Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:36, реферат
Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.
В эпоху среднего царства (21-
Первое,бросающееся в глаза новшество,изменение местности : не в пустыне,а у скал Ливийского нагорья.
Второе - усложнение композиции
За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор,окруженный колоннадой.
Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения , вырубленные в скале.
К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.
Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.
От заупокойного комплекса
Самая главная новация - захоронение отдельно от храма.Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов , что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три террасы, возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшая декорировка , широкое использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад, деревья и искуственные пруды , размещавшиеся и на террасах.
Идея пространственно
Основными элементами сложного
и гармонического целого были
следующие объемные и
Основным средством
Одним из наиболее совершенных
храмовых ансамблей среди
Рассмотрим его план: в нем
нетрудно выделить три
Постепенное движение к
И завершает основную линию
архитектуры культовых
Они сохраняли основные
Отличительная черта
искусства.
В Древнем царстве
Для всех характерны следующие художественные приемы:фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности;голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед;фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались:тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.
Основной характер - торжественная
монументальность и строгое
Довершает индивидуализацию
В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их.Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.
Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины ,глубоко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица : острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.
В мелкой пластике Среднего
царства появляются
терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в
скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева ,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одежда посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,
приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
Интереснейшим периодом в
время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до
н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона,включавшим административно-хозяйственные здания , домами - усадьбами вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.
Существенным новшеством
Но наиболее значительные
проявиться
не только в чертах лица , но и передаче
душевного состояния.
тона , поражающих реалистичностью трактовки.При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона , доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в Карнаке;рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле.Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона , незаконченная. Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и носа , моделировка лица отличается мягкостью.
Скульптуру второй половины Нового царства , ее основную линию , представляют следующие произведения : гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы
Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме.Самая
яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами.”Вспомнились”
древние традиции египетского искусства - торжественно-героический
монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений, утверждающая величие фараона-бога.
Но по сравнению с Древним
царством вся эта скульптура
обрела оттенок гигантомании , когда
внешнее слишком превосходит внутреннее.
Завершают характеристику
росписи , которые в великом множестве украшали стены гробниц , заупокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть ими оформлено.
Характерные особенности
Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объединившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канонические черты.К ним относятся :
1.Построчное размещение
2.Композиционная организация
мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабность фигур.Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изображали в больших размерах , чем все остальные фигуры.
4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.