Культура древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:05, реферат

Описание работы

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Искусство……………………………………………………………..4
Глава II. Письменность………………………………………………………..6
Глава III. Литература…………………………………………………………..7
Глава IV. Мифология………………………………………………………...10
Глава V. Язык…………………………………………………………………11
Глава VI. Наука……………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Культура древнего Египта.doc

— 87.50 Кб (Скачать)


- 1 -

 

         Профессиональный Институт Экономики

                                                                                                              Курс I

                                                                          Факультет финансы и кредит

                                                             Специальность бакалавр экономики

 

                                      

                                        Реферат

                                             

 

По дисциплине: «Культурология»

На тему: «Культура древнего Египта»

                        

 

 

 

                             Выполнил студент Сюткин Андрей Владимирович

                                                                                  Группа УЭШД-11/11-С-1Б

                                                   

 

 

 

 

 

                                                  Москва 2012

                                               

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Искусство……………………………………………………………..4

Глава II. Письменность………………………………………………………..6

Глава III. Литература…………………………………………………………..7

Глава IV. Мифология………………………………………………………...10

Глава V. Язык…………………………………………………………………11

Глава VI. Наука……………………………………………………………….12

        Заключение…………………………………………………………………..15

        Список использованной литературы…………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                                 Введение

       Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

        Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.
        В основе древнеегипетской культуры — страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие. Главный «герой» культуры — великая река Нил, а главная идея — вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре. Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, — выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

 

 

 

 

 

                                        Глава I. Искусство

     Архитектура. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.

     В Египте было мало архитектурных форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус..

     Последний фактор, который играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.

     Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

     Скульптура. Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Статуи, как правило, сохраняют первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

     Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

     Живопись. Все рельефы в Древнем Египте ярко раскрашивались, меньше всего изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем гипса сверху, потом известняк — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы. В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря. Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.

     В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мертвых. Это считалось важным для загробной жизни.

     Основными цветами были красный, синий, черный, золотой и зеленый.

 

 

                                           Глава II. Письменность

     В дельте Нила растёт много тростника — папируса. Его заросли поднимаются вверх на высоту от трёх до шести метров. Из папируса египтяне издавна делали лёгкие лодки, а потом научились изготовлять материал для письма, который тоже называли папирусом.

    Сначала папирус косили, затем разрезали каждый стебель на длинные полоски и накладывали их концами друг на друга. Рубцы (места стыков) сплющивали деревянным молотком. На этот кусок накладывали другой слой папируса, перпендикулярно первому, и снова били молотком. Выделявшийся сок скреплял полоски. Чтобы получился длинный папирус, отдельные куски склеивали. Готовый папирус скатывали в свиток. Длина самого длинного из известных свитков папируса — 40,5 м. Это список подарков, которые фараон Рамзес III передал разным храмам.

     Папирус был дорогим материалом, и египтяне его берегли. Часто они использовали старые папирусы для новых записей, предварительно смыв с них краску. Многие папирусы содержат ценнейшую информацию о культуре древнего Египта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Глава III. Литература

     Сказки. Египетская литература восходит своими корнями к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы древнейшие произведения. За три тысячи лет египтяне создали богатую художественную литературу, разработали её различные жанры. Для египетской литературы характерно длительное сохранение традиционных сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм, что явилось результатом консерватизма религиозной идеологии, в значительной степени пропитывающей почти всю литературу.

     К глубоким истокам устного народного творчества восходят сказки, сюжеты которых, как бы выхваченные из самой гущи народной жизни, ярко отражают быт и мировоззрение простых земледельцев. Таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде», написанные в период Рамессидов. Злая жена и невинный юноша, которого она хочет обольстить, чудесные превращения главного героя сказки и, наконец, конечное торжество несправедливо страдающего праведника — эти сказочные мотивы характерны не только для египетской литературы, но и для литературного творчества других народов.

     Описания путешествий. Установление экономических и культурных связей Египта с соседними странами, в частности с районами Передней Азии и с областями Восточной Африки, находит своё отражение в новом жанре художественной литературы — в описаниях путешествий. В «Сказке о потерпевшем кораблекрушение» герой повествует о своём странствии к рудникам царя. Страшная буря разбивает корабль и выбрасывает смелого мореплавателя на таинственный «остров духа». Путник находит здесь роскошную природу, чудесные плоды, обилие рыб и птиц. Владыка острова в образе громадного «змея» утешает своего гостя, щедро одаряет его богатствами, различными благовониями, слоновыми клыками, собаками, обезьянами и отпускает в Египет.

     Большими художественными достоинствами обладает «Рассказ египтянина Синухета», знатного вельможи, бежавшего в Сирию из — за боязни быть замешанным в придворную интригу. Автор красноречиво и реалистично изображает невзгоды, которые претерпевает Синухет в пути, когда на него напала жажда: "Она настигла меня, я задыхался, моё горло пылало, и я сказал: «Это — вкус смерти». Образно и эмоционально описывается пребывание Синухета в далёкой и варварской Сирии, его тоска по родине. С радостью повествую о возвращение в Египет. Возможно, этот рассказ является подлинной, литературно обработанной автобиографией египетского вельможи, ставшей классическим произведением египетской художественной литературы.

     В XI в до н. э. деловая поездка для закупки дерева «старейшины палаты управления Амона в Фивах» Уну — Амона послужила основой для создания высокохудожественного « Путешествия Уну — Амона», в котором злоключения египетского чиновника в Финикии изображены с большим литературным мастерством.

     Религиозная поэзия. Литература древних египтян была самым тесным образом связана с религией, поскольку религия была господствующей формой идеологии в Египте. К тому же произведения собственно религиозной литературы облекались в художественную форму. Таковы магические заклинания, гимны богам и обоготворённым царям и разнообразные религиозно — магические тексты, связанные с заупокойным ритуалом.

     Поучения. Произведения дидактической (поучительной) литературы относятся главным образом к Среднему и Новому царству, но некоторые из них восходят к периоду Древнего царства. В «Поучении Птакотепа», содержащем изречения «жителей мудрости», правила поведения и хорошего тона, автор утешает «маленького человека» тем, что «бог возвышает знатного». Просителю, обиженному и пострадавшему, рекомендуется смирение. Человек никогда не должен забывать о своём социальном положении, всегда повинуясь старшим и начальникам.

     Та же мысль о необходимости укрепления существующего строя красной нитью проходит через два знаменитых «Поучения». Одно из них приписывается Ипусеру, а другое — Неферти. В этих «Поучениях» в образной художественной форме описывается крупное восстание рабов, происшедшее в конце Среднего царства. К несколько более раннему времени относится «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери — ка — Ра», в котором содержатся советы, как управлять государством в это смутное время. К «Поучениям» примыкает интересное литературное произведение «Повесть о красноречивом крестьянине», рассказывающее, как один крестьянин просит вельможу вернуть незаконно отнятое у него имущество. Крестьянина отправляют в царский дворец. Царь, восхищённый его красноречием, приказывает выдать ему пропитание и с удовольствием слушает его искусные речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Глава IV. Мифология

Мифология древнего Египта больше основана на поэтичности, чем на рациональности. Существовало множество легенд, о каждой из которых в другом поселении, сочинялась своя версия. Тем самым образы богов либо сливались, либо вовсе распадались и переставали существовать. В мифах, в большей степени преобладают монологи самих богов и их рассуждения. Мифы древних египтян, как и сказания других народов рассказывают каждый свою версию возникновения мира и смысла пребывания людей на земле.

     Египтяне в мифах прославляют только одного героя - Геракла, считая его больше защитником людей и хранителем мира, нежели воином. Однако они почитают не только его и наряду с ним есть и другие боги воспетые в мифах. Так например:

            Амон - главный бог сотворивший мир.

            Апис - бог плодородия.

            Баст - богиня любви.

            Хор - покровитель фараонов.

            Имхотеп - покровитель врачей.

            Хнум - хранитель Нила.

     В египетской мифологии также говорится о священности животных и египтяне придают этому большое значение до сих пор. Изначально мифы гласили что мир был создан богами из хаоса. Люди же согласно им появились из слез бога солнца Ра. В мифы египтяне верят и сегодня, только каждый со своим представлением.

 

 

 

 

                                             Глава V. Язык

     Язык, на котором говорили древние египтяне, исчез ещё несколько тысяч лет назад. В наше время жители Египта говорят на арабском языке. В самом Египте сохранилось много разных памятников, обелисков, руин храмов, густо покрытых древними египетскими письменами — иероглифами. Но уже не было людей, которые умели бы их читать. Поэтому долго никто не знал, что означают египетские иероглифы и как их расшифровать. Расшифровка иероглифов была важным элементом, без которого трудно было узнать, что либо о культуре древнего Египта.

     В 1821 г. французский ученый Жан Шампольон расшифровал иероглифы и прочитал древние надписи. Ему помог счастливый случай. В Египте возле села Розетта солдаты рыли окопы в песке. Вдруг лопата одного из них наткнулась на что-то твёрдое. Это была каменная плита величиной с крышку обычного стола, сверху донизу покрытая письменами. Плиту, которую по месту находки назвали «Розеттским камнем», отвезли в музей.

     Учёные увидели, что надписи на ней делятся на три части. Сверху был текст на греческом языке, а на двух нижних — на египетском. Прочитав греческий текст, узнали, что речь шла о царе Птолемее и царице Клеопатре.

Информация о работе Культура древнего Египта