Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:36, реферат

Описание работы

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.

В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.

Работа содержит 1 файл

EGYPT культурология.DOC

— 38.95 Кб (Скачать)

                   В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).

                   Первое,бросающееся в глаза новшество,изменение местности : не в пустыне,а у скал Ливийского нагорья.

                   Второе - усложнение композиции заупокойного  храма , состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас ,подчеркнутая пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками , идущими по фасаду и по бокам храма.

                   За основным ядром комплекса  шел небольшой открытый  двор,окруженный колоннадой.

Он вел  во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения , вырубленные в скале.

                    К  этому добавлялся нижний  храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.

                   Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

                 От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитекторомСенмутом , рядом с храмом Ментухотепа I.

                    Самая главная новация - захоронение  отдельно от храма.Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов , что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три террасы, возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшая декорировка , широкое использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад, деревья и искуственные пруды , размещавшиеся и на террасах.

                  Идея пространственно развитого  храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси,наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

                   Основными элементами сложного  и гармонического целого были  следующие объемные и пространственные  компоненты : молельня, коронный зал,открытый двор.Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами.Чередование их акцентиро - валось огромными пилонами - входами , представляющие собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса.Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.”иглы фараона”).

                  Основным средством архитектурной  выразительности была колонна : в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.

                 Одним из наиболее совершенных  храмовых ансамблей среди египетских  архитектурных памятников является  Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.    

                Рассмотрим его план: в нем  нетрудно выделить три основные  части.Первая-вытянутый прямоугольник,юбозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор,обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая обширная,прямоугольная,обозначающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

                  Постепенное движение к молельням  через величественно-гигантские  “заросли”каменного папируса имело  и “световую драматургию”от  ярко освещенного солнцем двора  ,через сумрак колонного зала , куда свет проникал сквозь  верхние зарешеченные проемы, к  таинственному полумраку искусственно  освещенной молельни.Недаром некоторые ученые считали,что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий ,нежели пространством для пребывания.

                    И завершает основную линию  архитектуры культовых памятников  Древнего Египта т.н.Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия) , которые полностью высечены из скального массива , включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.

                    Они сохраняли основные композиционные  принципы храмовых комплексов  Нового царства,максимально акцентируя при этом идею прославления фараона. 

                                                Скульптура. 

                   Отличительная черта египетского  изобразительного искусства его  каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной  форм,композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись.  При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию,ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма  ограниченный круг произведений,связанных со скульптурными статуями,рельефами и росписями,отобрав  те образцы,в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского

искусства.

                    В Древнем царстве вырабатываются  строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками,прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями,статуя Ранофера);сидящая,с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет ,статуя царскогописца Каи).

                    Для всех характерны следующие  художественные приемы:фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности;голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед;фигуры  неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались:тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.

                    Основной характер - торжественная  монументальность и строгое спокойствие.К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой , но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы,аккуратными усиками и пухлыми губами ;надменное лицо зодчего Хемиуна,чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

                   Довершает индивидуализацию канонических  черт  тщательная пластическая  обработка тела: молодого ,физически развитого или полного , слегка оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.

                В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их.Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.

                   Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины ,глубоко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица : острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором  энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.

                   В мелкой пластике Среднего  царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством , как изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одежды,воспроизводящая различные узоры,миниатюрность фигур-харак -

терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

                   Лирическое начало в наибольшей  степени характерно для

скульптурных  образцов Нового царства. Статуэтки  жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева ,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одежда посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,

приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость  и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

                 Интереснейшим периодом в искусстве  Нового царства стало

время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в  первой половине 14 в. до

н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона,включавшим административно-хозяйственные здания , домами - усадьбами вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.

                 Существенным новшеством храмовых  ансамблей, при сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси , был отказ от многоколонных залов.Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

                   Но наиболее значительные изменения  произошли в изобразительном  искусстве .Разрыв с древней  религиозной традицией ознаменовал  отход от героизации царского  образа.Акцент теперь был сделан на требовании простоты и естественности , которые должны были

проявиться  не только в чертах лица , но и передаче душевного состояния.Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхна -

тона , поражающих реалистичностью трактовки.При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона , доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в Карнаке;рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле.Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона  ,  незаконченная. Здесь уже нет гротесковых  преувеличений  губ  и  носа  ,  моделировка лица отличается мягкостью.

                   Скульптуру второй половины Нового царства , ее основную линию , представляют следующие произведения : гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы

Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме.Самая

яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами.”Вспомнились”

древние традиции египетского искусства - торжественно-героический

монументальный  стиль, подавляющая грандиозность сооружений, утверждающая величие фараона-бога.

                Но по сравнению с Древним  царством вся эта скульптура  обрела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее. 

                                       Рельефы и росписи. 

                 Завершают характеристику египетского  искусства рельефы и

росписи , которые в великом множестве украшали стены гробниц , заупокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть ими оформлено.

                   Характерные особенности изобразительного  канона в рельефе сложились  еще в додинастический период,что нашло свое отражение и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства .

Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объединившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канонические черты.К ним относятся :

     1.Построчное размещение сюжетных  сцен(разделение плоскости горизонтальные пояса).

     2.Композиционная организация сцен(внутри  поясов)на основе упорядоченности.С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.

мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами.

     3.Разномасштабность фигур.Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изображали в больших размерах , чем все остальные фигуры.

     4.Изображение человека - принцип  распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.

Информация о работе Культура Древнего Египта