Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:35, реферат
На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время...
1. Специфика становления культуры Древнего Египта……………...3
2. Преднаучные знания и религия……………………….……..………9
3. Искусство Древнего Египта………………….……...………..…….18
4. Заключение……………………..………..…………………………..22
Использованная литература………………………….…..……………23
Следование древним
образцам в начале Среднего царства
характерно и для официальной
скульптуры, рельефов и росписей. Так,
статуи Сенусерта I из его заупокойного
храма в Лиште стилистически
весьма близки аналогичным по назначению
статуям периода Древнего царства
(например, фараона Хафра): эти памятники
хотя и воспроизводят портретные
черты определенного царя, но передают
их схематично, обобщенно и идеализированно.
Застывшая поза, заглаженность округлых
мускулов, слабо моделированные глаза
повторяют древние образцы, стремясь
создать прежний
Иным характером
отличаются памятники, созданные в
ряде местных центров, в частности
при дворах правителей номов, расположенных
в Среднем Египте. Именно в этих
центрах развивались более
Особый интерес
представляют находимые в гробницах
группы деревянных статуэток слуг и
рабов, подчас изображающие целые бытовые
сцены. Здесь и пастухи со своими
стадами, и мастерская ткачей, и кухня
в доме богатого вельможи, и лодка
с гребцами, и носильщики, и отряды
воинов, вооруженных то луками, то копьями
и большими щитами. Эти статуэтки,
помещавшиеся в гробницы для служения
вельможе в потустороннем мире, отличаются
разнообразием поз, живостью и непосредственностью.
В них особенно чувствуется связь
с народным искусством, они полны
подлинной жизненной правдивости. Художественное
ремесло получило в Среднем царстве значительно
большее развитие, что было обусловлено
усилением роли местных центров и общим
ростом городской жизни. В известной степени
этому способствовало и возросшее в итоге
захватнических походов богатство знати
и увеличившийся приток золота, слоновой
кости и ценных пород дерева.
В период Среднего царства,
чтобы усилить значимость верховной
власти в создании народа, скульптурные
изображения живых владык Египта,
посвященные богам, стали устанавливать
перед храмами и внутри их. Личность
фараона возвеличивается с еще
большей наглядностью (последнее
достигнет небывалых масштабов
в период Нового царства). Это повлекло
за собой усиление индивидуально-реалистического
начала при сохранении основополагающих
канонов художественной практики.
Голова статуи Сенусерта
III (19 в. до н.э.) - замечательный образец
египетского реалистического
Таким образом, Среднее
царство было важным и плодотворным
периодом в истории египетского
искусства. Наряду с творческой переработкой
наследия Древнего царства оно создало
много нового. Трехнефное построение
зала с приподнятым средним нефом,
пилоны, колоссальные статуи, поставленные
вне здания, увеличение заупокойного
храма по сравнению с самой
пирамидой, рост реалистических тенденций
и блестящее их проявление в ряде
памятников — таков вклад мастеров
Среднего царства в сокровищницу
египетского искусства.
1.3 Памятники Нового
царства (16-11 века до н.э.)
Период Нового Царства
состоял из нескольких крупных этапов,
характеризующих сложные пути развития
культуры этого времени.
Около 17 в. до н.э. Египет
был завоеван гиксосами - пришельцами
из Передней Азии, спустя столетие иноземные
завоеватели были изгнаны, а Египет
вновь объединен в мощное государство
фиванскими фараонами, превратившими
Египет в наиболее могущественную державу
середины 2 тысячелетия до н.э. Египту
была подвластна огромная территория,
в том числе частично Передняя
Азия и Нубия. Столицей вновь становятся
Фивы, где ведется колоссальное строительство.
Основное храмовое строительство посвящается
заупокойному культу и богу Амону.
Наибольшее распространение
в период Нового царства получил
тип храма с четким прямоугольным
планом. Его ансамблевый характер
был рассчитан на постоянную смену
впечатлений у многочисленных участников
торжественных религиозных
В Фивах были возведены
колоссальные посвященные богу Амону
храмовые ансамбли Карнака и Луксора.
Первым строителем Карнакского храма
(16 в. до н.э.) был зодчий имени, Луксорского
(15 в до н.э.) - Аменхотеп Младший, который
впервые ввел в архитектуру колоннаду
двора.
Завершающим звеном
ансамбля Карнака был грандиозный
(103х52м) Гипостильный зал (14-13 вв. до н.э.),
сооруженный зодчими Иупа и Хатиаи.
Он представлял собой целый лес
мощных колонн. Центральный, более высокий
ряд колонн, пропускал солнечный
свет, который постепенно поглощался
сумраком боковых рядов. Колонны
Карнака и Луксора имели мощные
капители и уподоблялись гигантским
цветам лотоса и папируса, воспроизводя
каменный лес, где человек чувствовал
себя былинкой. В то же время благодаря
теплому золотистому тону, нежным
краскам росписей, красоте рельефов,
египетские храмы Нового царства
не производили ощущения гнетущей мощи
камня. Новый характер приобрели
гробницы царей и заупокойные
храмы. Гробницы фиванских царей
располагались в тайниках скалистых
ущелий, а храмы возводились на
равнине у подножия гор.
Заупокойный храм
царицы Хатшепсут (начало 15 в.
до н.э.), выстроенный близ Фив,
в Дейр-эль-Бахри, в той же
долине, что и храм Ментухотепов,
представлял собой грандиозный
ансамбль, состоящий из трех
Рельефы стен храма
царицы Хатшепсут повествуют о путешествиях,
иноземных послах, ладьях, пускающихся
в плаванье. Женские статуи и портреты
частных лиц становятся более
пластичными, мягкими по проработанности
объемов. В живописи мастера Нового
царства также искали более смелого
и сложного изображения окружающего
мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды
показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась
композиция, разнообразнее стали
движения фигур, колорит обогатился
сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску
фигур вводится золотисто-розовый
цвет. Женщины в прозрачных одеждах
представлены танцующими и музицирующими.
(Роспись гробницы Нахта в Фивах,
конец 15 в. до н.э.).
Конец XVIII династии (конец
XV – начало XIV в. до н. эр.) – это
период, имевший исключительное значение
в истории египетского
Стремясь подорвать
авторитет жречества, опиравшийся
на культы древних богов, Аменхотеп
IV выдвинул новое учение, объявив
единым истинным божеством солнечный
диск под именем бога Атона. Храмы
старых богов были закрыты, их изображения
уничтожены, а храмовое имущество
конфисковано. Фараон покинул Фивы
и построил себе в среднем Египте,
на том месте, где находится сейчас
селение Амарна, новую столицу, назвав
ее «Ахетатон», что значит «Небосклон
Атона». По названию места раскопок
столицы Аменхотепа IV весь период его
царствования часто называется «амарнским».
Сам он также принял новое имя
– Эхнатон – «Дух Атона».
Естественно, что
не менее резкий перелом должен был
произойти и в искусстве, столь
тесно связанном в Египте с
религией. И действительно, уже памятники,
созданные в начале правления
Эхнатона, очень сильно отличаются
от всего предшествующего
Насколько своеобразны
дворцы Ахетатона, судить трудно, так
как дворцы предшествующих периодов
почти не сохранились. Именно поэтому
амарнские дворцы особенно интересны:
они дают представление о характере
гражданской архитектуры
Раскопки Ахетатона
знакомят нас и с жилищами знати,
которые также строились из кирпича,
из камня же делались лишь базы колонн
и обрамления дверей. Такой дом
обычно стоял посреди обнесенного
стеной участка размером около 70x55 м.
В стене были два входа –
главный и особый для слуг; от
главного входа к двери дома вела
дорожка. Дом был размером около
22x25 м. Правую его часть составляла
центральная комната и две-три
другие – приемные. Жилая часть
состояла из спальни хозяина с
умывальной, женских помещений и
кладовых. Все комнаты имели окна
под потолком, вследствие чего центральная
комната всегда строилась выше других.
Стены и полы покрывались росписями.
Вокруг дома располагались дворы, колодец,
службы, а также сад с прудом
и беседками. Дома низшего городского
населения значительно
Расцвету, искусства
Ахетатона внезапно был положен
конец. Реформы Эхнатона не могли
закрепиться, Тутанхамон, был вынужден
пойти на примирение со знатью и
жречеством, восстановив прежний
порядок, а спустя четверть века после
смерти Эхнатона, жрецы объявляют
его еретиком, разрушают его город,
а вычеркивают его имя из списков
«законных» фараонов - в официальных
египетских хрониках после Аменхотепа
III значится Хоремхеб. Значение искусства
Амарны не ограничилось временем ближайших
преемников Эхнатона; оно сыграло
существенную роль и в сложении искусства
периода XIX династии, а тем самым
и всего искусства второй половины
Нового царства в целом.
II. Возникновение
религии.
2.1 Религия Древнего
Египта как идеологическая
Причиной возникновения
религии является, как известно,
бессилие первобытного человека перед
грозными для него силами природы. Человек
тогда был совершенно подавлен трудностями
борьбы с природой за свое существование,
и поэтому понятно, что при
крайне неразвитом производстве эпохи
господства первобытно - общинного
строя существовала почти полная
зависимость человека от сил природы,
которых он не понимал и пытался объяснять
их себе фантастическим образом, что и
привело к сложению наивных религиозных
представлений.