Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:22, диссертация
Актуальность темы исследования. В Указе Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» от 29 апреля 1996 г. № 608 среди внутренних угроз экономической безопасности России называется расширение деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.
Преступность в этих областях подрывает основные принципы рыночной экономики - неприкосновенность частной собственности, свободу выбора экономической деятельности, эквивалентность обмена и др.
Борьба с легализацией преступно приобретенных доходов признается во всех странах мира одним из основных средств противостояния росту преступности в сфере экономической деятельности.
Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных
другими лицами преступным путем 14
§ 1. Исходные положения формирования криминалистического
понятия легализации (отмывания) денежных средств или
иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем 14
§2. Криминалистическая характеристика легализации (отмывания) денежных
средств или иного имущества, приобретенных другими лицами
преступным путем 23
2.1. Предмет непосредственного посягательства 32
2.2. Субъект посягательства 41
2.3. Физическая деятельность субъекта посягательства 50
2.4. Психическая деятельность субъекта посягательства 79
2.5. Место посягательства 81
2.6. Время посягательства 85
2.7.Факты-последствия посягательства 89
2.8. Общественная опасность и противоправность легализации 97
2.9. Связи и закономерности системы легализация 100
Глава 2. Общая типовая программа исследования события с
признаками легализации денежных средств или иного
имущества, приобретенного другими лицами преступным путем 114
§ 1. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию
при расследовании легализации преступных доходов других лиц 114
§2.Программирование расследования преступлений
(сущность криминалистического учения о программировании) 126
§3. Типичные следственные ситуации начального этапа
расследования легализации преступных доходов других лиц 142
§4. Общая типовая программа исследования события с признаками
легализации преступных доходов других лиц 156
Заключение 172
Анкета (для следователей ОВД) Приложение1 176
Анкета (для следователей ОВД) Приложение2 178
Список использованной литературы 180
Фактическая сторона этой следственной ситуации содержит информацию о введении в гражданско-правовой оборот чьих-то доходов, о преступном источнике таких доходов, о размере легализации, способе придания
Отчет ФСНП РФ за I-XI - 2001 г.
153
правомерного вида владению, пользованию и распоряжению этим имуществом, о месте и времени совершения преступления, т.е. содержит сведения о многих обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делам этой категории.
Поскольку органы налоговой полиции являются субъектом оперативно-розыскной деятельности, то к акту о проверке налогоплательщика обычно прикладываются справки оперативного отдела органа налоговой полиции о результатах оперативно-розыскных мероприятий, в которых обычно содержатся сведения о том, чьи преступные доходы были легализованы, в результате совершения какого преступления эти доходы были получены, было ли возбуждено уголовное дело по факту совершения этого преступления, как в дальнейшем были использованы легализованные средства.
Информацию, содержащуюся в акте проверки налогоплательщика, можно считать достоверной условно, поскольку она обязательно должна подлежать проверке следственным путем. И, конечно же, следователь обязан проверить процессуальными средствами информацию из справки оперативного отдела. Порядок проведения доследственной проверки и оформления акта о ее результатах регламентируется Инструкцией о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков Федеральными органами налоговой полиции (утв. Приказом ФСНП РФ №285 от 25.06.2001).
Ситуация 2-я: уголовное дело возбуждено по акту выездной налоговой проверки, составленному налоговой инспекцией. Выявлению признаков преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, способствуют такие положения Налогового кодекса РФ, как налоговый контроль за расходами физических лиц (ст. 86-1 НК РФ), понятие взаимозависимых лиц (ст. 20 НК РФ), контроль налоговых органов за ценами по сделкам между взаимозависимыми лицами по товарообменным операциям, по внешнеторговым сделкам, при отклонении цен больше, чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня обычных цен , за непродолжительное время (п. 2 ст. 40 НК РФ) и другие.
Объем информации о признаках легализации в акте налоговой проверки будет таким же, как и в акте налоговой полиции. Естественно, что в этом случае
154
будет отсутствовать справка о результатах оперативно-розыскных мероприятий, а изъятые налоговыми органами документы налогоплательщика могут подтверждать только выявленные факты налоговых правонарушений (п.5. ст. 94 НК РФ). Порядок выездной налоговой проверки регламентируется Инструкцией МНС РФ №60 от 10.04.2000г. «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» (утверждена Приказом МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138) Ситуация 3-я: уголовное дело возбуждено по материалам органов Комитета РФ по финансовому мониторингу (КФМ РФ).
Содержание этих материалов определено Федеральным Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 года (115-ФЗ), а также задачами и полномочиями КФМ РФ, предусмотренными «Положением о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу», утвержденному постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 года №211.
Если исходить из предписаний названных актов, то следственная ситуация начального этапа расследования преступных доходов должна содержать следующую информацию:
- о личности физического лица, совершающего финансовые операции или
другие сделки, месте его жительства или его пребывания;
если эти операции или другие сделки совершаются юридическим лицом, то его ИНН, регистрационный номер, место регистрации и адрес нахождения юридического лица;
- если финансовые операции или другие сделки совершаются по
поручению или от имени какого-то лица физическим или юридическим лицом,
то адрес места жительства или места нахождения физического или
юридического лица;
если операции и другие сделки совершаются представителем физического или юридического лица от их имени в силу полномочий по доверенности, закону или акту уполномоченного на то государственного органа или органа
155
местного самоуправления, то адрес места жительства такого представителя и другие данные;
о получателе по операциям с имуществом и его представителе, в том числе ИНН, адрес места жительства или места нахождения и эти же данные о его представителе;
о характере финансовых операций и других сделок;
о сумме совершенных операций;
о месте совершения операций.
При сопоставлении содержания фактической стороны каждой из изложенных типичных следственных ситуаций начального этапа расследования легализации преступных доходов других лиц нетрудно придти к выводу о частичном совпадении их содержания. Но указанные следственные ситуации отличаются объемом информации и ее источниками. Данное обстоятельство обусловливает частичные совпадения задач расследования, которые могут быть представлены в криминалистических программах.
Автор приходит и к другому выводу - общая типовая программа исследования события с признаками легализации преступных доходов других лиц неизбежно включает общие и промежуточные задачи расследования, вытекающие из фактической стороны каждой из трех рассмотренных типичных следственных ситуаций, что позволяет исключить составление отдельных криминалистических программ для каждой из них.
156
&4. Общая типовая программа исследования события с признаками легализации преступных доходов других лиц
Под общей типовой программой исследования события с признаками легализации преступных доходов других лиц понимается научно-обоснованная и логически упорядоченная система общих типовых задач расследования, вытекающая из системы обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию при расследовании этих преступлений, и типовых промежуточных (частных) задач расследования, обусловленных содержанием элементов криминалистической системы этого преступления, и предназначенная для иследования события с признаками легализации преступных доходов на стадии доследственнои проверки материалов, на начальном и всех последующих этапах расследования.
Основное назначение общей типовой программы исследования события с признаками легализации преступных доходов других лиц, как и любого иного преступления, является обеспечение надлежащей работы с имеющейся информацией и целеноправленного поиска недостающих данных.
Криминалистами отмечалось, что программы расследования должны быть сформулированы таким образом, чтобы следователь мог, опираясь на них, выдвигать версии по расследуемому делу и планировать производство следственных действий, используя при этом собственный практический опыт, свои интеллектуальные возможности, основываясь на интуитивных и эвристических решениях.161
Для эффективного практического использования криминалистических программ, последние должны отвечать следующим условиям:
- ускорять решение стоящих перед следователем задач;
- содержать максимально возможное количество сведений о происшедшем
событии;
161 Гуняев В., Кузьмин С. В защиту криминалистических программ. //Соц. законность. - №3, 1990.
- С.49.
157
- позволять контролировать ход расследования и результаты, полученные после принятия следователем тех или иных решений;
- снижать тактический риск следственного действия;
- обеспечивать строгое соблюдение законности в расследовании преступлений;
- предельно упрощать составление плана по конкретному уголовному делу;
- предоставлять возможность оперативного поиска тех или иных сведений по определенным параметрам;
- обеспечивать возможность следователю проявлять инициативу, а также учитывать специфику региона и особенности деятельности региональных правовохранительных органов.
Расследование любого преступления будет целенаправленным только в том случае, если в результате анализа исходных данных следователь определит перечень вопросов, ответы на которые должны быть получены в процессе расследования, то есть должны быть сформулированы общие типовые задачи расследования.
Система типовых задач расследования любого преступления имеет иерархическое построение: решение одной - помогает решению другой, поэтому, рассматривая каждую из них, необходимо использовать информацию, полученную при решении предыдущих, а решив, - важно обязательно проверить, не меняются ли результаты решения предыдущих задач, не позволяют ли полученные сведения решить другие, ранее оставшиеся нерешенными.
Основной типовой задачей расследования любого преступления является всесторонность, полнота и объективность исследования всех обстоятельств дела. Эта задача решается путем установления места, времени, способа совершения легализации, предмета, личности преступника и его умысла на легализацию. В свою очередь каждая из общих типовых задач содержит более конкретные, но также типовые задачи, детализирующие установление пречисленных элементов.
158
Успех работы по уголовному делу во многом зависит от умения правильно и своевременно определить общие и промежуточные (частные) типовые задачи расследования.
Определение общих типовых задач (ОТЗ) расследования производится путем анализа имеющейся информации применительно к обстоятельствам, подлежащим установлению по делу о легализации преступных доходов других лиц. При этом учитываются результаты решения промежуточных задач расследования.
Криминалистические программы, в частности общая типовая программа расследования события с признаками преступления, являются источником информации о типовых задачах расследования.
Общая типовая программа исследования события с признаками легализации
преступных доходов других лиц
По мнению диссертанта, среди элементов криминалистической системы легализации преступных доходов, предопределяющим установление и доказывание наличия других элементов этой системы, является место совершения преступления. ОТЗ 1. Место совершения преступления.
1.1. Не совершалась ли легализация преступных доходов в системе юридических лиц на территории Российской Федерации. Если да, то:
1.1.1. полное и краткое наименование юридического лица, место и дата его регистрации, регистрационный номер, место и дата постановки на налоговый учет, его ИНН, адрес фактический и по учредительным документам;
1.1.2. кто является учредителем юридического лица:
1.1.2.1. если среди учредителей имеются юридические лица, то полное и краткое наименование юридического лица, место и дата его регистрации, регистрационный номер, место и дата постановки на налоговый учет, его ИНН, адрес фактический и адрес по учредительным документам, учредители этого
159
юридического лица, руководитель, главный бухгалтер и руководители структурных подразделений (в том числе обособленных) в период проведения операций по легализации преступных доходов. Не находится ли юридическое лицо-учредитель в государстве или на территории, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств (по опубликованному перечню Правительства РФ), или в государстве (на территории), в которой не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций (по опубликованному перечню Правительства РФ, согласованному с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).
1.1.2.2. если среди учредителей имеются физические лица, то их фамилии, имена и отчества, годы рождения, адреса места жительства и мест нахождения. Не являются ли эти лица владельцами счетов в банках, зарегистрированных в государствах или на территориях, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств (по опубликованному перечню Правительства РФ), или в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций (по опубликованному перечню Правительства РФ, согласованному с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).
1.1.3. кто являлся руководителем, главным бухгалтером и руководителями
структурных (в том числе обособленных) подразделений этого юридического
лица;
1.1.4. какие счета и в каких банках юридическое лицо имеет, не является ли
юридическое лицо владельцем счета в банке, зарегистрированном в государстве
(на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или
предоставление информации при проведении финансовых операций (по
160
опубликованному перечню Правительства РФ, согласованному с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем);
1.1.5. какая финансовая и/или хозяйственная деятельность этим юридическим лицом осуществлялась фактически;
1.1.6. не использовались ли в целях легализации фирмы, специально для этого созданные;
1.2. не использовались ли в целях легализации организации или учреждения вне пределов Российской Федерации. Если да, то их полное и краткое наименование и адреса мест нахождения. Не находится ли эта организации или учреждение в государствах или на территориях, в отношении которых имеются сведения о незаконном производстве наркотических средств (по опубликованному перечню Правительства РФ), или в государстве (на территории), в котором (на которой) не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций (по опубликованному перечню Правительства РФ, согласованному с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).