Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:36, реферат
Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.
Белорусский
национальный технический
университет
Факультет
технологий управления и гуманитаризации
Кафедра
менеджмента
Реферат
по предмету «Культурология»
На тему
«Культура Древнего Египта»
Проверил:
Сервачинский И. Ю.
Минск 2011
Культура
Древнего Египта.
Общая
характеристика.
Систематическое изучение
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.
Сами египтяне называли свою
страну “Черная земля”,
Огромное место в жизни
Сложение египетского пантеона
богов - сложный процесс , в котором
переплелись тотемистические представления
и культ различных явлений природы. Египетский
пантеон богов составляют божества, олицетворяющих
небо,солнце,влагу,воздух,
Среди множества божеств
Из различных вариантов
Центр его культа-город Гелиополь . Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой ,увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.),происходившей из Гелиополя,Ра становится главным богом пантеона и его культ приоб - ретает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума , и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей , возникших из его слез , отцом богов , отцом царя.
У Ра есть несколько дочерей,
которые отождествляли око Ра:Сехмет -
грозное око Ра,богиня войны,богиня-целительница;
Помимо того , что все боги ни считались дочерьми Ра,их объединяла “иконография”:все они изображались в виде женщины с головой львицы.
Великий Ра не был
Мут
богиня неба,жена
Самой драматичной была судьба
еще одного солнечного бога-
Отражали две группы
Знойный ветер пустыни, хамсин,приносящий засуху,дул в определенное время года; когда он прекращался , начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании:дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и,превратившись в львицу,гордо удалилась в Нубию.Ра,скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота , которые стали павианами . Им надо вернуть Тефнут отцу , завлекая пением и танцами.Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается.На радостях она вступает в брак со своим бра - том Шу , что предвещает рождение природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери
Ра в египетских календарях назывался
“днем виноградной лозы и полноты Нила”.
Другие
боги.
Хапи - бог Нила. Его символы - лотос и папирус.Его праздник соединялся с началом разлива Нила.
Апис - бог плодородия в виде быка - черного , но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он был душой бога Птаха и бога Ра.
Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он известен как один из прародителей рода людского,вылепив последних на гончарном круге.Он же позаботился и о духовном двойнике человека - его ка.
Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая , что отразилось в ее эпитетах : “владычица плодородия”,”правительница закромов”.Представала в образе змеи или женщины с головой змеи.Праздник ,посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы.А немного позже она становится еще и богиней судьбы.
Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.
Онурис - бог охоты и войны.
Маат - богиня истины и справедливости,жена Тота.Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.
Тот - бог мудрости , счета и письма , муж Маат.Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках.Как божество астральное отожествляется с луной и в этом божественном статусе вел счет дням , месяцам и годам египетского календаря.
Сиа - богиня мудрости и познания-женщина,
Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах считался покровителем ремесел и искусств.
А теперь обратимся к
“Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов,вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).
“Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых.Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов , начиная с периода
Среднего царства.
“Книга мертвых”-составлялась с периода Нового царства.Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были по-
мочь умершему вступить в загробное царство.
Заупокойный культ египтян
покойник не будет снабжен всем необходимым ; Ка может быть съеден загробными чудовищами ,
если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших
подробностей системе
должен
был совершить все
Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов .
Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис –умерла природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых , который вершил свой суд.
Изобразительное искусство
Древнего
Египта.
Архитектура.
Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным
Классическим образцом такого
рода сооружений являются
Характерной особенностью
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды .Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса,которого египтяне называли “отцом страха”.Считается , что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).