Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:51, методичка
Целью изучения дисциплины "Деловые и общественные отношения" является формирование у будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма коммуникативного компонента деловой культуры. Он знакомит обучаемых со спецификой деловых отношений как внутри организации, так и за ее пределами.
Предметом изучения дисциплины «Деловые и общественные отношения» являются базовые понятия деловой коммуникации, позволяющие специалистам социально-культурного сервиса и туризма успешно решать профессиональные задачи.
1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………….4-18
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины……………………. ……………………………… ….…19-33
3. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям……………………………………………………………….34-43 4.Методические рекомендации по выполнению контрольных работ……………………………………………………………………44-48
5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………………………………49-66
6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов ……………67-82
Группе предлагается специально выбранный преподавателем небольшой фрагмент текста для устного выступления, рассчитанный на 3-5 минут.
После 5-минутной подготовки участники игры по очереди произносят этот фрагмент с интонацией, соответствующей тому чувству или эмоции, которое помечено на выбранном ими листке. Произнеся отрывок, участник ждет, пока выскажут свои догадки все присутствующие, а потом сам сообщает, какое чувство он пытался вложить в интонацию, с которой выступал.
После этого игра проводится по второму кругу. Процедура выбора повторяется. Каждый участник должен выразить новую интонацию, воспроизведя ее при чтении нового текста.
Целесообразно осуществить видеозапись процедуры игры, а затем воспроизвести ее при обсуждении группой результатов проведенного занятия.
Деловая игра «Убеждающее выступление»
Описание замысла игры.
Подготовительная часть. Группа выбирает тему обсуждения по актуальному политическому или экономическому вопросу. Формулировка темы должна быть понятна каждому. Участники обдумывают и вырабатывают по ней свою позицию в предстоящем обсуждении. Суть позиции каждого излагается каждым на листках бумаги. Листки складываются на общий стол текстом вниз и перемешиваются.
Процедура. Участники по очереди берут со стола листок, где сформулирована чья-либо точка зрения на обсуждаемую проблему, и выступают перед группой с речью, в которой всеми доступными им способами стремятся убедить слушателей в справедливости той позиции, которая изложена на доставшемся им листке. Процедура может быть организована так, что листки разбираются всеми участниками одновременно, а потом члены группы проводят дискуссию по данному вопросу, выступая перед аудиторией в течение нескольких минут. В ином варианте листки могут раздаваться таким образом, чтобы каждый участник был вынужден отстаивать чужую точку зрения.
Время на подготовку к выступлениям 1-2 минуты. Обсуждать различные точки зрения перед выступлением не разрешается.
После каждого выступления слушатели должны оценить, как выступающий защищал позицию, с которой он не был согласен до начала игры. После выступления последнего участника процедура повторяется. Участники игры должны отстаивать уже иную (свою или чужую) позицию по обсуждаемой теме.
Обсуждение результатов. После окончания игры можно поинтересоваться, есть ли среди участников лица, которые изменили первоначальную точку зрения на проблему после дискуссии и необходимости вдуматься в суть противоположенной позиции и отстаивать ее. Затем обсуждаются выступления, за которые члены группы получили высокие оценки аудитории и преподавателя. Подобный анализ позволяет участникам самостоятельно искать и находить способы убеждающего воздействия, подходящие для данной аудитории, проявлять гибкость и находчивость в ходе выступлений.
Практическое занятие № 4 Методы исследования конфликтов.
Учебная цель: развитие у студентов умения выявлять причины конфликтов, связанные с несбалансированным ролевым взаимодействием оппонентов.
Время – 2 часа.
Форма проведения занятия: проводится методом тестирования и решения ситуационных задач.
Учебные вопросы:
1. Решение ситуационных задач методом трансактного анализа.
2. Самооценка личностных качеств и поведенческих характеристик с помощью теста «Родитель – Взрослый – Ребенок».
3. Анализ конфликтов методом картографии
Методические рекомендации
При подготовке к занятию студенты должны уяснить, что особое место среди механизмов возникновения конфликтов в сфере деловых отношений занимают поведенческие характеристики людей, проявляющиеся в деловом взаимодействии. Теоретической основой понимания механизма возникновения таких конфликтов является теория трансактного анализа Э.Берна. В этой связи важно уяснить суть понятия «трансакции» и их типов («Родитель», «Взрослый» и «Ребенок»), а также основные поведенческие характеристики "Родителя", "Взрослого", "ребенка". За несколько дней до занятия студенты получают установку на проведение практического занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщается тема и цель занятия. Даются указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «трансакция», «поведенческие позиции Родителя, Взрослого, Ребенка», «алгоритм трансактного анализа». В ходе занятия обучаемые решают и коллективно анализируют ситуационные задачи.
В ходе отработки третьего вопроса занятия студенты должны изучить метод картографии. Суть его заключается в составлении карты конфликта, на которой находят отражение основные характеристики межличностного конфликта: предмет, конфликтная ситуация, позиции конфликтующих сторон и другие. Особое место в карте конфликта занимают мотивы оппонентов, среди которых выделяются их интересы и опасения. Важно, чтобы студенты уяснили методику применения карты конфликта.
В ходе отработки этого вопроса студенты составляют карту конкретного конфликта и обсуждают ее содержание.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Выполнение контрольной работы является важной формой учебной деятельности студента-заочника и обеспечивает достижение следующих целей:
- углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний и практических навыков по избранной проблеме;
- формирование и закрепление навыков аналитической работы с научной литературой;
- контроль за качеством усвоения учащимися учебной программы.
Выбор темы и организация работы
Тематика контрольных работ разрабатывается и утверждается на кафедре. Она строго соответствует тематическому плану изучаемой дисциплины и отражает требования учебной программы к содержанию знаний, умений и навыков студента. Однако обучаемый может сформулировать тему контрольной работы самостоятельно. Главное, чтобы выбранная тема была актуальной, раскрывала значимую для изучаемой научной дисциплины проблему, имела важное практическое значение для профессионального становления студента, была интересна обучаемому, в полной мере способствовала раскрытию его творческих и интеллектуальных способностей. Выбор темы контрольной работы зависит и от имеющихся у студента возможностей использовать для её раскрытия современную учебную и научную литературу. Определяя эти возможности, студент должен сориентироваться в библиографических источниках, посвященных предполагаемой теме контрольной работы. В первую очередь следует оценить возможности по использованию основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателями на установочных лекциях. Полезно изучить и другие, не вошедшие в список рекомендованных преподавателем, библиографические источники: монографии, учебники, учебные пособия, статьи в энциклопедической и справочной литературе, публикации в научных журналах, сборниках научных трудов, тезисы выступлений на научных конференциях, тематические материалы, размещенные в информационной сети Интернет. Хотя каких то жестких количественных требований по использованию литературных источников при написании контрольной работы не определено, опыт учебной деятельности студентов-заочников показывает, что успешно справляются с контрольной работой те, кто использует при её написании восемь-десять литературных источников. Однако, в конечном итоге, успешное написание контрольной работы определяется не количеством, а качеством использованной литературы. При подборе необходимой литературы студенту следует учитывать, что основными показателями её качества являются: авторитетность издательства и авторского коллектива, соответствующее современным научным представлениям изложение содержания рассматриваемых проблем, прикладной характер их изложения.
Выбрав тему контрольной работы и отобрав необходимую литературу, студент может приступить к её углубленному изучению. В процессе углубленного изучения литературы полезно делать необходимые выписки и систематизировать их в соответствии с предварительно разработанной структурой контрольной работы. По мере изучения отобранной литературы структура контрольной работы может уточняться.
Требования к структуре и содержанию работы
Практика организации заочной формы обучения в институте показывает, что контрольная работа должна иметь следующую структуру:
- введение;
-основную часть, состоящую из 2-3 вопросов (параграфов.
разделов);
- заключение;
- список использованной литературы.
Во введении студенту рекомендуется обосновать выбор темы контрольной работы, раскрыв её научно-теоретическое и прикладное значение, четко изложить цели и задачи работы.
В основной части, опираясь на глубокое изучение литературных источников, опыт собственной профессиональной деятельности, анализ фактологического материала и различных точек зрения на исследуемую проблему, студенту необходимо изложить собственные взгляды на ее содержание. При этом особое внимание следует уделять изложению профессионально-прикладных аспектов раскрываемой проблемы.
В заключении должны быть сформулированы выводы, логично вытекающие из основной части контрольной работы, а также тезисно показано значение рассмотренной проблемы для будущей профессиональной деятельности студента.
Контрольная работа должна отличаться обоснованностью, доказательностью и аргументированностью. Поэтому полезно обеспечивать её необходимыми схемами, таблицами, графиками и другими поясняющими аналитическими материалами. Излагать содержание контрольной работы рекомендуется ясным, точным, доходчивым научным языком. Общий объем контрольной работы должен составлять 15-20 страниц.
Требования к оформлению работы
Контрольная работа может быть аккуратно написана или отпечатана. Если контрольная работа представляется в печатном варианте, то она должна быть исполнена на листах формата А-4, шрифтом-14, с интервалом-1,5. При этом поля должны составлять: левое-30мм, правое-10мм, верхнее и нижнее-20мм., а плотность текста - около 30 строк и 60 символов в строке с учетом пробелов.
Контрольная работа должна иметь:
- титульный лист, на котором указывается название учебного заведения, в котором обучается студент; кафедра и учебная дисциплина, по которой написана работа; название темы контрольной работы; фамилия, инициалы и номер учебной группы автора; год написания контрольной работы;
- оглавление (содержание), где с указанием страниц излагается план контрольной работы (введение, название вопросов, заключение, список использованной литературы, приложения, если таковые имеются);
- список использованной литературы, где в алфавитном порядке указывается сначала основная, а затем дополнительная литература, которой пользовался автор при написании контрольной работы.
Введение, вопросы, заключение, список использованной литературы, приложения должны при оформлении работы начинаться с новой страницы.
Цифровой, фактический материал, а также цитаты из использованных источников, взятые автором в кавычки, должны иметь ссылку на источник, из которого они взяты. Ссылки оформляются в виде подстрочных сносок на данном листе или сводятся в примечания" в конце текста контрольной работы перед списком литературы.
Невыполнение студентом требований к оформлению контрольной работы влечёт за собой снижение оценки. При значительных отклонениях от изложенных требований контрольная работа может быть не принята к исполнению.
Требования к оформлению контрольных работ, составлению списка литературы, описанию ссылок изложены в приложениях 5.2, 5.3, 5.4.
Критерии оценки за контрольную работу
В целях повышения качества выполняемых контрольных работ студенту полезно знать, что, оценивая работу, преподаватели института руководствуются следующими критериями её оценки.
Оценка “отлично” выставляется, если студент:
- представил контрольную работу в установленный срок и оформил её в строгом соответствии с изложенными требованиями;
- аргументировано обосновал актуальность выбранной темы, глубоко и всесторонне раскрыл её, тесно увязав с будущей профессиональной деятельностью, чётко сформулировал выводы;
- использовал широкий круг современной научной и учебной литературы;
- при раскрытии темы проявил высокий уровень творчества, самостоятельности, умения глубоко анализировать проблему и делать обобщающие выводы.
Оценка “хорошо” выставляется, если студент:
- представил контрольную работу в установленный срок и оформил её в соответствии с изложенными требованиями;
- раскрыл тему контрольной работы, показал её актуальность, сделал выводы;
- использовал рекомендованную и дополнительную литературу;
Оценка “удовлетворительно” выставляется, если студент:
- представил работу в установленный срок, при оформлении работы допустил незначительные отклонения от изложенных требований;
- в основном раскрыл тему контрольной работы;
- использовал рекомендованную литературу.
Оценка “неудовлетворительно” выставляется, если не выполнены требования критериев удовлетворительной оценки.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ