаменитых китайских  свитках (не на полотне, а на шелке). И в их сюжетах преобладали  изображение гор, птиц, цветов, трав и насекомых. Следует отметить, что  каждый элемент Китайской живописи символичен: сосна - символ долголетия, бамбук - стойкости и мужества, аист - одиночества и святости, змея - самая  красивая и самая умная. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания Особую роль в китайском изобразительном искусстве играют иероглифы. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания. Не только в письме и живописи, но и в архитектуре.

Информация о работе Культура Древнего Китая