Гражданско-правовой статус несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Исследование статуса несовершеннолетних, являющихся особыми субъектами права в связи со своими возрастными особенностями и нуждающимися в особой защите со сторо-ны государства и общества, позволяет не только определить новые подходы к исследова-нию гражданско-правового статуса несовершеннолетних, но и систематизировать накоп-ленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовой статус человека и гражданина 6
1.1. Понятие и структура правового статуса 6
1.2. Права человека и права гражданина 13
1.3. Основания ограничения прав и свобод 28
Глава 2. Особенности гражданско-правового статуса несовершеннолетних (анализ судебной практики районных
судов общей юрисдикции Новосибирской области) 35
2.1. Правоспособность и дееспособность. Ограничение
дееспособности несовершеннолетних 35
2.2. Сущность и содержание гражданских прав.
Ответственность за причиненный несовершеннолетними вред 48
2.3. Защита гражданских прав и свобод несовершеннолетних 59
Заключение 79
Список литературы (используемых источников) 81

Работа содержит 1 файл

дипломная работа исправлено.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

      Как отмечают А.В.Захаров и М.А.Чернова, «первые шаги к созданию юридических гарантий прав ребенка были сделаны еще в 20-х годах 20 века, когда эта проблема рассматривалась в контексте борьбы против детского рабства, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, их эксплуатации». О.М.Старовойтов выделяет три основных направления, имеющих отношение к правам ребенка: «борьба с рабством; вопросы торговли женщинами и детьми; международное регулирование труда детей и подростков.» . 
Но в целом, как отмечает О.М.Старовойтов, «институт защиты прав ребенка как совокупность международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств по обеспечению и защите прав детей во всех сферах жизни, сформировался после Второй мировой войны»28.

      13 июня 1990 года Конвенция о правах  ребенка была ратифицирована  Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для  Российской Федерации как правопреемника. Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего). В нем обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи, за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку, предлагается организованная система контроля за соблюдением всех прав детей, предусматривается контроль за выполнением государством-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государствам-участникам принимать необходимые законодательные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка.

      При обеспечении прав ребенка Конвенция не обезличивает гаранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет - государство. Степень и форма его участия определяется характером охраняемого права.

      При этом имеются в виду предусмотренные  Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязательное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

      Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей в семье, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием в 1995 г. СК РФ. Несовершеннолетние в силу неполной дееспособности не могут самостоятельно представлять свои интересы и защищать свои права. Государство доверяет это родителям, усыновителям, опекунам (п. 1 ст. 64 СК РФ), но посредством органов опеки и попечительства контролирует, насколько при этом соблюдаются права (имущественные и жилищные в том числе) несовершеннолетних. Как верно отметила Е.А. Чефранова, «государство не оставляет отношения между родителями и несовершеннолетними детьми на усмотрение сторон в той мере, в какой это имеет место применительно к взрослым участникам имущественных правоотношений»29.

      Конституция РФ раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 2 ст. 7). Детство (как и материнство и семья) находится под защитой государства (ч. 1 ст. 38) и что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

      Новые Уголовный кодекс Российской Федерации, закрепивший норму о том, что  родители, усыновители или опекуны отвечают за ненадлежащее воспитание, в том числе и за ненадлежащий надзор за малолетними, а также Федеральные законы России («Об образовании», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О рекламе» и др.), безусловно, повысили уровень правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой. Так, раннее включение подростков в трудовую деятельность, в самостоятельную семейную жизнь вступает в противоречие с запретами для них в области досуга, с профилактическими предписаниями и методами, имеющимися в законе «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». И этих противоречий немало. Сложным всегда бывает столкновение закона и практики. Именно это и произошло с подростками, работающими в частном секторе экономики. В печати не раз поднимался вопрос о том, что частный бизнес не следует нормам российского трудового законодательства, создавая «свои нормы» труда и поведения. К сожалению, более всего это относится к труду в этом секторе именно несовершеннолетних.

      Каждый  ребенок имеет право на образование  и ему гарантируется получение бесплатного основного общего образования. Закон защищает право ребенка на получение обязательного общего образования в пределах федерального и регионального компонентов образовательных стандартов. Отчисление ребенка из государственного или муниципального образовательного учреждения до получения основного общего образования или начального профессионального образования запрещено. Не допускаются не предусмотренные Законом ограничения при поступлении ребенка в образовательное учреждение.

      Несовершеннолетние  наравне со взрослыми обладают такими личными неимущественными правами, как право на жизнь и здоровье, честь и достоинство, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, право на имя и др. (ст. 150 ГК РФ). Все эти права неотчуждаемы и непередаваемы.

      Таким образом, правовой статус был бы неполным без системы гарантий, с помощью которых несовершеннолетний гражданин может реализовать свои права, свободы и обязанности. С.А. Комаров определяет специальные (юридические) гарантии как «правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения, при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов»30. 

1.3. Основания ограничения  прав и свобод  

      Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требовании морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»31.

      В целом, правовое ограничение прав и свобод граждан возможно определить как предусмотренное правовыми нормами уменьшение количества вариантов юридически дозволенного поведения путем установления его различных пределов либо полного его запрета. Данная дефиниция позволяет выделить ряд существенных признаков, присущих правовому ограничению свободы как правовому явлению: а) ограничение представляет собой определенные юридические и фактические последствия в виде неблагоприятных условий для осуществления правовых интересов управомоченных субъектов, чьи права (свободы) подвергаются ограничению при одновременном удовлетворении правовых интересов и/или потребностей либо субъекта, налагающего ограничения, либо интересов и потребностей третьей стороны, заинтересованной в наложении таких ограничений; б) ограничение есть юридически оформленная процедура либо уменьшения количества вариантов свободного (т.е. дозволенного правовыми нормами) поведения (действий), либо его полного запрета (уничтожения); в) уменьшение вариантов дозволенного социально-правового поведения всегда имеет установленные нормами права (законом) пределы пространственного (территориального), темпорального (временного) и субъектного (по кругу лиц) характера; г) правомерное ограничение устанавливается только законодательно уполномоченными органами и в законодательно установленной форме; д) ограничения обеспечиваются возможностью применения мер государственного принуждения к субъектам нарушения правил установления (введения) правовых ограничений.

      К нормативным основаниям правовых ограничений  относятся закрепленные во внутригосударственном законодательстве, а также в актах и документах международного права, положения (нормы): а) об охране и защите государственной и национальной безопасности, основ конституционного строя и обеспечения обороны страны; б) об охране общественного порядка и общественной безопасности; в) об охране и защите здоровья, общественной морали, прав и свобод других лиц, общего благосостояния.

      Фактические основания правовых ограничений - это  реальные факты, обусловившие введение законодательных ограничений.

      Так, правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми: а)  для уважения прав и репутации других лиц; б)  для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»32.

      В Международном пакте о гражданских  и политических нравах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий - пропаганды воины, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных нрав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).

      Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод гласит: «Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

      В ст. 55 Конституции Российской Федерации  также установлены основания ограничений прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

      Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства. Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 - за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя и др.). Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152). Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенном судом.

      Следует отметить, что кроме перечисленных универсальных оснований права и свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации».

      Обобщив изложенные выдержки из правовых актов, обозначим принципы правовых ограничений прав и свобод граждан.

      Исходя  из того, что принципы права есть исходные нормативные руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений (в данном случае - в сфере ограничения прав и свобод человека и гражданина), выделяется ряд ведущих, тесно взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимно обусловливающих правовых принципов, соблюдение которых, во-первых, при надлежащем толковании в максимальной степени обеспечит оптимальное соотношение интересов и субъектов правового ограничения, и лиц, в отношении прав и свобод которых эти ограничения вводятся, и которыми, во-вторых, обязан руководствоваться субъект установления правовых ограничений - это принципы законности, справедливости, целесообразности.

Информация о работе Гражданско-правовой статус несовершеннолетних