Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:51, методичка
Целью изучения дисциплины "Деловые и общественные отношения" является формирование у будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма коммуникативного компонента деловой культуры. Он знакомит обучаемых со спецификой деловых отношений как внутри организации, так и за ее пределами.
Предметом изучения дисциплины «Деловые и общественные отношения» являются базовые понятия деловой коммуникации, позволяющие специалистам социально-культурного сервиса и туризма успешно решать профессиональные задачи.
1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………….4-18
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины……………………. ……………………………… ….…19-33
3. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям……………………………………………………………….34-43 4.Методические рекомендации по выполнению контрольных работ……………………………………………………………………44-48
5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………………………………49-66
6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов ……………67-82
IV. ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ
4.1 Семинарские занятия
№ тем дисциплины | Тема семинара | Количество Часов |
3 | Деловое общение как личностно-ориентированный процесс | 2 |
4 | Перцептивный аспект делового общения | 2 |
4.2. Практические занятия
№ тем дисциплины | Тема практического занятия | Количество Часов |
5 | Техники активного слушания | 2 |
7 | Подготовка и проведение делового выступления | 2 |
8 | Методы исследования конфликта | 2 |
V. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Деловая жизнь и деловые отношения. Их социально-психологическая характеристика.
2. Деловое общение как социально-психологическая проблема.
3. Деловое общение: структура, функции, виды.
4. Деловое общение как личностно-ориентированный процесс.
5. Учет индивидуально-психологических особенностей партеров по деловому общению.
6. Перцептивные закономерности делового общения.
7. Имидж современного делового человека.
8. Основные требования к речи делового человека.
9. Активное слушание и его реализация в ходе делового взаимодействия.
10. Роль невербальных средств коммуникации в деловом общении.
11. Деловое взаимодействие как взаимодействие.
12. Самопрезентация в ходе делового общения.
13. Роль социального ритуала в ходе делового общения.
14. Основные социально-психологические механизмы влияния на партнера по деловому общению.
15. Манипуляция в деловом общении.
16. Условия формирования аттракции в ходе делового взаимодействия.
17. Деловая беседа как основная форма делового общения.
18. Психологические особенности делового публичного выступления.
19. Основные условия обеспечения успеха в деловых переговорах.
20. Организационные, этические и психологические аспекты деловой полемики.
21. Этические нормы деловых отношений.
22. Основные правила делового этикета.
23. Причины конфликтов в сфере деловых отношений.
24. Конфликт как социальное явление.
25. Технологии управления конфликтами в организации.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная литература
1. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие.- СПб.: «Авалон», «Азбука-классик», 2006.
2. Любимов В.В. Психология восприятия.- М.:«ЭКСМО», 2007.
3. Масюкевич Н.В., Кожуховская Л.С. Психология эффективного общения для всех. –Минск.:«Современная школа», 2007.
6.2. Дополнительная литература
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: «ЭКСМО», 2007.
2. Берн Шон. Гендерная психология. Секреты психологии мужчины и женщины.- СПб.: «Прайм – Еврознак», 2004.
3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.- М.: «Поппури», 2007.
4. Свентицкий А.Л. Социальная психология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
5. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Пойми себя, чтобы понять других. СПб., «ПРАЙМ – Еврознак», 2006.
6. Яковлев И.П. Ключ к общению. Основы теории коммуникаций. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классик», 2006.
7. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. Учебное пособие.- СПб.: Институт управления и экономики, 2001.
2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении курса важно акцентировать внимание на ключевых проблемах разделов и тем, которые раскрывают основное содержание дисциплины и соответствуют дидактическим целям и задачам, сформулированным в рабочей программе. Освоенный учебный материал необходимо увязывать с профессиональными задачами специалиста социально – культурного сервиса и туризма.
Раздел 1. Общение как основа деловых отношений
Тема 1. Вводная лекция. Роль учебной дисциплины в профессиональном становлении специалиста социально-культурного сервиса и туризма
Приступая к изучению темы, студентам рекомендуется обратить внимание на коммуникативный характер их будущей профессиональной деятельности. Затем следует сосредоточиться на рассмотрении предмета и задач учебной дисциплин, ее взаимосвязи с другими изучаемыми дисциплинами. Раскрывая прикладной характер курса, обучаемые должны уяснить, что его освоение способствует формированию у них коммуникативной компетентности, то есть совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выстраивать деловые отношения с клиентами, коллегами, партнерами. В итоге студенты должны уяснить конкретное содержание этих знаний, умений и навыков.
В конце изучения темы студентам рекомендуется обратить внимание на условия успешного освоения учебной дисциплины. К таким условиям могут быть отнесены: системный характер работы над учебным материалом; добросовестная отработка лекционного материала и рекомендованной литературы; активная работа на семинарских и практических занятиях; эффективная организация самостоятельной работы и другие.
Тема 2. Общение как способ актуализации деловых отношений
Начать изучение темы рекомендуется с уяснения содержания концепции психологии отношений, которую в отечественной науке разрабатывали В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, Б.Ф.Ломов, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницина, В.М. Соковнин и другие исследователи. Знакомясь с содержанием концепции, студенты должны уяснить, что отношения между людьми реализуются в процессе общения. Затем следует перейти к анализу делового общения. В ходе анализа необходимо раскрыть структуру делового общения: субъектов; средства; потребности, мотивацию и цели; способы взаимодействия и влияния; результаты. Затем целесообразно рассмотреть коммуникативный, перцептивный, интерактивный аспекты делового общения. Завершить изучение темы следует уяснением функций делового общения: контактной, информационной, побудительной, координационной, эмотивной, оказания влияния, установления отношений, понимания. Важно проанализировать каким образом эти функции реализуются в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
делового общения
Учитывая, что деловое общение часто носит личностно-ориентированный характер, изучение темы необходимо начать с рассмотрения психологической структуры личности. Будет полезным, если студенты, дав краткую характеристику психических процессов, состояний, свойств и образований, опираясь на конкретные примеры, обоснуют необходимость учета индивидуально-психологических особенностей партнеров по деловому общению в интересах его эффективности.
Приступая к анализу влияния темперамента на деловое общение, следует рассмотреть его основные свойства: сензитивность, реактивность, активность, темп реакции, пластичность - ригидность, экстраверсию - интроверсию, эмоциональную возбудимость. Рассматривать эти свойства целесообразно в контексте их влияния на характер делового общения. Продолжить изучение вопроса рекомендуется характеристикой классических типов темперамента: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического. При этом необходимо, чтобы студенты обратили внимание на рекомендации по деловому общению с людьми разных типов темперамента.
Изучение влияния характера на деловое общение следует начать с уяснения сущности этого психологического свойства, его структуры и классификации черт характера. Классифицируя черты характера по различным основаниям, важно выделить те из них, которые оказывают наиболее сильное влияние на процесс делового общения. При уяснении сути акцентуированного характера рекомендуется воспользоваться типологией акцентуированных характеров К. Леонгарда, которая основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. При оценке типов акцентуированных личностей внимание следует сосредоточить на тех чертах характера, которые особенно сильно влияют на деловое взаимодействие с ними.
Далее рекомендуется перейти к раскрытию роли способностей в процессе делового общения. Определив психологическую суть способностей, соотнеся их с задатками, следует перейти к классификации способностей. Важно усвоить, что деление способностей на общие, специальные и частные помогает составить профессиограммы по различным специальностям и установить пригодность человека к той или иной деятельности. Будет полезно, если студенты определят круг способностей, необходимых специалисту СКС и Т. Особое внимание рекомендуется обратить на коммуникативные и организаторские способности, а также условия их развития.
Продолжить изучение темы необходимо с уяснения сути направленности личности, выступающей интегрированным внутренним фактором мотивации деятельности и общения человека. Рассматривая структурные элементы направленности - потребности, влечения, желания, интересы, установки, идеалы, убеждения, ценности следует обратить внимание на то, какое влияние они оказывают на процесс делового общения.
Переходя к анализу влияния эмоций и чувств на деловое общение, необходимо иметь в виду, что это психические состояния, регулирующие поведение человека и его отношения с другими людьми. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир.
Затем студентам рекомендуется раскрыть основные функции эмоций: оценочную, побуждающую, синтезирующую, смыслообразующую, регулятивную, активизирующую, экспрессивную. Важно, чтобы обучаемые осознали, что эмоциональный мир человека многообразен. В этих целях им следует рассмотреть основные формы и виды эмоций. Рекомендуется дать характеристику следующим формам эмоций: аффектам, конкретным эмоциям, настроениям, страстям, стрессам, чувствам.
Студентам следует обратить внимание на то, что на эффективность делового взаимодействия существенное влияние оказывает интенсивность переживаемых эмоций и чувств. Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций: нейтральное состояние, умеренный уровень эмоций, высокий уровень интенсивности. Обучаемые должны осознать, что процесс управления эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления.
Завершая изучение темы, студенты должны усвоить, что положительные эмоциональные отношения между деловыми партнерами стабилизируют три группы факторов: включенность в совместную деятельность; наличие у них определенных личностных свойств; преобладание получаемых в результате делового общения «прибылей» над «затратами».
Тема 4. Восприятие и понимание в структуре делового общения
Начать изучение темы необходимо с уяснения понятия социальной перцепции. При этом следует обратить внимание на ее особенности - активный характер и разностороннюю обратную связь. Раскрыть роль социальной перцепции в сфере СКС и Т целесообразно на примере формирования имиджа отеля или туристической фирмы, рекламной деятельности, работы специалиста СКС и Т с клиентами и т. д.
Далее студентам рекомендуется обратить внимание на важность знания специалистом СКС и Т закономерностей формирования первого впечатления и условий его точной интерпретации. Затем следует рассмотреть типичные ошибки первого впечатления: эффект ореола, проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков, а также условия, повышающие точность первого впечатления.
Продолжить изучение темы целесообразно характеристикой процесса направленного формирования первого впечатления (самопрезентации). Следует уяснить, что самопрезентация окажется более эффективной, если специалист СКС и Т обладает развитым социальным интеллектом, природным обаянием, способностью к мобилизации и переключению, манипулятивными умениями. Затрудняют же самопрезентацию неспособность к самораскрытию, застенчивость, недостаток коммуникативных умений и навыков.