Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 22:03, реферат
В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Особую роль в культурных контактах Китая с внешним миром сыграл «Великий шелковый путь», которым совершалась не только торговля, но и культурный обмен Китая с другими странами.
Введение 2
1. Уникальность китайской культуры 4
2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре 8
3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи 12
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 20
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Университет российской академии образования
Челябинский филиал
Кафедра общественных коммуникаций
Реферат
По курсу: «Культурология»
На тему: «Культура Древнего Китая»
Выполнил: студент группы Э-121
Экономического факультета
Стерехов А.А.
Проверил: кандидат культурологи, доцент Белова Л.И.
Челябинск
2012
Введение 2
1. Уникальность китайской культуры 4
2. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре 8
3. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи 12
Заключение 18
Список использованной литературы и источников 20
Говоря о китайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное. Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобно тому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-гo тыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также и культура его являла собой картину значительного многообразия; существовало несколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайском синтезе.
В наибольшей степени отличались
друг от друга культуры севера и
юга Китая. Если для севера, давшего
начало конфуцианству, характерно внимание
к этической проблематике и ритуалу,
рассудочное стремление к рациональному
переосмыслению архаических основ
цивилизации, то на юге господствовала
стихия мифопоэтического мышления, процветала
экстатичность шаманских
Наряду с конфуцианством и даосизмом огромное воздействие на традиционную китайскую культуру оказал буддизм, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы, изящные пагоды и др.).
В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.
Особую роль в культурных
контактах Китая с внешним
миром сыграл «Великий шелковый путь»,
которым совершалась не только торговля,
но и культурный обмен Китая с
другими странами.
Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.
Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов:
II—I тыс. до н.э.— возникновение государства, период Шан (Инь);
XI—VIII вв. до н.э.— государство Чжоу (Западное Чжоу);
VIII-VI вв. до н.э.— период «многоцарствия» (Лего);
V-III вв. до н.э.— эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);
III в. до н.э—II в. н.э. — империи Цинь и Хань;
III-VI вв. н.э.— период «трехцарствия».
Наиболее древним периодом
китайской цивилизации
Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.
Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана - первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.
Во время ранней императорской
эпохи Древний Китай внес в
мировую культуру такие открытия
как компас и спидометр, сейсмограф.
Позже были изобретены книгопечатание
и порох. Именно в Китае в области
письменности и книгопечатания открыли
бумагу и подвижный шрифт, а в
военной технике - пушки и стремена.
Были изобретены механические часы и
произошли технические
В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа р, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Ханьские математики впервые в истории изобрели отрицательные числа.
Древние китайцы были
образованными астрономами,
Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.
Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной (IV-III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5-8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.
Китайская медицина на протяжении
3-х тысячелетней истории достигла
значительных результатов. В Древнем
Китае впервые была написана «Фармакология»,
впервые стали проводить
Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название - «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.
Только в Китае этико-
Это имело для Китая далеко идущие последствия, в частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами - символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю — Поднебесной.
Словом, мифология и
религия по всем пунктам
Имя Конфуций (551-479 до н.э.) - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда.
Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона.
К тридцати годам у него уже была заложена основа всех будущих начинаний мудреца. Конфуций освоил достижения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории" (Шу цзина), "Книги стихов" (Ши цзина), "Книги перемен" (И цзина), "Весны и осени" (Чунь-цу), "Книги о ритуалах" (Ли цзи), "Книги и музыке" (Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.
Его идеалом был высоко моральный человек, опирающийся на традиции мудрых предков. Учение делило общество на «высших» и «низших» и требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств. Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской государственности и функционировании политической культуры императорского Китая.
Основное содержание учения
Конфуция сводится к провозглашению
идеала социальной гармонии и поиску
средств достижения этого идеала,
эталон которого сам мудрец видел
в правлении легендарных
С обретением мощных социальных
и духовных санкций официально-
Помимо конфуцианства на культуру Китая оказал влияние Даосизм. Его основоположником считался Лао-Цзы, старший современник Конфуция. Даосизм получил популярность в народе и благосклонность императоров благодаря проповеди долголетия и бессмертия.
В центре учения понятия Дао, т.е. великого пути. Дао порождает уравновешивающие друг друга начало инь и янь (женское и мужское, темное и светлое). Исходя из идеи о том, что тело человека представляет собой микрокосмос, подобно макрокосму, т.е. Вселенной даосизм предложил ряд рецептов достижения духовного бессмертия:
1.Ограничение до минимума в еде;
2.Физические и дыхательные упражнения, начиная от невинных движений и поз до инструкции по общению между полами;
3.Совершение более 1000 добродетельных поступков;
4.Принятие препаратов, позволяющих человеку уйти в себя (которое привело и к злу и к добру, т.к. стали делать пилюли из опиума, но способствовало развитию фармацевтики).
Во 2-3вв. в Китай приходит буддизм, который достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую культуру. Буддизм просуществовал в Китае почти два тысячелетия, сильно изменившись в процессе приспособления в китайской цивилизации. На основе синтеза идей и представлений, извлеченных из философских глубин буддизма, с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом и возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли - чань-буддизм (японский дзэн).
Наиболее трансформации
буддизма проявились в своеобразном
китайском искусстве, которая как
нигде в мире опиралось на традиции.
Китайцы так и не приняли вид
индийского Будды, создали свой образ.
То же самое произошло и с
В то же время именно буддийская идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия. Истина и Будда везде и во всем. В молчании гор, в журчании ручья, в сиянии солнца. Это нашло отражение в живописи, в знаменитых китайских свитках (не на полотне, а на шелке). И в их сюжетах преобладали изображение гор, птиц, цветов, трав и насекомых. Следует отметить, что каждый элемент Китайской живописи символичен: сосна - символ долголетия, бамбук - стойкости и мужества, аист - одиночества и святости, змея - самая красивая и самая умная. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания Особую роль в китайском изобразительном искусстве играют иероглифы. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания. Не только в письме и живописи, но и в архитектуре.