Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:51, методичка
Целью изучения дисциплины "Деловые и общественные отношения" является формирование у будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма коммуникативного компонента деловой культуры. Он знакомит обучаемых со спецификой деловых отношений как внутри организации, так и за ее пределами.
Предметом изучения дисциплины «Деловые и общественные отношения» являются базовые понятия деловой коммуникации, позволяющие специалистам социально-культурного сервиса и туризма успешно решать профессиональные задачи.
1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………….4-18
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины……………………. ……………………………… ….…19-33
3. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям……………………………………………………………….34-43 4.Методические рекомендации по выполнению контрольных работ……………………………………………………………………44-48
5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………………………………49-66
6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов ……………67-82
Для этого рекомендуется составлять и непрерывно пополнять свой собственный словарь терминов, понятий, сокращений, аббревиатур. Естественно, что здесь требуется приложить достаточно много труда, проявить терпение и настойчивость. Но именно специальная терминология составляет "азбуку" той профессиональной области знаний, которую изучает студент. И от умения ее освоить, а в дальнейшем — успешно оперировать, во многом зависит общий успех профессионального и творческого роста.
Формы записи многообразны. Важнейшими из них являются: план, тезисы, конспект, реферат и др.
План — важное средство организации самостоятельной работы студента. План наряду с конспектами, тезисами и рефератами представляет собой независимую, самостоятельную форму записи. Каковы преимущества плана?
Во-первых, самая краткая запись. Эта запись выражает в немногих словах смысл объемных текстов. Именно благодаря этому, набрасывая план, его легко переделывать, совершенствуя как по существу, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание прочитанного.
Во-вторых, план отражает последовательность изложения и обобщает прочитанный материал. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в таком наглядном виде отразить последовательность его изложения, представить материал сразу и целиком.
В-третьих, план, если он квалифицированно составлен, позволяет достаточно полно раскрыть содержание произведения. В этой записи есть уже элементы обобщения, которые могут быть в дальнейшем развиты в тезисах и конспектах.
В-четвертых, план восстанавливает в памяти содержание источника. План, составленный в процессе чтения, помогает легче уяснить содержание прочитанного, способствует ускоренной его проработке, задает темп более успешному восприятию. В случаях, когда студенту представляется, что содержание иного источника совсем забыто, план легко воспроизводит в памяти когда-то прочитанное, при этом напоминает о самом главном и существенном.
В-пятых, он заменяет все остальные формы записи. При квалифицированном владении материалом можно ограничиться в работе одним планом. Он поможет обобщить знакомый материал, систематизировать его, и необходимость в составлении конспектов, тезисов отпадет сама собой.
В-шестых, план помогает составлению записей. Руководствуясь пунктами плана и обратившись к подлиннику, можно сделать и другие, более подробные и обстоятельные записи — конспекты и тезисы. На основе и с помощью плана они составляются без дополнительных усилий. Причем совершенно не обязательно делать более сложные виды записей одновременно с планом. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет созданию конспекта или тезисов, легко сочетаясь с ними.
В-седьмых, улучшает сделанную запись. Путем составления, например, подробного плана к конспекту или к любым другим видам учебно-исследовательской работы — от подготовленного выступления на семинаре до научной статьи — можно легко и быстро выявить повторения, непоследовательность и другие "шероховатости" в изложении текста, улучшить запись, сделать ее логически четкой и последовательной.
В-восьмых, план ускоряет проработку источников информации. Черновик плана, составляемый попутно с чтением, может ускорить обработку материала. Он помогает также при длительной работе над источником. План, составляемый к крупным произведениям, которые изучают продолжительное время, позволяет рационально, без большой потери времени вспомнить прочитанное ранее перед возобновлением работы.
В-девятых, организует самоконтроль, концентрирует внимание и стимулирует учебу. С помощью плана учащийся сам может контролировать степень усвоения текста (при самоконтроле более полные, подробные ответы на вопросы плана показывают и более полное усвоение материала).
План помогает сосредоточиться даже при сильно рассеянном внимании и умственном утомлении, поэтому его можно рекомендовать как фактор, стимулирующий внимание и интерес. В этом случае обычно достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая ранее не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться более быстро и качественно.
Процесс попутного с чтением составления плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголовков содержания. Если же читающий все же отвлекся, можно бегло прочесть пункты составленного ранее плана и мысленно раскрыть их содержание. Потерянная до этого связь быстро восстановится.
Каковы же особенности составления плана? План способствует активизации чтения, поэтому в отличие от конспектов и тезисов, которые готовятся, как правило, только после полного ознакомления с материалом, пункты плана можно и должно фиксировать уже во время первоначального чтения. В дальнейшем план может исправляться и уточняться.
Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места следует тем или иным способом отмечать.
Подзаголовок в книге, деление текста на абзацы облегчают формирование плана. Важно не только выделить главные мысли в абзацах или других местах книжного текста, но и отметить то существенное, что связывает ряд частей текста.
Можно при составлении плана, особенно когда он предназначен для подготовки тезисов, не обращать внимание на подзаголовки и абзацы книги. В этом случае следует стараться оценивать высказывания автора по существу и отображать их в плане, причем последовательность пунктов не обязательно должна совпадать с порядком изложения в книге. Поэтому полезно рядом с пунктами плана проставлять нужные номера страниц источника и своих записей.
Планы могут быть простыми и развернутыми. Развернутый план, в отличие от простого, имеет, кроме основных пунктов, еще и подпункты, которые детализируют, разъясняют содержание. Это — своеобразная анкета.
Развернутый план не следует составлять в один прием, без черновиков. Составляя развернутый план, объединяют часть пунктов под одним заголовком или, наоборот, детализируют некоторые пункты, разбивая их на части.
Иными словами, возможны два способа работы:
а) составляется подробный простой план, а далее он преобразуется в сложный путем группировки части пунктов под общими заголовками;
б) составляется краткий простой план, а затем при повторном чтении он разворачивается в сложный с детализирующими частями.
Однако эти способы подходят для продолжительной работы над фундаментальными источниками, поскольку требуют значительного времени.
В общем случае целесообразно составлять подробный план к тексту книги при первом же ее чтении. Такой план легко превратить в развернутый, объединяя те или иные пункты.
Процесс обработки детального простого плана помогает лучше разобраться в содержании, так как, объединяя, обобщают, а, выбрасывая, выделяют главное, фильтруют его в своем сознании. Пункты плана могут частично или полностью текстуально совпадать с отдельными фразами источника. От этого план хуже не станет.
Чтобы избежать нерационального переписывания, выделяют главные заголовки развернутого плана. Если это сделать нельзя, заголовки вписывают в отдельные графы — слева или справа от текста простого плана. При уплотненной записи заголовки приходится выносить на поля и отсылать стрелкой к нужному месту. Вот почему с приобретением опыта прорабатывающие литературу, таким образом, стараются вести запись планов с большими интервалами между пунктами и с достаточными для дополнений полями.
Запись планов желательно делать так, чтобы ее легко можно было увидеть в целом. Для этого используют один большой или несколько листов бумаги, на которых запись ведут лишь с одной стороны, так что можно сразу увидеть все пункты, складывая листы один под другим. При составлении развернутого плана полезно отдельно выписать его основные пункты.
Планы накапливают и хранят на бумажных носителях в отдельных тетрадях, конвертах, самом источнике (скажем, на полях журнала или на вкладных листах в книге), в каталоге — на карточках или на листах, сложенных соответствующим образом. При работе на компьютере желательно выделять для этого специальную папку или файл с соответствующим названием.
Тезисы повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное. Это — положения, вбирающие в себя существо значительной части текста, то, что аргументирует автор, в чем он стремится убедить. Таким образом, главной отличительной чертой тезисов является обязательное наличие доказательства.
Главное — в содержании. Формулировки тезисов должны быть четкими и краткими. Они должны выявлять суть содержания.
Тезисы, как никакая другая запись, позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках. И если план заставляет читающего неотступно следовать за автором книги, то тезисы дают возможность обнаружить узловые места книги, активно разобраться в содержании.
Процесс их составления позволяет продумать, изучить тот или иной вопрос, используя несколько книг и статей. Важно и то, что ни одна другая форма записи не помогает так хорошо составить доклад, выпукло представляя основную точку зрения автора книги или составителя тезисов.
Наконец, тезисы ценны, а зачастую совершенно необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада. При их использовании акцентируется, заостряется суть вопроса. Тезисы облегчают возможность противопоставить свои мысли мыслям и убеждениям исследуемых авторов. Ведь цель исследователя — выявить суть суждений и сделать нужные выводы.
Тезисы можно рассматривать и как способ выражения собственных размышлений, и как способ изложения содержания какого-либо текстового источника.
Различают три типа тезисов: основные, простые и сложные.
Основные тезисы — принципиально важные, главные положения, обобщающие содержание источника, которые в своей совокупности иногда носят характер главных выводов. Они могут составить отдельную самостоятельную запись, при необходимости отображающую содержание всего материала под тем или иным углом зрения (тематическая запись). Основные тезисы составляются, как правило, к крупным законченным разделам или же целиком ко всему произведению.
Простые тезисы выделяются из многих частей произведения вне зависимости от его общей направленности, причем это можно сделать уже при первоначальном ознакомлении. Основные тезисы, наоборот, можно успешно составить лишь после уяснения сути всего произведения в целом. К каждому основному тезису может быть приложено несколько простых, разъясняющих тезисов. Если тезисы составляются к сложному плану, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные, а подпунктам — простые.
Здесь мы подошли к определению третьего типа тезисов. Запись, включающая эти два вида, называется сложными тезисами. Как в сложном (развернутом) плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными идут простые, раскрывая и поясняя их содержание.
Сложные тезисы в сочетании с планом и другими предварительными записями (выписками из текста), иллюстрирующими, раскрывающими детали, могут составить наиболее полный конспект.
В самих тезисах не приводятся обосновывающие факты, примеры. Но тезисы сами по себе всегда должны быть обоснованы, доказаны. Поэтому полезно в записи отсылать к обоснованиям, доказательствам, остающимся в проработанной книге или статье.
Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при подготовке рецензий и аннотаций, для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда имеет место определенная неоднозначность в выводах.
В противоположность простым тезисам, которые в большинстве случаев могут быть составлены из цитат, основные тезисы чаще всего формулируют самостоятельно. После предварительного ознакомления текст необходимо прочитать вторично. При этом следует разбить его (с помощью плана или без него — отчеркиванием и подчеркиванием) на ряд логически завершенных частей.
В этих частях определяют, а затем выписывают главные идеи или временно просто отмечают их с помощью вкладных листков или полосок бумаги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут основные тезисы.
Умело составленные тезисы логически вытекают один из другого. Первый, открывающий записи, или последний, завершающий их (наиболее общие в той или иной мере), определяют содержание остальных тезисов или подытоживают все предыдущие. Не исключено, что ряд положений потребуется объединить не в порядке изложения, а в их взаимосвязи, важной для того, кто составляет тезисы. Чтобы не осложнять при этом поиск, полезно связывать тезисы с текстом источника с помощью указания ссылочных страниц, шифров или вкладных листков, отсылающих к нужному абзацу или отдельным строкам.
Предварительно составленный план оказывает существенную помощь в подготовке тезисов, в частности, при совершенствовании формулировок. Его делают не очень подробным. Если подробный план уже есть, его предельно сокращают, исключая второстепенные пункты, отражающие отдельные факты, примеры и т.д.
В то же время не следует думать, что план остается лишь вспомогательным орудием. Это весьма важный инструмент в дальнейшей работе над тезисами и с помощью тезисов. Его можно использовать для раскрытия тезисов при подготовке к выступлениям, докладам и экзаменам в ходе повторения пройденного материала. Вспомогательные пункты плана, которые при составлении тезисов не были приняты во внимание, теперь помогут проиллюстрировать, обосновать содержание. Все это окажется важным и тогда, когда на основе тезисов и плана потребуется составить конспект.
Некоторым студентам необходимо заучивать, чтобы запомнить, материал, другие схватывают суть и запоминают моментально, так как обладают тренированным мозгом и хорошим фундаментом, например, знанием предмета. Поэтому такая форма записи, как тезисы, может тренированными и более подготовленными студентами использоваться с большим успехом, чем пространные и требующие большого и продолжительного труда конспекты, тем более, когда на это занятие не хватает времени.