Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:35, реферат
На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время...
1. Специфика становления культуры Древнего Египта……………...3
2. Преднаучные знания и религия……………………….……..………9
3. Искусство Древнего Египта………………….……...………..…….18
4. Заключение……………………..………..…………………………..22
Использованная литература………………………….…..……………23
Введение
С незапамятных времен
древнеегипетская цивилизация привлекала
внимание человечества. Египет, как
никакая другая древняя цивилизация,
создает впечатление вечности и
редкой целостности.
На земле страны,
которая ныне называется Арабская Республика
Египет, в древности возникла одна
из самых могущественных и загадочных
цивилизаций, которая веками и тысячелетиями
притягивала как магнит внимание
современников. В то время, когда
в Европе и Америке еще господствовала
эпоха каменного века и примитивных
охотников, древние египетские инженеры
строили ирригационные
История Египта насчитывает
более 6 тысяч лет. Сохранившиеся
на его территории уникальные памятники
древней культуры привлекают ежегодно
огромное количество туристов со всего
мира. Грандиозные пирамиды и Большой
Сфинкс, величественные храмы в Верхнем
Египте, многие другие архитектурные
и исторические шедевры - все это
по-прежнему поражает воображение всех,
кому удается поближе познакомиться
с этой удивительной страной.
Сегодняшний Египет
- крупнейшая арабская страна, расположенная
на северо-востоке Африки. Это - чрезвычайно
радушная страна. Гостей всегда встречают
с открытым сердцем. Вас с интересом
расспросят о семье, работе, о ваших
впечатлениях от Египта. Также сердечно
пригласят вас в гости, хотя бы
на чашечку чая.
Миллионы путешественников
посещали Египет - многие приезжали
сюда снова и снова, и сейчас Египет
- одна из самых популярных стран
мира у путешествующих со всего света.
Глава I. Искусство
Древнего Египта
1.1 Памятники Древнего
царства (300 — около 2300 годы
до н.э.).
Столицей Египта
в эпоху Древнего царства был
город Мемфис, расположенный в
начале дельты Нила, недалеко от современной
египетской столицы — Каира. Мемфис,
один из древнейших городов мира, играл
важную роль в истории египетской
культуры. Памятники Мемфиса сохранили
нам древнейшие произведения египетской
литературы. Мемфис рано стал и ведущим
художественным центром, который внес
огромный вклад в египетское искусство.
Период Древнего царства был временем
сложения основных форм египетской культуры,
начиная от самой формы государства. Тогда
же, и именно в Мемфисе, определились и
главные задачи, и характер египетского
искусства, и соотношение его видов, постепенно
сложились основные типы архитектурных
памятников. В истории египетского искусства
ведущая роль принадлежала архитектуре.
Уже во время Древнего царства были созданы
грандиозные каменные постройки — гробницы
фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить
особую прочность культовых сооружений
и в особенности гробниц, было связано
с древнейшими верованиями. Для истории
египетской архитектуры большое значение
имело строительство царских гробниц,
на сооружение которых тратились огромные
средства. Именно здесь применялись технические
изобретения, новые идеи зодчих. Классическим
образцом такого рода сооружений являются
пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до
н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч.
вариант их имен). Их отточенная форма,
основанная на пропорциях “золотого сечения”,
была предельно лаконична и бесконечно
выразительна. Два элемента определяли
закономерности формы: основание, квадратное
в плане, и схождение сторон в одной точке,
подобно тому, как вся египетская жизнь
сходилась, сфокусировалась в обожествленном
фараоне. Гениальная в своей простоте
пирамидальная конструкция несла художественное
обобщение самой сути египетского общества,
подчиненного безграничной власти фараона.
Характерной особенностью
пирамид как архитектурных
Безраздельно господствовала
масса всей пирамиды, в то время
как сама пирамида была завершающей
частью огромного пространственного
ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой
нижний заупокойный храмик, от которого
шел длинный крытый коридор. Поднимаясь
по склону Ливийского плоскогорья, он
подводил к верхнему заупокойному храму,
расположенному у подножия пирамиды.
Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского
сфинкса, которого египтяне называли “отцом
страха”. Считается, что это было
изображение Хефрена в львином
образе (голова человека и тело льва).
Исключительное место
в египетском искусстве занимает
знаменитый Большой сфинкс. Основу
Большого сфинкса составляет естественная
известняковая скала, которая по
своей форме напоминала фигуру лежащего
льва и была обработана в виде колоссального
сфинкса, причем недостававшие части
были добавлены из соответственно обтесанных
известковых плит. Размеры Сфинкса
огромны: его высота — 20 м, длина
— 57 м. На голове Сфинкса надет царский
полосатый платок, на лбу высечен
урей — священная змея, которая,
по верованиям египтян, охраняет фараонов
и богов, под подбородком видна
искусственная борода, которую носили
египетские цари и знать. Лицо Сфинкса
было окрашено в кирпично-красный
цвет, полосы платка были синие и
красные. Несмотря на гигантские размеры,
лицо Сфинкса все же передает основные
портретные черты фараона Хафра.
В древности Сфинкс, колоссальное
чудовище с лицом фараона, должен
был внушать вместе с пирамидами
представление о
Отличительная черта
египетского изобразительного искусства
его каноничность. Оформившиеся характерные
особенности изобразительной
В Древнем царстве
вырабатываются строго определенные типы
статуй: стоящая с выдвинутой левой
ногой и опущенными руками, прижатыми
к телу (статуя Микерина с богинями,
статуя Ранофера); сидящая, с руками,
положенными на колени (статуя Рахотепа
и его жены Нофрет, статуя царского
писца Каи).
Для всех характерны
следующие художественные приемы: фигуры
построены со строгим соблюдением
фронтальности и
Основной характер
- торжественная монументальность и
строгое спокойствие. К этим общим
для всех скульптурных статуй закономерностям
следует добавить небольшой, но очень
существенный штрих - портретные черты
в передаче лица. Невозможно перепутать
лицо писца Каи с его чуть плоским
носом и выдающимися скулами
и лицо царевича Рахотепа с напряженными
морщинками у переносицы, аккуратными
усиками и пухлыми губами; надменное
лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое,
с маленьким, но энергичным и жестким
ртом и лицо верховного жреца Ранофера
с правильно строгими и бесстрастными
чертами.
Довершает индивидуализацию
канонических черт тщательная пластическая
обработка тела: молодого, физически
развитого или полного, слегка оплывшего
жиром, с дряблой кожей и морщинками.
1.2 Памятники Среднего
царства (21 век до н. э. начало
18 века до н.э.).
Искусство Среднего
царства представляло собой сложное
явление. В условиях отмеченной политической
борьбы и фараоны и номархи, естественно,
использовали также искусство. Еще
первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть
законность обладания престолом, стремились
подражать памятникам могучих владык
Древнего царства. Важным моментом явилось
возобновление строительства
Однако вследствие
изменившихся экономических условии
сооружение гигантских каменных пирамид
было уже невозможно, что и отразилось
на масштабах и технике пирамид
XII династии. Размеры этих пирамид
значительно уменьшились, например,
пирамида Сенусерта I имела 61 м в
высоту. Строительным материалом служил
теперь в основном кирпич-сырец, причем
резко изменился способ кладки пирамиды.
Основу ее составляли восемь капитальных
каменных стен, расходившихся радиусами
от центра пирамиды к ее углам и
к середине каждой стороны. От этих
стен под углом в 45 градусов отходили
другие восемь стен, промежутки же между
ними заполнялись обломками камня,
кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались
известковыми плитами, соединявшимися
друг с другом деревянными креплениями.
Такая облицовка в основном только
и сдерживала здание пирамиды Среднего
царства; не удивительно поэтому, что
эти пирамиды в настоящее время
представляют собой груды развалин.
Разумеется, в момент сооружения пирамид
недостатки техники были скрыты облицовкой,
и внешне пирамиды начала Среднего
царства точно воспроизводили тип
усыпальницы царей Древнего царства.
Так же как и раньше, к восточной
стороне пирамиды примыкал небольшой
по сравнению с самой пирамидой
заупокойный храм, от которого шел
проход к храму в долине.
В эпоху среднего
царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый
тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм
Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный
берег Нила).
Первое, бросающееся
в глаза новшество, изменение
местности: не в пустыне, а у скал
Ливийского нагорья.
Второе - усложнение
композиции заупокойного храма, состоящего
из двух террас, расположенных одна
над другой и завершаемых небольшой
пирамидой. Горизонтальная распластанность
террас, подчеркнутая пологим пандусом,
как бы притормаживается вертикальными
портиками, идущими по фасаду и по
бокам храма. За основным ядром комплекса
шел небольшой открытый двор, окруженный
колоннадой.
Он вел во второй
гипостильный зал (первый - нижняя терраса)
и помещения, вырубленные в скале.
К этому добавлялся нижний храмик
(или пропилеи) и дорога, огражденная
с двух сторон стенами и соединяющая
храмик с главным заупокойным
ансамблем.
Дополнительными элементами
этого архитектурного комплекса
были каменные раскрашенные статуи царя,
стоявшие на дороге, и сад с двумя
бассейнами перед первым гипостильным
залом.
От заупокойного
комплекса Менхотепа I тянется ниточка
к храмовой архитектуре Нового царства,
одним из наиболее ранних образцов
которой был заупокойный храм
царицы Хатшепсут (нач. 15 в. до н.э.). Он возведен
уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари
архитектором Сенмутом, рядом с храмом
Ментухотепа I.
Самая главная новация
- захоронение отдельно от храма. Царская
мумия спрятана где-то в тайнике,
в горах. Ансамбль же состоит в
целом из тех же элементов, что
и храм “соседа”, но с тенденцией
к большей грандиозности: три
террасы, возвышающиеся одна над
другой, имеют большие масштабы;
богатейшая декорировка, широкое использование
скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад,
деревья и искусственные пруды,
размещавшиеся и на террасах.
Идея пространственно
развитого храмового комплекса,
подчиненного принципу центральной
оси, наиболее полное и совершенное
выражение получила в ансамблях
Карнака и Луксора на восточном
берегу Нила в Фивах, посвященных
богу Амону-Ра (16-15 вв. до н.э.).
Основными элементами
сложного и гармонического целого были
следующие объемные и пространственные
компоненты: молельня, коронный зал, открытый
двор. Они выстраивались по одной
оси, продолжавшейся за стенами длинной
аллеей со сфинксами. Чередование их
акцентировалось огромными
Основным средством
архитектурной выразительности
была колонна: в карнакском храме
их 270,в луксорском- 151.Характернейшая
черта этих колонн - использование
растительных материалов: колонны напоминают
связки гигантских папирусов и лотоса.
Одним из наиболее совершенных
храмовых ансамблей среди египетских
архитектурных памятников является
Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.
В большей своей части построен
архитектором Аменхотепом-младшим
в 15 в. до н.э.
Рассмотрим его
план: в нем нетрудно выделить три
основные части. Первая-вытянутый
Постепенное движение
к молельням через