Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 19:13, лекция
Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширяет сферу научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер.
1. Теоретические основы воспитательной технологии.
2. Педагогический инструментарий воспитательных технологий.
ТЕХНОЛОГИЯ
ВОСПИТАНИЯ
1.
Теоретические основы воспитательной
технологии.
2.
Педагогический инструментарий воспитательных
технологий.
Достижение целей
воспитания предполагает осуществление
особым образом организованной педагогической
деятельности, направленной на развитие
личностной сферы воспитуемых. Длительное
время эта проблема разрабатывалась в
рамках соответствующих методик. Однако
в последние годы в педагогической литературе
все большее отражение находят разработки
не столько методической стороны воспитательного
процесса, сколько технологии его осуществления.
Это значительно расширяет сферу научных
исследований, придает педагогической
теории прикладной характер.
1)
Теоретические основы
воспитательной технологии
Понятие «воспитательная
технология» многими исследователями
включается в обобщенное понятие «педагогическая
технология», которое еще в 60-70-х гг. XX века
ассоциировалось главным образом с методикой
применения технических средств обучения.
В этом смысле оно до сих пор используется
во многих зарубежных публикациях.
В исследованиях
российских специалистов в понятие
«педагогические технологии»
Понятие «технология»
в педагогике
Технологией обычно
называют процесс переработки исходного
материала с целью получения «на выходе»
продукта с заранее заданными свойствами.
В энциклопедическом словаре она трактуется
как «совокупность методов обработки,
изготовления, изменения состояния, свойств,
формы сырья, материала или полуфабриката,
осуществляемых в процессе производства
продукции». Иными словами, в технологии
находят отражение методы, применяемые
в процессе изменения исходного продукта
(например, сырья) с целью придания ему
необходимого вида и качества.
Вместе с тем,
используемые методы реализуются в строго
определенной последовательности, что
обеспечивает достижение главной цели
технологического процесса - получение
конкретной продукции. С учетом этого
под технологией можно понимать определенную
последовательность применения методов
в процессе преобразования исходных материалов,
позволяющим получить продукт с заданными
параметрами. При этом весьма важное значение
придается оценке точности достижения
установленных характеристик (формы, качества
и т.д.) полученного продукта.
Все разработанные
и используемые сегодня человечеством
технологии можно разделить на два
вида: промышленные и социальные. Причем
это разделение не условное, а принципиальное.
К промышленным относятся технологии
переработки природного сырья (нефть,
руда, древесина и т.п.) или полученных
из него полуфабрикатов (готовый металл,
прокат, детали, узлы и т.п.). В социальной
же технологии исходным и конечным продуктом
выступает человек, а основным изменениям
подвергаются его физические, психические
или личностные характеристики. Следовательно,
социальные технологии более сложны по
организации и проведению. Если промышленные
технологии представляют собой цепочки
точно подобранных не допускающих замены
или исключения промышленных процессов,
то социальные технологии - это специально
организованный комплекс используемых
в различной последовательности и степени
мер, направленных на достижение одной
цели.
Изложенные подходы
к определению особенностей социальных
технологий позволяют перейти к
рассмотрению их сущности в отечественной
педагогической теории и практике. Большинством
педагогов педагогическая технология
рассматривается как совокупность и последовательность
реализации педагогических методов, приемов
и средств, позволяющих придать конкретному
педагогическому явлению (объекту воздействия)
заданные ранее свойства и качества.
Здесь уместно
отметить, что целый ряд педагогов-
Воспитательная
технология
Воспитательная
технология - совокупность форм, методов,
приемов и средств
В любой педагогической
системе «воспитательная
Для создания и
реализации воспитательной технологии
может использоваться обобщенная схема
алгоритма функционирования. Она
охватывает несколько этапов воспитания:
ориентировки (формирования представления
о воспитательных целях); исполнения (реализации
методов, приемов и средств воспитания
в предусмотренной последовательности),
контроля и корректировки.
В каждой воспитательной
технологии также используется алгоритм
управления, который представляет собой
систему правил слежения, контроля и коррекции
ее функционирования для достижения
поставленной цели. Для достижения каждой
из обозначенных целей воспитания применяется
строго определенный алгоритм управления
воспитательной деятельностью педагогов.
Это позволяет не только оценивать успешность
процесса воспитания, но и заранее проектировать
процессы с заданной эффективностью.
Отдельной задачей
формирования воспитательной технологии
выступает отбор и оптимальный
выбор методов, приемов и средств воспитательного
взаимодействия. Именно они определяют
специфику каждой из них и должны отражать
существующие условия педагогической
деятельности, личностные особенности
педагога и его педагогический опыт.
Наиболее ответственной
задачей воспитательной технологии
является вопрос описания и диагностики
личностных качеств человека. В этих целях
на всех стадиях воспитательного процесса
может использоваться избранная концепция
психологической структуры личности (например,
психические процессы, образования и свойства).
Но сами качества необходимо интерпретировать
в соответствующих диагностических понятиях,
которые должны соответствовать ряду
условий. Наиболее важными из них являются
однозначная определенность, обеспечивающая
четкую дифференциацию (обособление) конкретного
качества от других; наличие соответствующего
инструментария для выявления оцениваемого
качества в процессе диагностики; возможности
определения различных уровней сформированности
и качества по достоверной шкале личностных
измерений.
Изложенный общий
подход к пониманию сущности воспитательной
технологии позволяет сделать вывод
о ее достаточной сложности. В
педагогической практике она приобретает
такие неожиданные признаки, что
позволяет говорить о придании всему
процессу воспитания новых качеств.
1. Воспитание
в условиях реализации конкретной технологии
приобретает целостный характер. Его трудно
разделить на отдельные воспитательные
операции, осуществлять в виде совокупности
отельных приемов или последовательного
формирования не связанных между собой
личностных свойств и качеств. Воспитание
в рамках конкретной технологии приобретает
комплексный характер.
2. С учетом первого
крайне осторожно и взвешено должен решаться
вопрос о привлечении к воспитательной
деятельности лиц, владеющих лишь отдельными
технологическими операциями, например,
только методикой формирования отдельных
качеств личности.
3. В конкретной
технологии воспитания существуют общие
для всех воспитателей этапы, которые
необходимо проследовать на пути формирования
всесторонне и гармонично развитой личности.
Идея технологизации
педагогических процессов состоит
в том, чтобы сделать их управляемыми:
чтобы учиться не «чему-нибудь и
как-нибудь», а с гарантированным
успехом. У педагогов это вызывает
противоречивое отношение. С одной
стороны, привлекает управляемость и эффективность
процесса. По замыслу, учитель любого уровня
достигает заданных результатов на основе
технологической разработки, учебных
материалов, определяющих его действия
от целей до оценки результатов. С другой
стороны, наличие людей, человеческого
фактора в педагогическом процессе усложняет
технологический расчет. Противники технологии
говорят, что обучение, тем более воспитание
невозможно без личности, отношений, эмоций.
Это действительно так. Очевидно, наука
будет искать разрешения противоречия
между технологизацией и личностью в воспитательном
процессе.
Воспитательный
процесс и воспитательная технология
Понятие воспитательный
процесс, наряду с воспитанием и
воспитательной технологией, относится
к числу методологических знаний,
ибо в его научном анализе и практической
организации объединяется знание о воспитательных
системах, закономерностях, о системном
и технологическом подходах в педагогике
.
Процесс в общеязыковом
смысле в одном случае означает последовательную
смену состояний, ход развития чего-либо,
в другом - совокупность последовательных
действий, направленных на достижение
определенного результата. Оба значения
дают основания для понимания воспитательного
процесса как организованного взаимодействия
воспитателей и воспитуемых, направленного
на достижение целей воспитания в организационно-педагогических
условиях конкретной воспитательной технологии.
Здесь видно, что воспитание рассматриваются
как совокупность последовательных педагогических
действий, осуществляется в рамках педагогической
технологии и представляет собой организованную
деятельность, имеющую целью формирование
и развитие личностной сферы человека.
Такое представление позволяет определить
структуру, связи и законы воспитательной
деятельности педагогов в реальных условиях.
Самые главные
характеристики воспитательного процесса
- это его целостность, системность,
цикличность и технологичность.
Под целостностью понимают неразрывное
единство процессов воспитания и
обучения, а также развития и формирования
личности. Воспитание и обучение зависят
друг от друга и имеют много общего, хотя
наука их различает. Содержание обучения
составляют в основном научные знания
о мире. В содержании воспитания преобладают
нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение
влияет преимущественно на интеллект,
воспитание обращено в первую очередь
к потребностно-мотивационной сфере личности.
Оба процесса влияют на сознание и поведение
личности и ведут к ее развитию. Поскольку,
при всей близости, это специфические
процессы, наука рассматривает их отдельно
в теории воспитания и в дидактике. При
этом обеспечивается целостность всего
педагогического процесса, что является
методологическим принципом и особенно
актуально в современных условиях.
Воспитательный
процесс и воспитательная система
также составляют единство, поскольку
процессы представляют собой свойство
систем. Можно сказать, что воспитательные
процессы - это последовательная смена
состояний воспитательной системы.
Рассматривать
воспитательный процесс системно значит
выделить структурные компоненты системы
и процесса, а также функциональные связи
между ними. Это помогает осознать специфику,
сущность каждого компонента, изменение
одного в результате влияния другого.
Например, цель воспитания детерминирует
его содержание, а уровень воспитанности
влияет на выбор методов воспитания и
т.д.
Структура педагогического
процесса - это совокупность составляющих
его частей, соответствующих основным
компонентам воспитательной технологии.
Вследствие этого в число его
структурных элементов включены: целевой
- определение целей воспитания; содержательный
- разработка содержания воспитания; операционно-деятельностный
- процедуры по воспитанию и взаимодействию
участников процесса; оценочно-результативный
- оценка и анализ эффективности воспитания.
В соответствии
со структурой воспитательного процесса
строится и педагогическая деятельность:
разрабатываются цели, содержание,
способы и виды деятельности и
анализ результатов. Определение целей
воспитания требует педагогической
диагностики - изучения состояния воспитательного
процесса, в первую очередь воспитанности
людей, а также других условий процесса.
Взаимосвязь и последовательность этапов
воспитательного процесса позволяют сделать
вывод о цикличности и повторяемости воспитательной
деятельности: диагностика – проектирование
– реализация - диагностика на новом уровне
воспитательного взаимодействия.