Деловые и общественные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:51, методичка

Описание работы

Целью изучения дисциплины "Деловые и общественные отношения" является формирование у будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма коммуникативного компонента деловой культуры. Он знакомит обучаемых со спецификой деловых отношений как внутри организации, так и за ее пределами.
Предметом изучения дисциплины «Деловые и общественные отношения» являются базовые понятия деловой коммуникации, позволяющие специалистам социально-культурного сервиса и туризма успешно решать профессиональные задачи.

Содержание

1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………….4-18
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины……………………. ……………………………… ….…19-33
3. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям……………………………………………………………….34-43 4.Методические рекомендации по выполнению контрольных работ……………………………………………………………………44-48
5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы……………………………………………………………………49-66
6. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов ……………67-82

Работа содержит 1 файл

деловые и общественные отношения.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

Тезисы, составленные вчерне, нелишне тщательно сверить с содержанием источника и после этого переписать начисто. Тут поможет подробный план, связанный с текстом источника ссылочными страницами.

В окончательном виде тезисы следует пронумеровать по порядку. Рациональная последовательность позволяет сделать их краткими, избежать повторений. Все это, как правило, ведет к коренной переработке записей, к их совершенствованию, иными словами, к улучшению восприятия материала, его более глубокому изучению, анализу и к проверке усвоения пройденного.

Оформление итогов изучения (исследования) может быть осуществлено с помощью уже перечисленных видов записи (например, тезисы), но здесь мы хотим акцентировать внимание на том, что студенту, в конечном счете, следует стремиться к более высокому уровню выражения определенных итогов изучения тех или иных разделов, периодов, тем, включаемых в учебный процесс.

Это может быть статья в научном сборнике или специальном периодическом издании, доклад на научной конференции. В учебном плане предусмотрено выполнение курсовых, выпускных, дипломных работ. Для каждого из этих видов работ кафедры факультета социального управления выпускают соответствующие методические материалы в помощь студентам. В нашем же контексте ограничимся некоторыми методическими рекомендациями по их оформлению.

Цитаты и изложение принципиальных положений других авторов должны включаться в работу со ссылкой на источник.

Большое значение имеет насыщенность текста работы схемами, графиками, диаграммами. Их применение является незаменимым средством формализации характеристик объекта исследования. Они способствуют не только повышению наглядности и убедительности материала, но и более глубокому раскрытию сущности явлений, повышают культуру изложения, позволяют в доступной форме отразить знания в изучаемых вопросах.

При выполнении графического материала обязательными требованиями являются аккуратность и четкость в выборе средств и цветов. Современное программное обеспечение компьютерной техники вполне позволяет это сделать. Для каждой группы графического материала применяется отдельная самостоятельная нумерация (диаграммы, графики, схемы).

Под иллюстрацией (графиком, диаграммой, схемой) необходимо раскрыть содержание принятых условных обозначений. Приложения в работе, как правило, состоят из таблиц, но могут включать текстовой материал, учетные формы, схемы большого формата и т.п. Каждое отдельное приложение должно иметь заглавие, раскрывающее его содержание.

Библиография включает в себя перечень литературных и других источников, использованных при подготовке работы. Материал, включаемый в библиографию, размещается в ней в соответствии с определенными правилами. Каждый источник нужно указать строго в соответствии с его наименованием.

Монографии, брошюры должны показываться со всеми элементами титульного листа: фамилия, инициалы автора, название, город, издательство и год издания. Для работ из собраний сочинений, сборников, журналов и газетных статей необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи (работы), а затем наименование источника со всеми элементами титульного листа, как указано выше, после чего указать номер страницы начала статьи (работы).

Использованные в работе источники располагаются по разделам в следующем порядке:

      фундаментальные работы по теме изучения (исследования);

      законодательные акты и решения правительственных органов (в хронологическом порядке);

      статистические материалы и нормативные документы (в хронологическом порядке);

      литературные источники (в алфавитном порядке).

Список использованной литературы является составной частью практически всякого исследования и отражает степень изученности данной проблемы. В списке литературы можно показать всю использованную при работе над темой литературу, только основную или только цитируемую.

В заключение следует отметить, что значение самостоятельной работы по изучению своей профессии очевидно. Постоянный поиск форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся — начинающему, и имеющему определенный опыт. Характер социально-экономических перемен, происходящих в современном мире, настоятельно призывает к этому. Надеемся, что поднятые в данном методическом пособии вопросы определенным образом помогут студентам в успешном овладении гуманитарными знаниями, экономическим мышлением и послужат необходимым импульсом для дальнейшего профессионального роста.

6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

7.1.  Методика подготовки и сдачи зачета

Зачет – конечная форма изучения предмета, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель зачета сводится к тому, чтобы завершить курс изучения данной дисциплины, проверить сложившуюся у студента систему знаний и оценить степень ее усвоения. Тем самым зачет содействуют решению главной задачи учебного процесса – подготовке высококвалифицированных специалистов.

Основными функциями зачета являются:

- обучающая;

- оценивающая;

- воспитательная.

Обучающее значение зачета проявляется, прежде всего, в том, что в ходе экзаменационной сессии студент обращается к пройденному материалу, сосредоточенному в конспектах лекций, учебниках и других источниках информации.

Повторяя, обобщая, закрепляя и дополняя полученные знания, поднимает их на качественно-новый уровень – уровень системы совокупных данных, что позволяет ему понять логику всего предмета в целом. Новые знания студент получает в ходе самостоятельного изучения того, что не было изложено в лекциях и на семинарских занятиях.

Оценивающая функция зачета состоит в том, что они подводят итоги не только конкретным знаниям студентов, но и в определенной мере всей системе учебной работы по курсу.

Если зачет проводится объективно, доброжелательно, с уважительным отношением к личности и мнению студента, то он имеет и большое воспитательное значение. В этом случае зачеты стимулируют у студентов трудолюбие, принципиальность, ответственное отношение к делу, развивают чувство справедливости, собственного достоинства, уважения к науке и преподаванию.

Зачет как особая форма учебного процесса имеет свои особенности, специфические черты и некоторые аспекты, которые необходимо студенту знать и учитывать в своей работе. Это, прежде всего:

- что и как запоминать при подготовке к зачету;

- по каким источникам и как готовиться;

- на чем сосредоточить основное внимание;

- каким образом в максимальной степени использовать программу курса;

- что и как  записать, а что выучить дословно и т.п.

Прежде всего, у студентов возникает вопрос – нужно ли заучивать учебный материал? Однозначного ответа здесь нет. Можно сказать и да, и нет. Все зависит от того, что именно заучивать. Запомнить, прежде всего,  необходимо определение понятий и их основные положения. Именно в них указываются признаки, отражающие сущность данного явления и позволяющие отличить данное понятие и явление от других.

В то же время на зачете, как правило, проверяется не столько уровень запоминания студентом учебного материала, сколько то, как он понимает те или иные научные понятия, категории, систематизирует аргументы и факты, как умеет мыслить, аргументировано отстаивать определенную позицию, объясняет и пересказывает заученную информацию.

При подготовке к зачету следует запоминать и заучивать информацию с расчетом на помощь определенных подсобных учебно-методических средств и пособий, учебной программы курса. Правильно используя программу при подготовке к ответу (она должна быть на столе у каждого), студент получает информационный минимум для своего выступления.

Программу курса необходимо максимально использовать как в ходе подготовки, так и на самом зачете. Ведь она включает в себя разделы, темы и основные проблемы, в рамках которых и формируются вопросы для зачета.

Заранее просмотрев программу, можно лучше сориентироваться, чем она поможет на зачете, в какой последовательности лучше учить ответы на вопросы. Найдя свой вопрос в программе, студент учитывает то, где он расположен и как сформулирован, как он соотносится и связан с другими вопросами, что позволяет ему мобилизовать все свои знания этой проблемы и гораздо увереннее и грамотнее построить свой ответ.

Такой подход не только позволяет облегчить, разгрузить сам процесс запоминания, но и содействует развитию гибкости мышления, сообразительности, ассоциативности, творческому отношению к изучению конкретного учебного материала.

Кроме этого, необходимо применять для запоминания материала и метод использования ассоциаций, то есть ту связь, которая образуется при определенных условиях между двумя или более понятиями, представлениями, определениями и т.д. Это такой психологический процесс, в результате которого одни понятия или представления вызывают появление в уме других. Чем с большим количеством фактов мы ассоциируем данный факт, тем более прочно он задержан нашей памятью.

Оптимальным для подготовки к зачету является вариант, когда студент начинает подготовку к нему с первых занятий по данному курсу. Такие возможности ему создаются преподавателем. Однако далеко не все студенты эти возможности используют. Большинство из них выбирают метод атаки, штурма, когда факты закрепляются в памяти в течение немногих дней или даже часов для того, чтобы сдать.

В этом случае факты не могут образовать в уме  прочные ассоциации с другими понятиями и поэтому такие знания, как правило, менее прочные и надежные, более бессистемные и формальные. Материал же, набираемый памятью постепенно, связанный с ассоциациями, с другими событиями, неоднократно подвергаемый обсуждению, имеет иной, более высокий качественный уровень, сохраняется в памяти длительное время и может быть востребован в любой обстановке.

При подготовке к зачету по наиболее сложным вопросам, ключевым проблемам и важнейшим понятиям необходимо сделать краткие письменные записи в виде тезисов, планов, определений. Запись включает дополнительные моторные ресурсы памяти.

Особое внимание в ходе подготовки к зачету следует уделять конспектам лекций, ибо они обладают рядом преимуществ по сравнению с печатной продукцией. Как правило, они более детальные, иллюстрированные, что позволяет оценивать современную ситуацию, отражать самую свежую научную и оперативную информацию, отвечать на вопросы, интересующие аудиторию в данный момент, тогда как при написании и опубликовании печатной продукции проходит определенное время и материал быстро устаревает.

В то же время подготовка по одним конспектам лекций недостаточна, необходимо использовать и иную учебную литературу. Дать однозначную рекомендацию, по каким учебникам лучше готовиться к зачету нельзя, потому что идеальных учебников не бывает.

Они пишутся представителями различных научных школ и направлений, по-разному освещают, интерпретируют социальные процессы в обществе, в каждом из них есть плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, одни проблемы раскрываются более глубоко и основательно, другие поверхностно или вообще не раскрываются. Поэтому для сравнения учебной информации и раскрытия всего многообразия данного явления желательно использовать два и более учебных пособия.

Готовясь к ответу по конкретному вопросу, необходимо исходить из принципа плюрализма. Это значит, что студент вправе выбирать любую точку зрения, даже если она не совпадает с мнением преподавателя, но с условием ее достаточно основательной аргументации.

Не следует бояться дополнительных и уточняющих вопросов на зачете. Они, как правило, задаются или помимо контрольного вопроса для выявления общей подготовленности студента, или в рамках билета для уточнения высказанной студентом мысли.

Среди основных критериев оценки ответа студента можно выделить следующие:

- правильность ответа на вопрос, то есть верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов;

- полнота и одновременно лаконичность ответа;

- новизна учебной информации, степень использования последних научных достижений и нормативных источников;

- умение связать теорию с практикой и творчески применить знания к оценке сложившейся ситуации;

- логика и аргументированность изложения;

- грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий;

культура речи.

Все это позволяет преподавателю оценивать как знания, так и форму изложения материала.

7.2. Список контрольных вопросов по дисциплине

1.      Роль курса «Деловые и общественные отношения» в профессиональном становлении специалиста СКС и Т.

2.      Предмет и задачи дисциплины «Деловые и общественные отношения».

3.      Сущность и виды общественных отношений, специфика деловых отношений.

4.      Деловое общение как форма актуализации деловых отношений, его особенности.

5.      Структура делового общения.

6.      Деловое общение как личностно-ориентированный процесс.

7.      Закономерности социального восприятия и их учет в ходе делового общения.

Информация о работе Деловые и общественные отношения