Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:36, реферат

Описание работы

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.

В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.

Работа содержит 1 файл

EGYPT культурология.DOC

— 38.95 Кб (Скачать)

Белорусский национальный технический  университет 

Факультет технологий управления и гуманитаризации 

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по предмету «Культурология» 

На тему «Культура Древнего Египта» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверил: Сервачинский И. Ю. 

                                                                        Выполнила: Довголёнок Д. А. 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

Культура  Древнего Египта. 

Общая характеристика. 

          Систематическое изучение Египта  начинается с 19 века. До этого    пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.

          В  известной  ”Истории”   Геродота  прошлое  Египта  описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.

          Сами египтяне называли свою  страну “Черная земля”,подчеркивая плодородие ее почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е. пустыне.

                            

                                     Египетская религия. 

                  Огромное место в жизни египетского  государства играла религия. И здесь особенно важны два момента : сложение египетского пантеона и заупокойный культ.

                  Сложение египетского пантеона  богов - сложный процесс , в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющих небо,солнце,влагу,воздух,землю,растительность,Нил,а также судьбу,истину,войну,справедливость,разум,искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола,кошки,львицы,ибиса,обезьяны,осла и т.п.).

                   Среди множества божеств особое  значение очень рано приобретает  солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике : в одной местности это был крылатый диск,летящий по небу;в другой-огромный жук,катящий по небу солнечный диск;иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра , Атум , Амон,Хепри,Гор.Иногда названия дифференцировались:Хепри-утренное солнце,Ра-дневное, Атум-вечернее.

                    Из различных вариантов солнечного  божества раньше всего выделяется  бог солнца Ра.

Центр его культа-город Гелиополь . Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой ,увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.),происходившей из Гелиополя,Ра становится главным богом пантеона и его культ приоб - ретает  общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума , и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей , возникших из его слез , отцом богов , отцом царя.

                 У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра:Сехмет - грозное око Ра,богиня войны,богиня-целительница;Тефнут-любимое око Ра,богиня влаги;Хатор-солнечное око Ра,богиня неба,богиня любви,веселья,музыки,пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи.

                    Помимо того , что все боги ни считались дочерьми Ра,их объединяла “иконография”:все они изображались в виде женщины с головой львицы.

                     Великий Ра не был единственным  великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон.В эпоху 18-й династии , 16-14 вв. до н.э.,он становится всеегипетским богом,а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду :

                                               Амон

                   Мут                                                 Хонсу       

                                                                                             

              богиня неба,жена                       бог луны,сын

                   

                      Самой драматичной была судьба  еще одного солнечного бога-Атона.Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает все,что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона -солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон,что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”),а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. 

                                 Мифы о солнечных богах. 

                    Отражали две группы представлений  - о смене времен года  и о  борьбе солнца с мраком и  злом. Вот некоторые из них:

                      Знойный ветер пустыни, хамсин,приносящий засуху,дул в определенное время года; когда он прекращался , начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились  в следующем повествовании:дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и,превратившись в львицу,гордо удалилась в Нубию.Ра,скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота , которые стали павианами . Им надо вернуть Тефнут отцу , завлекая пением и танцами.Они успешно справляются со своим заданием  и гордая Тефнут возвращается.На радостях она вступает в брак со своим бра - том Шу , что предвещает рождение природой новых богатых плодов.  

                     Праздник возвращения дочери  Ра в египетских календарях назывался “днем виноградной лозы и полноты Нила”. 
 

Другие  боги. 

                    Хапи - бог Нила. Его символы - лотос и папирус.Его праздник  соединялся с началом разлива Нила.

                    Апис - бог плодородия в виде быка - черного , но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он был душой бога Птаха и бога Ра.

                 Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он известен как один из прародителей рода людского,вылепив последних на гончарном круге.Он же позаботился и о духовном двойнике  человека - его ка.

                  Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая , что отразилось в ее эпитетах : “владычица плодородия”,”правительница закромов”.Представала в образе змеи  или  женщины  с  головой змеи.Праздник ,посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы.А немного позже она становится еще и богиней судьбы.

                 Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

                 Онурис - бог охоты и войны.

                 Маат - богиня истины и справедливости,жена Тота.Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.

                 Тот - бог мудрости , счета и письма , муж Маат.Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой  ибиса и палеткой писца в руках.Как божество астральное отожествляется с луной и в этом божественном статусе вел счет дням , месяцам и годам египетского календаря.

               Сиа - богиня мудрости и познания-женщина,соправождавшая бога Тота с правой стороны.

                Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах считался покровителем ремесел и искусств.

                   А теперь обратимся к заупокойному  культу. К  основным письменным  источникам относятся следующие  произведения :

                  “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов,вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).

                  “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых.Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов , начиная с периода

Среднего  царства.

                  “Книга мертвых”-составлялась с периода Нового царства.Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были по-

мочь  умершему вступить в загробное царство.

                    Заупокойный культ египтян опирается  на следующие представления : со смертью человека умирает  только его тело , тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (рен) ,душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы , двойник человека (ка) ; именно судьба  Ка  связана с судьбой тела , ибо Ка не бессмертен , он может погибнуть от голода и жажды , если при погребении

покойник  не будет снабжен всем необходимым ; Ка  может быть съеден загробными чудовищами ,

если  его не защитят магические формулы.

                   В разработанной до мельчайших  подробностей системе представлений  египтян о потустороннем мире  одно из главных мест занимают  “поля блаженных” (поля Иалу) , на которых умерший

должен  был совершить все земледельческие  процессы от возделывания земли до сбора урожая.

                  Повелителем загробного мира  был  Осирис - один из самых  почитаемых в Египте богов .

Поначалу  Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис –умерла природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно  поэтому он  и  превратился  в  бога мертвых , который вершил свой суд. 

      

Изобразительное искусство

Древнего  Египта. 

Архитектура. 

             Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура.

                    Первым значительным сооружением  в ряду грандиозных царских  усыпальниц была т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса ;  второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.

                    Классическим образцом такого  рода сооружений являются пирамиды  фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и Микерина (греч.вариант их имен).Их отточенная форма , основанная на пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно вырази - тельна. Два элемента определяли закономерности формы : основание, квадратное в плане , и схождение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.

                  Характерной особенностью пирамид  как архитектурных соображений  было отношение массы и пространства: погребальная камера , где стоял аркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно  господствовала масса всей пирамиды , в  то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды .Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса,которого египтяне называли “отцом страха”.Считается , что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

Информация о работе Культура Древнего Египта