Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос».
Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой первой империей, претендующей на мировое господство.

Содержание

Введение 3-4
Возникновение этнической общности египтян. 5-6
Образ жизни египтян. 7-8
Древнеегипетская мифология и религия. 9-15
Их роль в развитии культуры Египта. 9-12
Вера в загробную жизнь. 13
Обожествляемые животные. 14-15
Архитектура Древнего Египта. 16-19
Письменность. 20
Изобразительное искусство. 21-22
Наука. 23-24
Заключение. 25
Список используемой литературы. 26

Работа содержит 1 файл

культурология для любимого.docx

— 52.15 Кб (Скачать)

План:

Введение         3-4

  1. Возникновение этнической общности египтян.   5-6
  2. Образ жизни египтян.       7-8
  3. Древнеегипетская мифология и религия.    9-15
    1. Их роль в развитии культуры Египта.  9-12
    2. Вера в загробную жизнь.    13
    3. Обожествляемые животные.    14-15
  4. Архитектура Древнего Египта.     16-19
  5. Письменность.        20
  6. Изобразительное искусство.      21-22
  7. Наука.         23-24

Заключение.         25

Список используемой литературы.     26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одна из древнейших мировых  цивилизаций зародилась в Северо-восточной  Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос».

Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой первой империей, претендующей на мировое господство.

Это было сильное государство, в котором народ был полностью  подчинен правящему классу. Основными  принципами, на которых покоилась  верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

В эпоху предшествовавшую образованию государства, Египет состоял  из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства  – Нижний и Верхний Египет. Можно  полагать, что около 3 000 г. до н.э. в долине Нила уже существовало единое государство.

Одной из важных функций  царской власти была характерна высокая  продуктивность сельского хозяйства. Многочисленные винные сосуды, найденные  в Нижнем Египте, свидетельствуют  о процветании искусства возделывания винограда. Египет был страной высоко развитого скотоводства. Значительного прогресса достигло ткацкое ремесло. Началось изготовление папируса предназначенного для письма. Его изобретение имело исключительное значение. Способствуя широкому распространению письменности, оно надолго пережило древнегреческую цивилизацию, оказав влияние на культуру более поздних эпох и став известным в греко-римском мире и в средневековой Европе.

Цари вели постоянные войны. В руках царя была сосредоточена  огромная власть, основой которой  являлись обширный земельный фонд, большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Государство приобретало черты централизованной деспотии, опиравшийся на разветвленный бюрократический аппарат. При наличии царского, храмового и частного хозяйства определяющую роль в экономике страны, особенно при V-VI династиях, играло вельможеское хозяйство, где была занята, видимо, подавляющая часть трудового населения.

Периоду Древнего царства  свойственен стремительный рост каменного строительства, кульминационным  моментом которого являлось возведение царских усыпальниц – огромных пирамид  с поминальными храмами и «городами» вельможеских гробниц.

Здесь, как  и во всякой другой цивилизованной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и  упадка, а также редкие периоды  социальных потрясений. Еще одной  важной особенностью египетской цивилизации  явилось то, что она была детищем  одного этноса.

Интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор.

Итак, передо мной стоит цель осветить символы культуры Древнего Египта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение этнической общности египтян.

С древнейших времен вся  жизнь Египта определялась Нилом.

Нил – сосредоточие жизни  Египта, он – транспортная артерия, связывающая провинции, города народы, от него зависят их богатство и  само физическое существование египтян. Особенно важны для земледелия ежегодные  разливы Нила. Кроме необходимой  влаги они приносят питательный  для растений нильский ил. Уже почти 7 тысяч лет земледельцы выращивают на этой плодородной земле зерно  и хлопок.

Полоска земли вдоль  берегов Нила культивированная, обжитая земля, а за ее пределами по обоим берегам реки – красная земля, страна мертвых. Там возвышаются пирамиды фараонов, гробницы знати и поля для захоронения обычных смертных.

Полоска плодородной земли  вдоль Нила едва достигала 8 км, а  мертвая земля простиралась дальше до Красного моря (110 км) и на запад, до атлантического побережья Африки (4 800 км).

Первые египтяне были кочевниками-скотоводами, охотниками, разводили овец, коров, ослов, на плодородном нильском иле выращивали овощи и пшеницу. Жили в глинобитных постройках.

За десятки столетий египтяне хорошо изучили свою реку и научились ею управлять. Было замечено, что разливы Нила совпадают с  определенным расположением светил. Начались наблюдения, и был изобретен  календарь. Египтяне научились определять уровень воды в разные времена  года и по этим отметкам довольно точно  предсказывать высоту очередных  разливов. Они освоили ирригационное  искусство: сооружали дамбы, рыли каналы, и водохранилища для излишков воды на случай засухи. Разливы заставили  египтян разработать точную систему  землеустройства. Это, в свою очередь, привело к развитию геометрии, которая позднее пригодилась им при строительстве различных сооружений. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что характер культуры Древнего Египта во многом определяется особенностями Нила.

К концу IV-го тысячелетия до н.э. в Египте образовались два древних царства – Нижний Египет и Верхний Египет со столицей Нехен. На рубеже IV-го и III-го тысячелетий царь Верхнего Египта Мен завоевал Нижний Египет и объединил под своей короной оба царства. Он стал именоваться царем Верхнего и Нижнего Египта – этот титул сохранился на храмовых сооружениях. Титула фараона в древнейшем Египте не существовало. Это библейское название царя Египта. Оно происходит от древнееврейского слова, первоначально обозначавшего «дом», а позднее «дворец». Сам же египетский царь никогда себя фараоном не именовал. Это слово пришло в Египет много позже из древнееврейского языка.

Тогда же был – на вечные времена – решен весьма важный вопрос о символическом значении корон царя. Корон было три: Нижнего, Верхнего и Объединенного Египта. Они различались по символике  и цвету: белая корона была символом царства Верхнего Египта, красная, с  другими знаками, - царства Нижнего  Египта, а комбинации той и другой – царства единого Египта. Все  короны были выполнены из меди. Они  изображены на множестве найденных  глиняных дощечек для письма.

В результате объединения  в Египте сложилась единая государственная  система, что в последствии привело к появлению у входящих в нее народностей общих этнических признаков, возникновению которых способствовали единая религия и стереотипная культура, основанная на единых представлениях.

 

 

 

 

 

 

 

2. Образ жизни египтян.

Дом состоятельного египтянина обычно был глинобитным, одно- или  двухэтажным. Комнаты были чисто  выбелены мелом, прихожая затемнена  от солнца, внутренние покои освещались верхним светом. Деревянная мебель – простая, но добротная и изящная  – нередко была покрыта резьбой.

Высокого уровня развития достигли в Новом царстве ремесла, особенно те, что, находились под опекой казны. Эти мастерские изготавливали  мебель, предметы повседневного обихода, украшения. Они работали не только по дереву. Из Месопотамии пришло искусство  обработки металла и ювелирного дело. Медь для поделок привозили  с Синая и из Нубии; в Египте тогда не было ни железа, ни цинка, ни олова.

Средством платежа фараонам служило золото, которое добывали в копях Нубии. Между двором в  Фивах и главными торговыми городами Передней Азии постоянно кочевали караваны купцов. В обмен на золото правители  стран Передней Азии предлагали предметы роскоши для египетских дворцов, дорогую резную и инкрустированную мебель, драгоценные камни и металлические  изделия. Египетские ремесленники высоко ценили голубой фаянс, способ производства которого пришел из Месопотамии.

Египтяне первыми научились  выплавлять непрозрачное стекло, пользовавшееся большим спросом. Сначала оно  было предметом роскоши, а затем  пластины стекла стали вставлять  в мебель, двери, проемы в потолке. Египтяне также научились выделывать из шерсти ткани, которые были такими тонкими, что их можно сравнить лишь с батистом. Одежда египтян была преимущественно белой, иногда отделывалась цветными полосками.

В период Древнего царства  большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня - алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева - кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины - таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже вырабатывались в течение Древнего царства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Древнеегипетская мифология и религия.

3.1. Их роль в развитии культуры Египта.

Огромное место в жизни  египетского государства играла религия. И здесь особенно важны  два момента: сложение египетского  пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный  процесс, в котором переплелись  тотемистические представления  и культ различных явлений  природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю,  растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.). Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны: Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри - утреннее солнце, Ра - дневное, Атум – вечернее.

До объединения Египта долину Нила населяли сотни различных  племен, каждое из которых имело  своих собственных богов. При  объединении страны государственная  религия постепенно вобрала в  себя местные верования, многие из которых  почитали племенные тотемы, священные  предметы и животных. Более поздние  попытки племенных богов в  единый пантеон отражали стремление фараонов сосредоточить власть в  своих руках. Бог города или провинции, откуда была родом семья фараона, часто становился главным богом.

Из различных вариантов  солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего  царства (26-25 вв. до н. э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним (Ра - Атум) становится во главе Эннеады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня – целительница; Тефнут - любимое око Ра, богиня влаги; Хатор - солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все богини  считались дочерьми Ра, их объединяла «иконография»: все они изображались в виде женщины с головой львицы.  Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, XVI – XIV вв. до н. э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп VI. Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает, новый государственный культ Атона - солнечного диска; меняет свое имя на Эхнатон, что означает «Угодный Атону» и строит новую столицу Ахетатон («Горизонт Атона»), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков «законных» фараонов – в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.  Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека. Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: «владычица плодородия», «правительница закромов». Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы. Шаи – бог виноградной лозы и судьбы. Онурис - бог охоты и войны. Маат - богиня  истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде  человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря. Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны. Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

Информация о работе Культура Древнего Египта