Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 17:13, курс лекций
Лекция №1. Введение. Классификация оборудования
Лекция №2. Общие сведения о машинах и механизмах
Лекция №3. Детали машин. Электроприводы
Лекция №4. Машины для обработки овощей
Лекция №5. Машины для обработки мяса и рыбы
Лекция №6. Машины для приготовления теста и кремов
Лекция №7. Весоизмерительное оборудование
Лекция №8. Контрольно-кассовые машины
Лекция №9. Основы теплотехники. Теплогенерирующие устройства
Лекция №10. Варочное оборудование
Лекция №11. Жарочно-пекарное оборудование
Лекция №12. Варочно-жарочное и водогрейное оборудование. Плиты электрические
Лекция №13. Оборудование для раздачи пищи. Мармиты
Лекция №14. Основы холодильной техники. Компрессоры
Лекция №15. Торговое холодильное оборудование. Камеры и шкафы
холодильные
Лекция №16. Охрана труда. Правовые основы охраны труда
По функциональному
признаку машины и механизмы предприятий
торговли и общественного питания
подразделяются на ряд групп, обусловленных
их назначением: машины для разделения
сыпучих пищевых продуктов; машины
для мытья овощей и столовой посуды;
машины для очистки продуктов
от наружных покровов; машины для измельчения
продуктов; машины для перемешивания
продуктов; машины, обрабатывающие продукты
давлением; весоизмерительные устройства
и контрольно-кассовые машины; подъемно-транспортное
оборудование.
Лекция №2. Общие
сведения о машинах и механизмах
Машина -- это совокупность
механизмов, выполняющих определенную
работу или преобразующих один вид
энергии в другой. В зависимости
от назначения различают машины -- двигатели
и рабочие машины.
В зависимости от
назначения рабочие машины могут
выполнять определенную работу по изменению
формы, размеров, свойств и состояния
объектов труда. Объектами труда
в предприятиях общественного питания
служат пищевые продукты, подвергающиеся
различной технологической
По степени автоматизации
и механизации выполняемых
Основные требования
предъявляемые к машинам и
механизмам.
Машины и механизмы
должны удовлетворять требованиям
прогрессивной технологии обработки
сырья и продуктов.
Для этого необходимо,
чтобы конструктивные, кинематические
и гидравлические параметры оборудования
обеспечивали оптимальные режимы технологических
процессов и высокие технико-
Конструкция должна
обеспечивать высокую надежность и
долговечность машины, быструю замену
изношенных и неисправных рабочих
органов, инструментов, узлов и деталей.
Конструкция должна быть технологичной,
т. е. в процессе изготовления и эксплуатации
машины затрачиваются минимальные
средства. Необходимо, чтобы машины
и механизмы отвечали требованиям
техники безопасности Й производственной
санитарии (машины заземляют; рабочие
органы, инструменты и элементы передачи
закрывают кожухами, крышками, предохранительными
кольцами, облицовками или заключают
в корпуса; в конструкцию многих
машин включают различные блокировочные
устройства и элементы, обеспечивающие
отключение их при поднятых ограждениях).
Выпускаемые машины
все в большей степени должны
отвечать требованиям производственной
эстетики. Правильные пропорции машин,
простота их формы, удобное расположение
элементов управления, загрузочных
и разгрузочных устройств, приятная
окраска способствуют повышению
производительности труда и созданию
безопасных условий работы.
При создании современных
машин и механизмов стремятся
к стандартизации и унификации узлов,
деталей и комплектующих
Рабочие органы и
инструменты машин и механизмов
должны обладать высокой износоустойчивостью.
Быстровращающиеся узлы и детали
машин должны быть уравновешены, чтобы
исключить износ подшипников, валов
и корпусных деталей.
Материалы, применяемые
при изготовлении машин и механизмов.
Детали, входящие в
состав машин, испытывают различные
нагрузки, что учитывается при
выборе материалов. На детали корпусов
(станины, стойки и др.) приходится до
75% массы всех деталей машины, и
хотя они испытывают незначительные
нагрузки, детали должны отвечать требованиям
прочности и жесткости. Детали корпусов
выполняют литыми из серого чугуна
или алюминия и сварными из углеродистой
стали марок СтЗ и Ст5. Использование
сварных конструкций крышек и
кожухов дает большую экономию металлов.
Для уменьшения массы переносных
машин и механизмов детали их корпусов
изготовляют из сплавов алюминия
методом литья или литья под
давлением. В отдельных случаях
детали корпусов могут быть изготовлены
из армированных пластмасс или стеклопластиков.
Валы, шестерни, тяги,
оси, пальцы испытывают наибольшие нагрузки.
Материалами для их изготовления
служат углеродистые и нержавеющие
стали. Чаще всего применяют стали
марок 45, 50, 40Х, 65Г, 15, 20Х и др.
Шестерни, шкивы, зубчатые
колеса, маховики изготовляют из чугуна,
стали, сплавов алюминия, а также
из пластмасс, текстолита, пластиков, капрона
и др.
Ножи и решетки
мясорубок изготовляют из инструментальной
стали, а также высокохромистого
чугуна марки Х28. Материалы, которые
используют для производства инструментов
и рабочих камер, не должны подвергаться
коррозии в результате соприкосновения
с продуктами, кроме того, они
должны легко очищаться от остатков
продукта и не разрушаться под
влиянием моющих средств.
Выбор марки и
способа термообработки материала
определяется расчетом его на прочность
или жесткость с учетом технологических,
эксплуатационных и экономических
требований.
Маркировка машин
и механизмов.
В настоящее время
маркировку машин и механизмов производят
по отраслевой инструкции, которая
устанавливает единый порядок обозначений,
обязательный для всех организаций
и предприятий торговли и общественного
питания.
В основу обозначений
положена смешанная буквенно-цифровая
система.
Левая часть обозначения
-- буквенная -- состоит из трех-четырех
букв. Первая буква соответствует
наименованию изделия (П --привод, М --машина
и др.), вторая --назначению изделия (У
-- универсальный, О -- очистительный, К
-- комбинированный, В -- взбивальный, Т
-- тестомесильный, М --моечный, И -- измельчительный),
третья буква соответствует
Правая часть обозначения
-- цифровая--: служит показателем основного
параметра изделия (производительность,
вместимость рабочей камеры и
др.) и отделяется от левой части
при помощи дефиса. Основные параметры
изделий указывают по верхнему (максимальному)
пределу. Если машина выпускается в
модернизированном варианте, после
основного ее параметра проставляется
шифр, обозначающий модернизацию (М, Ml,
М2 и т. д.).
Примеры маркировки
машин: МОК-250 --машина для очистки
картофеля и корнеклубнеплодов
производительностью 250 кг/ч; ММУ-1000-- машина
моечная универсальная
Лекция №3. Детали
машин. Электроприводы
Основные части
и детали машин
Современные машины
состоят из большого числа деталей
различного назначения. Соединяясь между
собой, детали образуют узлы. Основными
узлами любой машины, используемой
в предприятиях общественного питания,
являются: станина, корпус, рабочая
камера, рабочие органы, передаточный
механизм и двигатель.
Станина -- служит для
установки и монтажа всех узлов
машины. Изготавливается она обычно
литой или сварной и имеет
отверстия для закрепления
Рабочая камера -- место
в машине, где продукт обрабатывается
рабочими органами.
Рабочие органы -- это
узлы и детали машин, непосредственно
воздействующие на продукты питания
в процессе их обработки.
Передаточный механизм
-- передает движение от вала двигателя
к рабочему органу машины, одновременно
обеспечивая требуемые скорость
и направление движения. Как правило
в качестве двигателя машины используется
электродвигатель
Понятие о передачах
Передачей называется
механическое устройство, передающее
вращательное движение от вала электродвигателя
к валу рабочих органов. Одновременно
передачи позволяют изменять скорость
вращения вала, направление движения
на противоположное и
В механических передачах
вал с закупленными на нем деталями,
передающими вращение, называется ведущим,
а вал с деталями вращения - ведомым.
Все механические передачи
можно разделить на ременные, зубчатые,
червячные, цепные и фрикционные.
Зубчатые передачи
это механизм, состоящий из 2-х
зубчатых колес, сцепленных между собой.
Эти передачи получили широкое применение
в передаточных механизмах машин.
В зависимости от
конструкции и расположения зубчатых
колес, зубчатые передачи подразделяются
на цилиндрические, конические и планетарные.
По способу зацепления зубьев, зубчатые
передачи делятся на передачи с внешним
и внутренним зацеплением.
В зависимости от
расположения зубьев, колеса подразделяются
на плоскозубые, косозубые и шевронные.
Для передачи сложного вращательного
движения используется планетарный
зубчатый механизм (рис. 1-2пап), при котором
одно зубчатое колесо неподвижно, другое
совершает двойное вращение: вокруг
своей оси и вокруг оси неподвижного
колеса (взбивальная машина).
Ременная передача
-- осуществляется при помощи двух шкивов,
закрепленных на ведущем и ведомом
валах, и надетого на эти шкивы
ремня. Вращение от одного вала к другому
передается посредством трения, возникшего
между шкивом и ремнем.
Ремень в поперечном
сечении может иметь форму
прямоугольника -- плоско ременная передача,
трапеции -- клиноременная передача,
круга -- круглоременная передача. Ремни
выполняются из кожи или хлопчатобумажной
и прорезиненной ткани. Нормальная
работа зависит от правильного натяжения
ремня. Ременная передача бесшумна в
работе, проста по конструкции и
предохраняет машину от поломки в
случае заклинивания, так как ремень
будет пробуксовывать. На предприятиях
общественного питания широкое
применение получила клиноременная
передача, применяемая в
Червячная передача
применяется для передачи движения
между валами с пересекающимися
осями. Состоит она из винта со
специальной резьбой (червяк) и зубчатого
колеса с зубьями соответствующей
формы. Эти передачи компактны, бесшумны
и значительно снижают скорость
вращения вала.
Цепная передачи
состоит из 2-х закрепляемых на валах
звездочек и шарнирной гибкой
цепи, которая надевается на звездочки
и служит для их связи. Эти передачи
применяются в механизмах и машинах
при больших расстояниях между
валами и параллельном расположении
их осей. Цепные передачи обеспечивают
постоянное передаточное отношение
и по сравнению с ременной передачей
позволяют передавать большие мощности,
кроме того, одной цепью можно
приводить в движение нескольких
валов. К недостаткам цепной передачи
можно отнести высокую
Фрикционная передача
состоит из 2-х катков, насаженных
на валы и прижатых один к другому.
Вращение от ведущего катка перелается
ведомому за счет силы трения.
При передаче вращения
между параллельными валами применяются
цилиндрические передачи, между пересекающимися
валами -- конические.
Эти передачи просты
по конструкции, бесшумны в работе и
самопредохраняются от перегрузок, однако
имеют некоторые недостатки: низкий
КПД - 80-90%, непостоянное передаточное число
и повышенный износ катков.
Кривошипно-шатунный
механизм предназначен для преобразования
вращательного движения в возвратно-поступательное
движение рабочего инструмента. Он состоит
из коленчатого вала, шатуна и поршня.
При вращении коленчатого вала, шатун
вставляет поршень перемещаться
возвратно-поступательно. Этот механизм
применяется в компрессорах холодильного
оборудования.
Понятие об электроприводах