Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:35, реферат
На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, которая веками и тысячелетиями притягивала как магнит внимание современников. В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и примитивных охотников, древние египетские инженеры строили ирригационные сооружения вдоль Великого Нила, древние египетские математики рассчитывали квадрат основания и угол наклона Великих Пирамид, древние египетские зодчие возводили грандиозные храмы, величие которых не способно принизить время...
1. Специфика становления культуры Древнего Египта……………...3
2. Преднаучные знания и религия……………………….……..………9
3. Искусство Древнего Египта………………….……...………..…….18
4. Заключение……………………..………..…………………………..22
Использованная литература………………………….…..……………23
Изощренную процедуру
бальзамирования описал еще Геродот,
побывавший в Египте в V веке до нашей
эры. Первым делом удаляли крюком
через ноздри часть мозга, его
остаток растворялся
Процесс бальзамирования
продолжался около семидесяти
дней. После этого тело в последний
раз обмывали и обматывали
льняными бинтами, которые
По рисункам
на гробницах сановников и
жрецов из Фив (1500-1000 годы до
нашей эры) мы можем
Религиозная идея мумификации
умерших восходит к мифу об Осирисе
- судье мертвых и боге загробного
мира. Осирис был на земле коварно
убит своим братом Сетхом, расчленившим
его тело. Исида, сестра и супруга
Осириса, собрала эти части и
передала их Анубису, богу бальзамирования.
Он мумифицировал Осириса, чтобы
тот мог ожить и получить власть
над загробным миром, поскольку
сохранность мумифицированного
тела обеспечивала вечную жизнь.
С образом Осириса
связывались понятия о
2.4 Загробный мир
во времена XVIII-XX династий.
Как представляли себе
загробный мир (по-египетски "дат"
- "то, что внизу") во времена XVIII-XX
династий (1500-1000 годы до нашей эры), показывают
росписи на стенах гробниц фараонов
в Долине царей. В центре "Амдуат"
(собрания магических текстов и рисунков
"О том, что в загробном мире")
изображена ладья Ра, бога солнца. На
исходе дня он в облике старика
опускается в Нижний мир, где за двенадцать
ночных часов молодеет и на другое
утро поднимается вновь на востоке.
Ладью, на которой плывет Ра, ведут
по подземной реке боги. При этом
Ра подвергается великому множеству
опасностей, потому что весь Нижний
мир кишит змеями, враждебными
солнечному богу. Один из них, ужасный
змей Апоп, грозит выпить из подземной
реки всю воду или поджечь корабль
бога. Поэтому каждую ночь помощникам
и проводникам Ра приходится вступать
в сражение с Апопом, пуская в
ход копья, ножи, стрелы и луки. Человечество
восстало, заставив Ра подняться в
небо, но он продолжал охранять порядок,
маат, им установленный и ставший
его жизнью. И вот всем живым
существам приходится стареть и
вновь становиться молодыми здесь,
на Земле, подобно солнцу, подчиняясь
бесконечному круговращению жизни
(нехех), пока их не коснется перст смерти,
и они не войдут, как Осирис, в
застывшее царство мертвых (джет).
Когда же и Атум вернется к своему
изначальному покою, время и пространство
перестанут существовать.
Об отношении египтян
к смерти многое мог рассказать популярный
во времена Нового царства Праздник
Долины. В этот день родственники приходили
к гробнице и торжественно поминали
покойного. А поскольку египтяне
не считали смерть событием "окончательным",
празднество было веселым. Люди надевали
свои лучшие наряды и длинные парики;
в руках у них были букеты из
цветов лотоса, на шеях венки из листьев,
парики тоже украшались благоухающими
бутонами лотоса. Гости пили вино и
пиво, ели и вспоминали умершего.
Под стук кастаньет танцевали
девушки в длинных льняных
одеяниях или в одном только узком
пояске вокруг бедер. А музыканты
играли на арфах и пели о бренности
всего земного перед лицом
бесконечного бытия:
"Следуй же смело
своему сердцу! Давай хлеб неимущему,
чтобы осталось твое имя
По прохождению
времени упадка, наблюдается восстановление
культов богов, и прежде всего
почитания Ра, тесно сросшегося
с идей единоверия увещевает
неукоснительно соблюдать все
ритуалы и совершать
" Не выйдешь
ты (больше) наружу, дабы видеть Солнце
" - эти строки из " Спора Человека
и Ба " находятся в полном
противоречии с заупокойными
текстами, одно из магических
назначений которых - дать возможность
умершему каждодневно
Представления о
загробном мире как стране вечного
сна, тягостного мрака, где нет воды
и воздуха, радостей любви, были достаточно
широко распространены в Египте, встречаясь
даже в гробничных надписях жрецов.
И хотя подобные взгляды встречали
отпор, хотя вновь и вновь напоминалось,
что время жизни на земле - это
сон и что взамен воды, воздуха
и любовной услады дано будет " просветление
", а вместо хлеба и пива - "
умиротворение сердца ", малочтущие
некрополь не переводились.
" Песнь арфиста
", из гробницы царя Антефа,
призывает « праздновать
Эти данные говорят
о том, сколь сложны были представления
египтян о проблеме жизни и
смерти. И то, что в эпоху смут,
впервые ощутимо для нас, египетская
сакральная культура уже не предстаёт
как единое целое, сосуществуя с
идеями неортодоксальными, само по себе
весьма знаменательно. Не исключено, что
неортодоксальные идеи возникли гораздо
раньше, а годы великого социального
и духовного потрясения лишь обнажили
эти противоречивые тенденции египетской
культуры.
Мир и внешняя
стабильность, казалось надолго установившиеся
в Египте с воцарением Аменхотепа
III после долгих войн, внезапно были
разрушены в правлении его
сына и приемника Аменхотепа IV. Аменхотеп
IV, сын Аменхотепа III, внук Тутмеса IV,
взошедшего на престол по воле Хармахиса,
а не Амона, бросил дерзкий вызов
всевластию Амона, царя богов, и вступил
с ним в открытое единоборство.
Подобно змею Апопу, он попытался
нарушить миропорядок, установленный
Маат, - и богиня покарала его смертью.
2.5 Изменения в
египетской религии
Египетская религия
отличалась необычайным консерватизмом.
Однако и в ней по мере изменения
исторических условий не все оставалось
неизменным. Общая линия развития
состояла, во-первых, в постепенном
слиянии местных культов и
объединении их в общегосударственный
и общенародный культ с общеегипетскими
богами и организованным жречеством;
но наряду с этим до самого конца
сохранялись и обособленные местные
культы с их локальными божками, святилищами,
обычаями и верованиями. Во-вторых,
общая линия развития состояла в
том. что по мере роста социальных
противоречий все более заострялась
классовая, угнетательская роль религии,
усиливалось жречество, превращавшееся
в замкнутую касту, как часть
господствующего класса. В-третьих,
постепенно сказывалась тенденция,
хотя и слабая, к преодолению национальной
замкнутости египетской религии; в
этом отражалось расширение международных
политических и культурных связей Египта.
В самом деле, еще
с эпохи Среднего царства по мере
экспансии Египта, соприкосновения
его с соседними народами в
египетском пантеоне появляются боги
чужеземного происхождения. Таковы,
например, нубийские божества Дедун,
Бес, ливийская богиня Нейт. В эпоху
великих завоеваний 18-й династии
в Египте появились боги семитических
народов Азии: Ваал, Астарта. и др.
При Садсской (26-й) династии, проводившей
политику национальной реставрации, чужеземные
культы подверглись преследованию
и правительство стремилось восстановить
почитание чисто египетских богов.
Это, однако, ненадолго приостановило
процесс интернационального смешения
богов и культов. Наряду с проникновением
чужих богов в Египет имело
место и обратное — распространение
почитания египетских богов в
других странах: Амона, Осириса, Исиду
и др. чтили в Финикии, Сирии, даже
в Греции. Это явление, ведшее к
религиозному синкретизму, с особой
силой сказалось в
2.6 Магия
Очень крупную роль
играла в египетской религии магическая
практика. По многочисленным текстам,
изображениям и вещественным остаткам
нам известно о применении магии
во всех областях жизни народа и
во все периоды египетской истории.
Лечебно-предохранительная
Заключение
Таким образом,
проследив развитие искусства
Древнего Египта, мы можем сделать
некоторые выводы относительно
его культуры.
Древнейшая цивилизация
Востока была египетская – на Ниле.
Здесь впервые появились
Культура Древнего
Египта прошла ряд последовательных
стадий развития. Особого расцвета
она достигла в эпохи Древнего,
Среднего и Нового царства. Эти три
периода определяют своеобразие
и особенности древнеегипетской
культуры.