Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:10, реферат
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Интерес к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор. Написано множество книг об истории, традициях Древнего Египта, о его месте в мировой истории. Некоторые из этих книг я использовала при написании этого реферата.
1. Введение
2. Египетский народ
3. Религия Египта
4. Религия – первооснова Египетского искусства
5. Периоды в истории Египта и развитии искусства
6. Театральное искусство
7. Архитектура Древнего Египта
8. Искусство и заупокойный культ
9. Письменность
10. Заключение
11.Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Египетский народ
3. Религия Египта
4. Религия – первооснова Египетского искусства
5. Периоды в истории Египта и развитии искусства
6. Театральное искусство
7. Архитектура Древнего Египта
8. Искусство и заупокойный культ
9. Письменность
10. Заключение
11.Список литературы
1.
ВВЕДЕНИЕ.
Египет - волшебная страна. Это родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Тени богов, мумии фараонов, загадочные сфинксы и величественные гробницы - эти понятия известны даже самым далеким от истории людям. Надменные фараоны и царица Клеопатра, Александрийская библиотека и священный Нил, жрецы, сфинксы и пирамиды...
Еще древнегреческий историк Геродот говорил, что "Египет - дар Нила". Долина великой реки протянулась на полторы тысячи километров с юга, от границы с Суданом, на север, до побережья Средиземного моря, отделяя восточную Аравийскую пустыню от западной, Ливийской. Ширина "полосы жизни" вдоль Нила колеблется от одного километра на юге до 20-25 километров в районе Каира.
Египет был
под властью нескольких империй:
греческой, римской, арабской и оттоманской,
а еще французской и
Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Интерес
к культуре Древнего Египта не иссякает
до сих пор. Написано множество книг
об истории, традициях Древнего Египта,
о его месте в мировой истории. Некоторые
из этих книг я использовала при написании
этого реферата.
2. Египетский народ.
Кто из нас с самого детства не слышит слов: «Египет», «египтяне», «египетские иероглифы», «египетские пирамиды», «древний Египет». Но самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной», а себя — «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности, соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср — «Населенное место, город», так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср.
Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет»? Это название пошло от древних греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса — Хикупта. В начале 1 тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее — одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгюптос» греки взяли за обозначение всей страны.
Так что наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло в европейские языки не непосредственно из египетского языка, а из древнегреческого.
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.
Египет всегда управлялся абсолютным монархом. Царь, или фараон, считался живым богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он носил титул Сына Солнца и воплощал власть религиозную, политическую и военную во всем Египте. Его помощником был первый министр (визирь), возглавлявший исполнительную власть. "Фараон" - это на самом деле греческое искажение египетского слова, обозначавшего царский дворец. Этим словом стали обозначать персону царя лишь со времени Нового царства после 1580 года до н.э.
Египтяне делились на классы. Наиболее почитаемыми были жрецы, которым была доверена служба в храмах. Богатые и влиятельные, они были освобождены от налогов и содержались на средства храмов. Остальные классы - это знать, облеченная политической и религиозной властью в провинциях; писцы - чиновники царской администрации, и, наконец, большая часть народа, состоявшая из ремесленников и крестьян.
3. Религия Египта
Египтянин населял растительный и животный мир сонмом духов, богов и богинь, видя в отдельных растениях, деревьях и зверях воплощение того или иного божества. Культ животных был одной из форм древнего тотемизма, священными считались лев и львица. Не меньшее значение имело обоготворение домашних животных – быка, барана, коровы, козла, кошки. Этот культ священных животных нашел свое отражение в культе и титулах царя. Покровителями царской власти издревле считали священного сокола, пчелу, коршуна и змею. Самого царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека (сфинкса). Многие египетские боги были зверолики, а также были антропоморфные боги. У египтян было много богов, среди которых самыми почитаемыми являлись:
Пта –
создатель всех богов,
Ра – бог Солнца (с головой сокола);
Амон – покровитель фараонов;
Осирис – бог мертвых, обучивших людей земледелию, садоводству, виноделию; Сет – бог зла;
Исида – богиня плодородия и материнства;
Анубис – бог бальзамирования, проводник умерших душ в загробный мир;
Маат – богиня правды и справедливости, приводившая души на суд Осириса;
Тот – бог мудрости, времени, покровитель ученых и письменности (был в образе павиана);
Сахмат – богиня войны – женщина с головой льва;
Хатор – богиня неба, природы, любви и плодородия изображалась в виде коровы.
Религия египтян строилась на основе тайных сакральных знаний, которые сначала передавались устно, а потом были записаны в нескольких книгах, среди которых наиболее известна « Книга мертвых». Египетские боги троичны. Главная троица – Осирис – Исида – Гор. Ее история отражена в красивом мифе. Осирис был первым правителем Египта, он научил людей обрабатывать землю, писать законы. Но его брат Сет начал завидовать, что люди любят, почитают Осириса, и поэтому убил его. Жена Осириса – Исида спряталась в тростнике от Сета, здесь и родился маленький Гор. Гор смог отомстить за своего убитого отца, убил Сета и оживил Осириса. Но Осирис не захотел вернуться к людям и начал править в царстве мертвых. А Гор становится покровителем египетских фараонов и изображается в виде сокола.
В Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Заупокойный культ ярко выразился в способе погребения тела. Тела умерших заворачивали в кожу, циновку или ткань, часто хоронили лежащими на боку в скорченном положении, имитирующем положение сидящего. Богатых чиновников и жрецов хоронили в больших гробницах.
Тело умершего
искусственно сохранялось, для чего
внутренности вынимались и клались
в особые сосуды, а тело мумифицировалось
– пропитывалось особыми
На стенах комнат, расположенных внутри гробницы, обычно изображали сцены жизни покойного и его семьи, снабжая их пояснительными надписями и текстами; внутрь гробницы помещали предметы домашнего обихода, пищу, вино и пр. Это должно было дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире.
4. Религия – первооснова Египетского искусства.
Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового дерева.
Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.
С самого возникновения египетской державы они определили обожествление ее полновластных правителей – фараонов. Их неограниченная власть основывалась на земельных богатствах и эксплуатации огромных масс рабов. Уже в 5 тысячелетии до н.э. появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Уже тогда жилища вождей племен стали выделяться среди других своими размерами, а могилы обкладываться кирпичом по мере освоения этого материала.
В процессе становления
классового общества и образования
единого рабовладельческого государства
роль фараона постепенно увеличивалась.
Таким образом, египетское общество
прошло путь от традиции почитания
вождя племени в
Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а, прежде всего, как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано, в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства.
5. Периоды в истории Египта и развитии искусства.
Египет одно из древнейших государств мира, а его искусство один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества. Историю Древнего Египта делят на следующие периоды: 1. Додинастический (4 тыс. до н. э.) 2. Древнее царство (30-23 вв. до н. э.) 3. Среднее царство (22-18 вв. до н. э.) 4. Новое царство (16-11 вв. до и. э.) 5. Позднее время (11в-332г. до н. э.) Примерно так разделил историю Древнего Египта жрец Манефон, живший в конце IV-III в. до н. э. в Александрии. Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. Для искусства
додинастического периода характерно
высокое мастерство обработки камня. Обнаруженные
в погребениях шиферные таблички для растирания
красок, украшенные рельефным изображением;
расписанные глиняные сосуды, позволяют
судить о тематике, разрабатываемой египетскими
мастерами; это: заупокойные обряды, исторические
события, военные походы. И вот здесь важное
место завоевывает образ человека. Складываются
основные каноны изображения человеческой
фигуры: широкие и сильные плечи разворачиваются
в фас, ноги и голова в профиль, что позволяет
мастеру поставить акцент на наиболее
выразительных и ясно читаемых аспектах
человеческого облика. У стоящих левая
нога часто выдвинута вперед – первый
шаг мертвого на пути в вечность. Значительность
властелина подчеркивается размерами
его изображения, намного превосходящими
изображение других персонажей, как, например,
в рельефе шиферной плиты фараона Нармера
(около 3 тыс. лет до н.э., Каир, Египетский
музей).