Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:20, реферат

Описание работы

Египетская цивилизация – одна из самых древних, возникшая приблизительно 5 тыс. лет назад. Расположенная в долине многоводной реки Нил, эта страна называлась древними египтянами «Земля Возлюбленная». Вся территория делилась на «Черную землю» - плодородные почвы, «Красную землю», где лишь песок и камень, т.е. пустыню.

Содержание

Введение.
Религия Древнего Египта.
Загробный мир.
Книга Мертвых.
Письменность.
Наука.
Архитектура.
Пирамиды.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Культура Древнего Египта111.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

     Содержание.

  1. Введение.
  2. Религия Древнего Египта.
  3. Загробный мир.
  4. Книга Мертвых.
  5. Письменность.
  6. Наука.
  7. Архитектура.
  8. Пирамиды.
  9. Заключение.
  10. Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВВЕДЕНИЕ.

Египетская  цивилизация – одна из самых древних, возникшая приблизительно 5 тыс. лет назад. Расположенная в долине многоводной реки Нил, эта страна называлась древними египтянами «Земля Возлюбленная». Вся территория делилась на «Черную землю» - плодородные почвы, «Красную землю», где лишь песок и камень, т.е. пустыню.

Успех древнеегипетской цивилизации в большой степени явился результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины Нила. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом, и организация ирригационной системы земледелия позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие.

В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика, практическая медицинаирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор.

Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Его монументальные руины вдохновляли воображение путешественников и писателей в течение многих столетий. Новый интерес к древностям и археологическим раскопкам в XIX веке привел к научному исследованию египетской цивилизации и большему пониманию её культурного наследия для мировой цивилизации.

Общество  было иерархически организовано и делилось на несколько групп: на высшей ступени стоял фараон – сын Солнца, на низшей ступени которого были крестьяне и рабы-военнопленные.  
 
 
 
 

2. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных  условий долины Нила, особенности  социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Египтяне  поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов  и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране.

Наиболее  чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в  небесной ладье по дневному небосклону; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

Популярным  божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи. В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат.

Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований. Отсюда обычное для египтян представление  своих богов в образах животных, змей, лягушек.

Постепенно  они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка которого покрывалась медью.

3. ЗАГРОБНЫЙ МИР.

В культуре Древнего Египта заупокойный культ  играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин  с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной  жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.

Ритуал  погребения.

Именно  погребальные обряды египтян позволили нам так много узнать об их жизни. Надписи, сделанные на папирусе и на надгробиях, на саркофагах и пирамидах, позволяют нам познакомиться с мельчайшими деталями повседневной жизни древних египтян: сохранившиеся до наших дней мумии дают нам без преувеличения драгоценную информацию о том, какую пищу употребляли египтяне, чем болели, какие прически предпочитали, какую носили одежду.

Считалось, что для путешествия в загробное царство особенно важно сохранить в целости тело усопшего: ведь душа (или, как ее называли египтяне, — Ка) должна находиться во время этого путешествия в нетронутой, целой оболочке. Естественно, возникло много различных способов сохранения тел усопших. Сначала тела усопших хоронили в очень мелких могилах в раскаленном песке, где они быстро высыхали и таким образом сохранялись. Позже богатых египтян стали хоронить в саркофагах, но при этом тела умерших предварительно бальзамировали, чтобы сохранить их и уберечь от разложения. Ко времени Нового Царства (1552 - 1069 до н. э.) на основе этих обычаев возник целый комплекс погребальных ритуалов, который неуклонно соблюдался.

Бальзамирование.

Тело  усопшего отправляли к бальзамировщику, который вскрывал тело с левой стороны и вынимал из него внутренние органы; их в свою очередь складывали в канопу (сосуд), имевшую форму колонны. Само тело высушивалось с помощью соли, полость тела заполнялась консервирующими веществами, солью, смолой и специальными тканями. После этого тело усопшего было готово для следующего этапа обряда погребения.

Мумифицирование.  

На этом этапе тело усопшего заворачивали в льняную ткань. Тело заворачивали в ткань очень тщательно и аккуратно, сопровождая каждый этап этого действа магическими заклинаниями: только так, считали древние египтяне, можно было гарантировать сохранность тела усопшего. Между слоями ткани укладывались обереги — египетские кресты (анки), являвшиеся в Древнем Египте символом жизни, и амулеты в виде скарабея. Затем мумию обкладывали благовониями и, наконец, над ней совершали магические обряды, один из которых заключался в том, что тело усопшего покрывали слоем драгоценных камней. На заключительном этапе бальзамировщик, голову которого украшала церемониальная маска Анубиса, бога умерших и покровителя бальзамировщиков, приступал к мумифицированию головы умершего. Он обмазывал ее специальным составом и после этого также оборачивал ее льняной тканью. При бальзамировании тела использовались различные вещества (всего их было 36). Эти вещества являлись своеобразным воплощением многочисленных обликов бога Осириса. Именно поэтому в левую руку усопшего клали по щепотке каждого из этих веществ. На этом обряд мумифицирования завершался, над телом усопшего произносилась молитва, и тело помещалось в гроб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. КНИГА МЕРТВЫХ.

 Для древних египтян "Книга Мёртвых" была чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов: её воспринимали слишком буквально. Общепринятое название "Книги мёртвых" является ошибочным. Заглавие оригинального  произведения буквально переводится как "Изречения выхода в день". Этот древний текст посвящён жизни после смерти и необходимой подготовке к этому переходу. Лишь отдельные фрагменты этого произведения в его нынешней форме посвящены магическим ритуалам. Большая часть книги является описанием состояний отлетевшей от тела души, поджидающих её испытаний и её существованию в более тонких измерениях. Фактически, основной акцент в книге делается на том, что происходит с человеком после смерти , а не нашем духовном состоянии в земной жизни. Несмотря на все унаследованные знания и жреческую мудрость, древние египтяне были явно практическими людьми. Им нравилось упорядоченное существование, поэтому они трактовали свои религиозные верования как существенную часть жизненного опыта.

«Книга  мертвых», список магических формул, необходимых  усопшему для благополучного преодоления  опасностей, подстерегающих его на пути в царство Осириса. Вступая во вторую жизнь, покойный должен был пройти через процедуру суда трибунала, состоявшего из сорока двух богов загробного мира с Осирисом во главе. Суд этот проходил в зале Маат, богини истины и справедливости.

Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в  полном составе во главе с великим  богом Ра. Здесь присутствует бог  преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечало за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ, и они не смогут ему противостоять.

  Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил больше хороших дел — он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела.  
 

5. ПИСЬМЕННОСТЬ.

В Древнем  Египте использовали три системы  письма: иероглифическую, иератическую и демотическую. Иероглифическая  система, изобретенная за 3000 лет до н.э., представляет собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Ее элементами являются картинки, или пиктограммы, а использовалась она для религиозных текстов. Иератическое письмо - это упрощенная, скорописная форма иероглифического, употреблявшаяся при составлении юридических и деловых документов. Демотическое письмо, еще один вид скорописи, возникло примерно в 600г. до н.э. Его использовали в каждодневной жизни для самых разных целей, тогда как иероглифическая и иератическая системы в то время применялись лишь для религиозных текстов. 
  В 1799г. в Розетте, неподалеку от Александрии в Египте, был найден большой черный базальтовый камень, с записью декрета фараона       Птолемея 5. На нем были сделаны записи в трех системах письма: иероглифической, демотической и на греческом языке. Этот камень, названный Розеттским.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. НАУКА.

Астрономия.

Зарождение  и развитие астрономии в Древнем  Египте в большей степени связаны  с практической необходимостью создания простейшего сельскохозяйственного календаря, отражавшего естественные природные циклы - разливы Нила, время  посева и сбора зерна, период засухи.

С течением времени  в Египте сложились и одновременно существовали несколько систем летосчисления.  Все они базировались на наблюдении движения небесных светил, с одной стороны, и ключевых событиях в жизни египетского общества, - с другой, выполняя различные функции.

Информация о работе Культура Древнего Египта