Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:10, реферат

Описание работы

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор. Написано множество книг об истории, традициях Древнего Египта, о его месте в мировой истории. Некоторые из этих книг я использовала при написании этого реферата.

Содержание

1. Введение

2. Египетский народ

3. Религия Египта

4. Религия – первооснова Египетского искусства

5. Периоды в истории Египта и развитии искусства

6. Театральное искусство

7. Архитектура Древнего Египта

8. Искусство и заупокойный культ

9. Письменность

10. Заключение

11.Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат ку.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

 
ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО. После объединения  Египта в единое государство в конце IV начале II тыс. до н. э. начинается расцвет египетского искусства. В эпоху Древнего Царства в Египте появляется новый тип гробниц ступенчатая пирамида. Первая такая пирамида построена для фараона Джосера зодчим Имхотеном (история сохранила имя мастера, что является скорее исключением, чем правилом для той эпохи) в XXVIII в. до н. э. К этому же столетию относится и возведение известных пирамид фараонов Хеопса (или Хуфу), Хефрена (илиХафра) и Микерина (Менкау-ра) в Гизе. Самая грандиозная из них пирамида Хеопса построена под руководством архитектора Химеуна. Ее высота около 150 м, и сложена она из 2 млн. 300 тыс. блоков. Непременными атрибутами египетских храмов и усыпальниц были статуи фараонов, знати, придворных писцов, выполненные в соответствии со строгими канонами (правилами), чего требовало культовое назначение статуй. Люди изображались в спокойных, как бы застывших в веках позах (это либо стоящая, либо фронтально сидящая фигура). Примерами могут служить статуя писца Каи (середина 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка; парный скульптурный портрет принца Рахотена и его супруги Нофрет (начало 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).

     Помимо  скульптурных изваяний, украшением усыпальниц были рельефы и росписи на сюжеты, связанные с заупокойным культом, выполненные на стенах. Подобное объединение различных видов искусства (архитектуры, скульптуры и живописи) специалисты называют синтезом искусств.

 
СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО. Многочисленные войны Древнего царства привели к ослаблению государственной и экономической мощи страны. Прекращается строительство дорогостоящих пирамид. Ведется поиск новых типов храмов и усыпальниц. Первым памятником нового типа стал храм-усыпальница Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.), положивший начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Повышается внимание к индивидуальным чертам портретируемого, что проявилось в портретах фараонов Сенусерта III (XIX в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Аменемхета III (XIX в. до н. э., Москва, ГМИИ). Росписи гробниц и храмов приобретают большую самостоятельность. В гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане были созданы одни из самых замечательных росписей в искусстве Среднего царства, изображающие сцены охоты.

      
НОВОЕ ЦАРСТВО. Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма прямоугольный в плане, имевший трехчастное деление: открытый двор (перестиль), колонный зал (гипостиль), святилище. Таковы храмовые комплексы, посвященные богу Амону, в Карнаке и Луксоре. Наивысшей точкой в своем развитии реалистическое изобразительное искусство Древнего Египта достигает в период Амарны (к. XIV в. до н. э.). Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) провел социальную и религиозную реформы, перенес столицу из Фив в Амарну. Были разрушены старые традиции. Перемены в жизни страны определили значительные преобразования в искусстве. Произведения амарнского периода отличаются человечностью, лиричны и проникновенны. Лучшее, что было создано в этот период скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити.

  
ПОЗДНЕЕ ВРЕМЯ. На дальнейшем развитии египетской культуры сказались многочисленные войны, приведшие к распаду государства. Прекращается возведение пышных усыпальниц, среди памятников этой эпохи наиболее интересны скульптурные портреты. Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому периоду в искусстве Древнего Египта, в художественной культуре которого переплелись традиции прошлого и античности.

     6. Театральное искусство.

     Театральное искусство было высоко развито в Древнем Египте. Еще во времена Древнего царства возникли мистерии – религиозные действия, рассказывающие о жизни богов. Особенной популярностью пользовались театральные рассказы об Осирисе его жизни и смерти, воскрешении. Актерами в представлении выступали жрецы, иногда сам фараон. Спектакль не был развлечением, его смысл был глубоко религиозным. Звучащая на постановках музыка до нас не дошла, но зато сохранились изображения инструментов (лютни, барабана, шумового инструмента – систра) и музыкальных исполнителей. Многие ученые полагают, что в мистериях были и вокал и танцы.

     7. Архитектура Древнего Египта.

     В Гизе, неподалеку от нынешнего Каира, на скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок три четкие тени, стоят три громадных геометрических тела – безупречно правильные четырехгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина.

Они стоят уже  больше сорока веков. Их облицовка не сохранилась, погребальные камеры с  саркофагами давно разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить идеально устойчивую, монолитную форму этих сооружений. Высочайшая их них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота – 146 метров, а длина основания каждой грани – 230 метров. Греческий Парфенон по сравнению с ней выглядел бы совсем крошечным – как лодка по сравнению с морским пароходом. В пирамиде Хеопса, если б она была полая внутри, мог бы уместиться весь ансамбль собора св. Петра в Риме. А ведь пирамида не полая, она почти сплошной массив из тяжелых каменных плит, только внизу прорезанный узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Подсчитали, что для того чтобы перевезти все эти камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов. А тогда пирамиду строили голыми руками, даже без помощи вьючных животных. Это поистине необычайный памятник непреклонной воли фараона и многолетнего каторжного труда сотен тысяч рабов.

     И храмы рядом с пирамидами выглядели  очень маленькими и издали не были заметны, а треугольники пирамид на фоне неба виднелись отовсюду как напоминание о вечности. Длинная прямая дорога вела к ним с востока, от плодородных долин, орошаемых Нилом: дорога от обители жизни к безмолвному миру песков и гробниц. Границу пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена, - прадед всех бесчисленных египетских сфинксов. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую по форме на тело лежащего льва.

    Из  пирамид крупных вельмож на берегах  Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь  богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя  массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

     Прославлению  фараонов служили не только рельефы, росписи и статуи, но также и  архитектурные произведения. Грандиозные храмы и целые храмовые комплексы воздвигались в честь обожествленных царей Древнего Египта. Одним из лучших образцов культового архитектурного произведения является гробница царицы Хатшепсут, построенная в конце XVI в. до н.э. архитектором Сеншутом в долине Дейр-эль-Бахри. Заупокойный храм посвящен богу Солнца Амону-Ра и родственным ему Хатор и Анубису, но главное божество, в чью славу и память он воздвигнут, – сама царица.

    Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Особый расцвет  египетского искусства наступил в эпоху правления фараона  Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В  то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди  других произведений тогда были созданы  замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

     8. Искусство и заупокойный культ.

     Примером  памятника додинастического периода, возвеличивающего фараона, является шиферная плита Нармера, высотой в 64 см, с обеих сторон покрытая рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о значительном историческом событии: победе Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом и объединения долины Нила в единое государство. “Основное значение этого памятника заключается в том, что он является не только своего рода итогом художественного творчества предыдущих периодов, но также наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте, первым примером так называемого “египетского стиля”.

  С целью  максимальной ясности одна и  та же по существу тема повторяется  в палетке Нармера несколько  раз в разных вариантах. На  примере палетки Нармера видно  характерное для этого раннеклассового  общества подчеркивание в изобразительном  искусстве общественного неравенства – фараон ростом вчетверо больше остальных племенных вождей. Этот принцип повторялся в искусстве Древнего Египта на протяжении десятков лет: в рельефах и росписях фараон традиционно изображался намного выше всех остальных, а статуи фараонов приобретали грандиозные размеры, подавляя зрителя своим величием и мощью (статуи Рамсеса II в Абу-Симбеле, колоссы Аменхотепа III в Фивах, статуи царицы Хатшепсут высотой 5 и 8 м из храма в Дейр-эль-Бахри, статуя фараона Хефрена в Гизе и др.). Поражает своей монументальностью сфинкс Хефрена, стоящий перед заупокойным храмом этого фараона.

С целью подчеркнуть  могущество и величие фараонов, их божественное происхождение скульпторы Древнего Египта изображали своих правителей идеализированно (за исключением скульпторов, творивших в период Эль-Амарны – в первой половине XIV в до н.э., когда в скульптуре преобладали строго реальные черты). В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь.

Египтяне считали  своих царей подлинными сыновьями  Солнца по прямой линии. Чтобы сохранить чистоту солнечной крови и избежать неравных браков, сыновья и дочери фараонов, братья и сестры женились между собой. Теория солнечной родословной очень древняя, но впервые нашла свое историческое применение во времена V династии, когда цари приняли титул “сына Солнца”, сохранившийся с тех пор навсегда.

    Благодаря верованиям и строгим правилам древнее  египетское искусство просуществовало  почти без изменений около  двух с  половиной тысячелетий. В  поздний период оно подверглось  воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

    9. Письменность

      Минули  тысячелетия, но живой интерес к  истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Напротив! Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели". Вырезанные на камне изображения - это магические знаки", - говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке  нашей эры. " Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу", - предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II  веков. Писал о египетских иероглифах и Геродот, и многие другие. Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. Это знаменательное событие - одно из самых выдающихся в истории мировой науки - произошло лишь в XIX веке. Ему предшествовали годы мучительных и бесплодных исканий. Всей душой, стремясь к заветной цели, многие ученые незаметно для себя уклонялись в сторону и вступали на такой путь, который уводил их все дальше по запутанному лабиринту фантазий и домыслов.  Но после дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии  могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч  лет на берегах Нила. Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки  и искусства.

     Египтяне  были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и  животных. Можно думать, что первоначально  жители долины Нила записывали свои мысли, изображая на рисунке предметы, о которых шла речь.

Информация о работе Культура Древнего Египта