Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:14, реферат
Цель работы: изучение культуры Древнего Египта, выделение особенностей ее развития и факторов на нее влияющих.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие культуры Древнего Египта.
2. Выявить особенности древнеегипетской письменности.
3. Рассмотреть религию Древнего Египта.
4. Изучить литературу Древнего Египта.
5. Описать архитектурные памятники Древнего Египта, изучить изобразительное искусство этой страны.
6. Рассмотреть продвижения и открытия деятелей науки в Древнем Египте.
Введение 3
Культура древнего Египта 5
Письменность 7
Религия 9
Изобразительное искусство 14
Архитектура 15
Наука 16
Заключение 19
Список литературы: 20
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ
КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ»
Реферат по дисциплине: «Всемирная история»
Тема: Культура Древнего Египта
Выполнила студентка группы
11-УН АСИ
Лошманова К.С.
Проверил к.и.н., старший преподаватель
Гребенкин А.Н.
Орел 2011
Оглавление
Введение 3
Культура древнего Египта 5
Письменность 7
Религия 9
Изобразительное искусство 14
Архитектура 15
Наука 16
Заключение 19
Список литературы: 20
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры1.
Актуальность
темы заключается в том, что культура
Древнего Египта - это монументальное искусство,
служившее в основном целям религиозного
культа. Особенностью его является то,
что большинство произведений создавалось
для мёртвых. Древнеегипетские мастера
могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и
Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила. Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.
Цель работы: изучение культуры Древнего
Египта, выделение особенностей ее развития
и факторов на нее влияющих.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие культуры Древнего
Египта.
2. Выявить особенности древнеегипетской
письменности.
3. Рассмотреть религию Древнего Египта.
4. Изучить литературу Древнего Египта.
5. Описать архитектурные памятники Древнего
Египта, изучить изобразительное искусство
этой страны.
6. Рассмотреть продвижения и открытия
деятелей науки в Древнем Египте.
Структура работы: работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части( включающей шесть разделов ), заключения, списка литературы и приложения.
В древности Египтом называли узкую долину реки Нил начиная от первого порога и обширную дельту Нила, образованную несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. Египет расположен в северо-восточном углу Африканского континента и узким Суэцким перешейком связан с Передней Азией. По Суэцкому перешейку проходила караванная дорога, связывавшая Египет с культурными центрами Передней Азии. По Нилу обеспечивались сношения Египта с далекими странами Тропической Африки и Средиземноморья. Довольно рано древние египтяне освоили дороги — русла высохших рек (арабское название «вади»), идущих от Нила к берегам Красного моря, откуда открывались морские пути на Синайский полуостров, в Аравию и через Баб-эль-Мандебский пролив в область современного Сомали (древнюю страну Пунт)2. Таким образом, Египет находился как бы на перекрестке различных путей, связывающих его со многими странами и регионами Африки, Средиземноморья, Передней Азии и Аравии.
Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.
Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития.
В древнеегипетской культуре
есть целый ряд особенностей, которые
делают ее глубоко оригинальной системой.
Ее оригинальность и своеобразие
определялись как ранним зарождением
классовых отношений и
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства
Древнейшая
гиероглифическая письменность Египта
подобно шумерийской, древнеиндийской,
древнекитайской и другим древнейшим
системам письма самобытно возникла из
простейших рисунков и узоров первобытной
эпохи. На глиняных сосудах архаической
эпохи эти примитивные смысловые рисунки
уже приближаются к значению знаков и
облекаются в упрощённую схематическую
форму линейного орнамента. Для начертания
целых предложений (фраз) эти отдельные
картинные знаки соединялись в сложный
смысловой рисунок. Отдельные картинные
знаки, обозначавшие целые слова, стали
постепенно получать значение слогов.
В эпоху Древнего Царства в
египетской письменности появляется система
алфавита, служившая для обозначения 24
основных звуков. Однако египетские писцы
не смогли отрешиться от архаических пережитков
древности и создать систему письменности,
состоявшую из одних лишь алфавитных знаков.
В силу консервативных традиций египетские
писцы сохранили в своей письменности
большое количество сложных слоговых
и картинных словесных знаков, обозначая
многие слова картинными определителями
(детерминативами) данной смысловой группы.
Древнеегипетская орфография
не знала строгих правил: правописание
каждого слова могло изменяться в каждом
отдельном случае. Единственным правилом
египетского правописания было требование
симметричного расположения, т. е. правильного
размещения гиероглифов прямоугольниками
или квадратами. Писали древние египтяне
горизонтальными строчками, которые читались
справа налево, а иногда вертикальными
столбцами, которые всегда читались сверху
вниз. Материалами для письма служили
камень, дерево, черепки, кожа, холст и
папирус, который был самым употребительным
писчим материалом в древнем Египте. Уже
в эпоху Древнего Царства в связи с частым
составлением деловых документов появляется
скоропись, которая требует упрощения
внешней формы знака. Эту упрощённую систему
египетской письменности вслед за греками
называют «гиератикой». Самая усовершенствованная
скоропись, так называемая «демотика»,
напоминающая современную стенографию,
появляется в VIII в. до н. э. и получает широкое
распространение в позднюю эпоху упадка
Египетского государства3.
Медленность развития и сложность
египетской письменности в значительной
степени объясняются тем, что она полностью
находилась в руках жрецов, которые были
монополистами знания и не были заинтересованы
в том, чтобы сделать письменность доступной
для народа, достоянием широких масс. Наоборот,
жрецы и писцы окружали письменность ореолом
религиозной таинственности, считая её
даром бога мудрости Тота, «письмом божественных
слов»4.
Перед тем как начать писать, писец должен
был совершить возлияние жертвы богу Тоту
и произнести молитву.
Таким образом, египетская письменность является комбинированной письменностью, где каждое слово изображалось алфавитными, слоговыми и картинно-образными знаками и детерминативами.
Египетская религия с
ее идеей загробного преображения и
вечной жизни открыла потаенные
(сакральные) страницы культурной истории
Древнего Египта. В системе заупокойных
представлений все заметней становится
этический элемент религиозной
культуры египтян. Но он не развился в
систему личностных ориентаций: идеалом
осталось не будущее, и высшей ценностью
не настоящее, а блаженное прошлое,
когда сами боги правили людьми,
было и идеалом, и высшей ценностью.
В этой системе взглядов содержатся
попытки связать воедино
Боги в изображении древних египтян – это существа с человеческим телом и головами животных. Их божественность здесь изображается через образы существ, населяющих священную природу. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне считали, что после смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.
Фараон Аменхотеп IV, который правил в 1419-ок.1400гг. до н.э., выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона, трактуемый жрецами как «тело Ра». Столицей государства он сделал город и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону»6. Культы всех богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре были вынуждены пойти на примирение со жрецами. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились. Чувствуя своё бессилие в борьбе с природой, первобытный египтянин наделял отдельные явления природы и отдельные предметы сверхъестественной силой, стремясь в то же время использовать эту силу в своих интересах. Культ этих фетишей, т. е. священных предметов дикарского культа, как бы наделённых фантастической сверхчувственной силой, восходит к эпохе архаики. С этих древних времён в Египте почитали особый фетиш в виде двух перекрещённых стрел или лука, соединённого в футляре, ставший священным символом богини Нейт, деревянный резной предмет, напоминающий задвижку — фетиш бога Мина, «острые» зубы бога Сопду, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух и целый ряд аналогичных колдовских предметов. Остатки этого примитивного фетишизма сохранялись в древнеегипетской религии вплоть до позднего времени7.
Литература
Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу. Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского государства. Вместе с тем направление литературного процесса зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанности египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них человека, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ,— все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведений.
Своеобразие иероглифической письменности, в частности обилие разнообразных знаков-символов, расширяло творческие возможности авторов, позволяло создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.
Корни египетской литературы
восходят к IV тысячелетию до н. э., когда
были созданы первые литературные записи.
В эпоху Древнего царства появились
зачатки некоторых жанров: обработанные
сказки, дидактические поучения, биографии
вельмож, религиозные тексты, поэтические
произведения. Во времена Среднего
царства жанровое разнообразие увеличивается,
углубляется содержательная сторона
и художественное совершенство произведений.
Достигает классической зрелости прозаическая
литература, создаются произведения
высочайшего художественного
Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа» . Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклео-польского царя Ахтоя своему сыну Мерика-ра» и «Поучение фараона Аменемхета I»8, в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуау-фа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.
Из поучений Нового царства
можно назвать «Поучение Ани»
и «Поучение Аменемо-пе» с