Культура древнего египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Египет – одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем, что на ее территории имелись все необходимые ископаемые для хозяйственной деятельности, и она занимала выгодное географическое положение. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4-начале 3 тыс. до н. э.. Они были объединены в централизованную деспотию.

К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и др. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развития мифология – все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа. Дыхание ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня, заросли папируса в дельте Нила, цветы священного лотоса и др. – во многом определили суровую красоту египетского искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения и выразительные средства, при помощи которых был воссоздан сложный и величавый образ человека, отражено богатство мифологических представлений.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 46.88 Кб (Скачать)

     Введение

     Египет  – одно из древнейших государств мира, а его искусство – один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Вознесение египетской державы было предопределено тем, что на ее территории имелись все необходимые ископаемые для хозяйственной деятельности, и она занимала выгодное географическое положение. Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4-начале 3 тыс. до н. э.. Они были объединены в централизованную деспотию.

     К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и др. Египетские пирамиды, храмы  с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развития мифология –  все это свидетельствовало о  большой художественной одаренности  одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение  его величественная природа. Дыхание  ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных  пород камня, заросли папируса в  дельте Нила, цветы священного лотоса и др. – во многом определили суровую  красоту египетского искусства. На протяжении веков в нем выработались совершенные способы изображения  и выразительные средства, при  помощи которых был воссоздан  сложный и величавый образ  человека, отражено богатство мифологических представлений.

    История культуры Древнего Египта делится на следующие этапы: Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.),

     Раннее  царство (ок. 3000 – 2000 г.г. до н.э.),

     Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.),

     Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.),

     Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.),

     Поздний период (XI – IV вв. до н.э.).

     Искусство и культура Древнего Египта были наиболее передовыми и наиболее совершенными среди искусств различных народов  Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем это было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности

 

     

     Египетская  религия.

     Огромное  место в жизни египетского  государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ.

     Сложение египетского пантеона богов – сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющих небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. Их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.).

     Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное  божество, которое в разных номах  представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри-утренное солнце, Ра-дневное, Атум-вечернее.

     Из  различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог  солнца Ра.

     С возвышением 5-й династии Древнего царства, происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя.

     У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехметт – грозное око Ра, богиня войны, богиня-целительница; Тефнут – любимое око Ра, богиня влаги; Хатор – солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Все они изображались в виде женщины с головой львицы.

     Великий Ра не был единственным великим солнечным  богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа – Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду:

     1)Амон

     2)Мут Хонсу

     3)богиня неба, жена бог луны, сын

     Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога – Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV: он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона – солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов – в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.

     Особую  роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную  природу — человеческую и божественную. Олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном.

     Согласно  представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной  целью: чтобы заставить их служить  себе. Божественный промысл определял и судьбы людей. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из ряда церемоний, и из обильных жертвоприношений специально подобранных животных. Составление, разучивание и исполнение религиозных гимнов считалось важнейшим делом жрецов и способствовало развитию религиозной поэзии.

     В египетской религии большое место  занимал заупокойный культ. Его  основой было сформировавшееся у  египтян понимание сущности природы  и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь – каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда; важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице.

     Во  времена Нового царства была сделана  попытка развить этический элемент  в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Однако этический момент в египетской религии был выражен еще в зачаточной степени и не получил развития.

     Очень крупную роль играла в египетской религии магическая практика. По многочисленным текстам, изображениям и вещественным остаткам нам известно о применении магии во всех областях жизни народа и во все периоды египетской истории. Существовала лечебная и предохранительная магия. Она в основном связана с медициной, несмотря на ее широкое развитие. Известны и различные приемы вредоносной магии. Наконец, широко известна египетская заупокойная магия — система магических средств для снискания покойнику благополучия в загробном мире.  

     Литература

     Египтяне  создали богатую, насыщенную интересными идеями и художественными образами литературу, древнейшую в мире. Особенностью литературного процесса в Египте было непрерывное и преемственное совершенствование первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Своеобразие иероглифической письменности, в частности обилие разнообразных знаков-символов, расширяло творческие возможности авторов, позволяло создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.

     Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились  остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время трудовых процессов, незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья.

     Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию  до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.

     Наиболее  полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии.

     Из  поучений Нового царства можно назвать  «Поучение Ани» и «Поучение Аменемо-пе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности.

     Особой  разновидностью поучений были пророчества  мудрецов, предсказывающих наступление  бедствий для страны, для господствующего  класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных  богами. Как правило, такие пророчества  описывали реальные бедствия, происшедшие  во времена народных восстаний, вторжений  иноземных завоевателей, социальных и политических потрясений. Наиболее известными произведениями этого жанра  были «Речение Ипу-сера» и «Речение Неферти».

     Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. Некоторые сказки стали настоящими шедеврами, оказавшими влияние на создание сказочных циклов других народов  Древнего Востока (например,«Тысяча и одна ночь»).

     Наиболее  известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Петубастисе и др. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.

     Подлинными  шедеврами египетской литературы стали  повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста». Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью — такова основная идея «Рассказа Синухета» классического произведения египетской художественной литературы. В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.

     Среди различных жанров особое место занимала религиозная литература, включающая обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Особую популярность получили циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые были своего рода зачатком древнеегипетского театра.

     Гимны и песнопения, исполняемые в честь  богов на празднествах, были, видимо, массовой поэзией, но некоторые из дошедших до нас гимнов, в частности гимн Нилу и особенно гимн Атону, в которых в образах Нила и Солнца прославляется прекрасная и щедрая природа Египта, являются поэтическими  шедеврами  мирового  класса.

     Уникальным  произведением является философский  диалог «Беседа разочарованного со своей душой». Здесь повествуется о горькой судьбе человека, которому опостылела земная жизнь, где царствует зло, насилие и алчность, и он желает покончить жизнь самоубийством, чтобы поскорее попасть на загробные поля Иалу и обрести там вечное блаженство. Душа человека отговаривает его от этого безумного шага, указывая на все радости земной жизни. В конечном итоге пессимизм героя оказывается сильнее, а посмертное блаженство — более желанной целью человеческого существования.

     Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из интересных   явлений  мировой  литературы.

 

Рельефы и росписи.

     Завершают характеристику египетского искусства рельефы и росписи, которые в великом множестве украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги и вообще все то, что могло быть ими оформлено.

     Характерные особенности изобразительного канона в рельефе сложились еще в додинастический период, что нашло свое отражение и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства.

     Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объеди- нившего Верхний и Нижний Египет, содержит в себе основные канонические черты. К ним относятся :

     1.Построчное  размещение сюжетных сцен (разделение плоскости горизонтальные пояса).

     2.Композиционная  организация сцен (внутри поясов) на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах шествия, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами.

     3.Разномасштабность  фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, то его, как впрочем и богов, изображали в больших размерах, чем все остальные фигуры.

     4.Изображение  человека – принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз – в анфас.

     5.Изображение  предметов с различных точек  зрения с помощью их вертикального расположения: то, что находится дальше, изображается на плоскости выше.

     6.Единство  изображений и иероглифических  надписей.

     Наиболее  распространенной темой рельефов и росписей была тема пира, обычно связанного с заупокойным культом. Роспись из гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства. Именно здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные черты египетского искусства, поскольку любая сюжетная композиция использует много различных “элементов” -- человеческие фигуры, предметы обихода (столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.

     Нам известно три типа египетского рельефа: выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями поверхность камня, не теряющего в то же время своих  видимых природных свойств и  фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в этом и состоит  оригинальность и своеобразие этого  рода изобразительного искусства. С  одной стороны он обладает всеми  преимуществами объемного скульптурного  изображения, а с другой для него вполне естественны и живописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.

Информация о работе Культура древнего египта