Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:17, реферат

Описание работы

На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время.

Содержание

Введение 3
1. История изучения культуры и искусства Древнего Египта 4
2. Мифологические представления как важнейший элемент древнеегипетского искусства. Особенности религии Древнего Египта 8
3. Отношение египтян к смерти, бессмертию, культу фараона 10
4. Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Астральная и религиозная символика пирамид 13
5. Отрасли знания, которые наиболее эффективно развивались в Древнем Египте 17
Заключение 20
Библиографический список 22

Работа содержит 1 файл

Культура Древнего Египта.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    Содержание 
 

 

    Введение

    С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя  цивилизация, создает впечатление  вечности и редкой целостности.

    На  земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности  возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая  веками и тысячелетиями притягивала  как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время.

    История Египта насчитывает более 6 тысяч  лет. Сохранившиеся на его территории уникальные памятники древней культуры привлекают ежегодно огромное количество туристов со всего мира. Грандиозные пирамиды и Большой Сфинкс, величественные храмы в Верхнем Египте, многие другие архитектурные и исторические шедевры - все это по-прежнему поражает воображение всех, кому удается поближе познакомиться с этой удивительной страной.

    Сегодняшний Египет - крупнейшая арабская страна, расположенная  на северо-востоке Африки. Это - чрезвычайно  радушная страна. Гостей всегда встречают  с открытым сердцем, с интересом расспросят о семье, работе, о ваших впечатлениях от Египта. Также сердечно пригласят Вас в гости, хотя бы на чашечку чая.

    Миллионы  путешественников посещали Египет - многие приезжали сюда снова и снова, и сейчас Египет - одна из самых популярных стран мира у путешествующих со всего  света.

 

    1. История изучения культуры и искусства Древнего Египта

    Первые  попытки дать общее описание жизни  древних народов Северной Африки и Передней Азии возникли в Древней  Греции.

    Наиболее  полный очерк истории и культуры Древнего Египта сохранился у Геродота, который посвятил вторую книгу своего большого труда Египту. Геродот не знал древнеегипетского языка и иногда был вынужден пользоваться сведениями малоосведомленных лиц. Некоторые свидетельства Геродота подтверждаются египетскими источниками, а те легенды и рассказы, которые он использовал в своем историческом повествовании, являются ценными обломками греко-египетского фольклора и исторических сказаний того времени.

    Особенно  подробно Геродот описал религию  египтян, правильно отметив ее обрядовый  характер, огромные богатства и влияние жречества

          Диодор, живший в I в. до н. э., не смог собрать столько  ценных сведений о Египте, как Геродот, однако, он использовал многие труды  своих предшественников, книги которых  лишь отчасти сохранились до наших  дней.

    Большой историко-географический труд Страбона (I в. до н. э. – I в. н. э.) содержит множество сведений о Египте, главным образом о природе и населении Египта и соседних стран. Подобно Геродоту и Диодору, Страбон отметил то влияние, которое культура Древнего Египта оказывала на Грецию. По словам Страбона, такие известные греческие ученые и философы, как Евдокс и Платон, долго жили в Египте и учились у египетских жрецов.

    Плутарх Херонейский (46 – 120 гг. н. э.) в своей  книге «Об Изиде и Озирисе» сохранил единственное дошедшее до нашего времени описание широко распространенного в Египте и во всем античном мире мифа и культа божеств природы – Изиды и Озириса. Плутарх описывает египетскую религию в ее поздней форме. Многие свидетельства Плутарха, как, например, о том, что Озирис считался богом первородной влаги и олицетворением Нила, подтверждаются египетскими надписями.

    Особое  место среди античных авторов, писавших о Египте, занимает египетский жрец Манефон, живший в IV – III вв. до н. э., когда  Египет находился под культурным влиянием греков. К сожалению, труд Манефона сохранился лишь в краткий выдержках, в частности в трудах Иосифа Флавия (I в. н. э.) и Евсевия (IV в. н. э.).

    Египет, оказавший значительное влияние  на развитие античной цивилизации, в  течение веков привлекал к  себе внимание европейских путешественников и ученых.

    Этот  интерес особенно остро проявился  в эпоху Возрождения, когда в  Египте стали изучать культуру Древней  Греции и Рима, столь тесно связанных с Древним Востоком. Прогрессивный философ XVI в. Джордано Бруно отметил значение культуры древних египтян, которые по его мнению были учителями греков, римлян и древних евреев.

    В середине XVIII в. Покок, Норден и Брюс, посетившие Египет, оставили описания сохранившихся памятников страны пирамид, в частности царских гробниц, скрытых в «Долине царей» близ Фив. Но только после военной экспедиции Наполеона в Египет в 1798 г. в Европе стало возможным более серьезно изучать культуру Древнего Египта. После этой экспедиции был издан многотомный труд – «Описание Египта», снабженный таблицами с рисунками развалин древнеегипетских храмов, с копиями надписей и изображениями многочисленных древностей.

    Некоторые ученые с большим увлечением взялись  расшифровывать древнеегипетские надписи. Среди них французский физиолог Ф. Шампольон (1790 – 1832гг.), нашедший ключ к чтению египетских надписей. Этим открытием он заложил основы египтологии.

    В середине XIX в. большие археолого-разведывательные экспедиции были предприняты немецкими  египтологами Лецсиусом, а затем  Бругшем, которые обследовали не только весь Египет, но и прилегающие области Синайского полуострова, Палестины и Нубии. Находки Лепсиуса и его сотрудников, снабженные рисунками и копиями надписей, были изданы в монументальном труде «Памятники из Египта и Эфиопии».

    Марриэт, продолжая работу своих предшественников, первый сделал попытку по мере возможности полностью раскопать отдельные археологические комплексы на территории Египта. Он открыл огромный склеп с погребениями священных быков (Серапей) и гробницы Древнего Царства в Саккара, в районе древнего Мемфиса, затем храмы XIX династии в Абидосе и приступил к раскопкам на территории другой столицы Египта – древних Фив, где сохранились развалины грандиозных храмов (Карнак).

    Работу  Шампольона и Марриэта продолжал  французский египтолог Гастон Масперо (1846 - 1916гг.), сочетавший энергию археолога с глубокими знаниями филолога и широким кругозором историка. Ему удалось проникнуть в пирамиды V – VI династий в Саккара. На стенах внутренних комнат этих царских гробниц он обнаружил древние религиозные тексты. В тайнике около Фив Масперо нашел мумии самых знаменитых фараонов Нового Царства. Ему удалось хорошо организовать дело охраны, изучения и издания древностей в Египте.

    В конце XIX в. был создан специальный  «Фонд обследования Египта». Де-Морган открыл памятники архаического Египта. Навилль тщательно обследовал пещерный храм в Дейр-эль-Бахри, английский археолог Флиндерс Петри произвел ряд больших раскопок во многих местах в Египте. Он нашел царские гробницы додинастической эпохи в Абидосе, обнаружил развалины города эпохи Среднего Царства около фаюмского оазиса, остатки греческих колоний в Дафне и в Навкратисе.

    В ХХ в. изучение культуры Египта прибрело более систематический характер. В этой работе приняли участие  крупные европейские и американские музеи и институты. Американский археолог Рейснер обследовал район погребений около пирамид Хуфу и особенно Менкаура и Гизы. Эти раскопки дали ему возможность изучить эволюцию формы египетской гробницы в период Древнего Царства. Большие раскопки произвели в Саккара англичане Ферт и Генн, французы Лауэр и Жекье.

    Раскопки  стали давать все больший материал для изучения политический, культурной и социальной истории Древнего Египта. Так, Фейрмен обнаружил развалины  укрепленного города времени XVIII – XIX династий Сесеби (Судан).

    Английский археолог Эмери нашел в Бухене остатки египетской крепости, бывшей оплотом египетского могущества в течение длительного времени.

    Чешский археолог З. Жаба раскопал в Абусире гробницу вельможи Пташепсеса.

    Польский  археолог К. Михайловский открыл в Телль-Атрибе виллу греко-римского времени.

    Советская археологическая экспедиция под  руководством Б.Б. Пиотровского производила  раскопки в районе Нубийской долины, обнаружив в ущелье Вади-Аллаки интересные надписи.

    Крупнейшим  достижением было изучение письменности и языка древних египтян. В XVII в. А. Кирхер написал ряд трудов, где признал коптский язык потомком древнеегипетского. Де-Гинь, Цоега и другие, правильно установили, что египетские иероглифы отчасти обозначали звуки и что в картушах (овальных рамках) содержались собственные, очевидно, царские имена. Томас Юнг установил наличие фонетических знаков в египетской письменности, правильно определил значение ряда иероглифов и иероглифических групп и, следуя за своими предшественниками, разобрал несколько имен. Однако окончательную дешифровку сумел сделать Франсуа Шампольон. Упорно работая над изучением известных ему надписей, он сделал попытку составить грамматику и словарь египетского языка.

    В отношении изучения языка и письменности особенно большой вклад в египтологию сделали де Руже, Шаба, Масперо, Лепсиус, Бругш, Эрман, Зете, Гардинер и русский ученый В.С. Голенищев. Наиболее успешно над дешифровкой демотических надписей, сделанных упрощенной скорописью, работали Бругш, Ревию, Шпигельберг, Гриффиз и чехословацкий ученый Ф. Лекса.

    В настоящее время отчасти неразобранными остались лишь немногие ребусные или  энигматические надписи, начертанные  в позднюю эпоху особым тайнописным  шифром с целью сокрытия от непосвященных  религиозно-магических тайн.

    Крупнейшим  русским египтологом с большими знаниями и широким историческим кругозором, был академик Б.А. Тураев (1868 – 1920гг.). Тураев Б.А. создал школу египтологов, продолжавших его научную работу (Волков, Коцейовский, Струве, Филиттнер, Франк-Каменецкий, Гесс). Заслугой Тураева Б.А. является организация отдела древневосточных памятников в Московском музее изящных искусств и тщательное изучение и издание коллекций египетских древностей, хранящихся в русских музеях.

    Русский египтолог В.С. Голенищев (1856-1947гг.) посвятил большинство своих трудов изданию, переводу и комментированию различных египетских надписей, литературных произведений и религиозных текстов, как, например, «Стэлы Меттерниха» с поздним религиозно-магическим текстом, «Сказки о потерпевшем кораблекрушение», «Путешествия Уну-Амона в Сирию». Наиболее крупный труд Голенищева В.С., посвященный египетскому синтаксису, полностью до сего времени не опубликован. 

    2. Мифологические представления как важнейший элемент древнеегипетского искусства. Особенности религии Древнего Египта 

    Устное  народное творчество способствовало появлению  художественной литературы и мифов  древних египтян. Большое количество сохранившихся благодаря наличию  письменности произведений египетской литературы свидетельствуют о высоком уровне развития культуры, о таланте египетского народа.

    Изобразительное искусство, так же как и литература, было сильно проникнуто религиозной  идеологией. Возникнув в глубокой древности, в архаическую эпоху, оно развивалось вплоть до позднего упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян. 

    Боги  для древних египтян – не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и закона, но и  создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое, т. е. священное, письмо понималось как «слово бога», и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту – Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов. Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе еще в эпоху Древнего царства. С Тотом часто ассоциировались богини Маат и Сешат, ведавшие счетом, письмом, составлением летописей и строительством. Патрон древнейшего центра египетского художественного творчества Птах считался творцом искусств и ремесел.

    Роль  храмов в духовной жизни эпохи  Древнего царства, несомненно, была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скриптории «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи.

    Чувствуя свое бессилие перед природой, древний египтянин наделял явления природы и отдельные предметы сверхчувственной силой, пытаясь в то же время, использовать эту силу в своих интересах. Культ фетишей восходит к эпохе архаики. Остатки первобытного фетишизма долго сохранялись в египетской религии. К глубокой древности восходит в Египте культ священного камня, возникший, очевидно, в пустыне. С культом камня связано применение обелисков в архитектуре. В форме священной гробницы царя – пирамиды – возможно, сохранилось далекое воспоминание о культе гор и скал.

Информация о работе Культура Древнего Египта