Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования - выявление сущностных черт правового положения малолетних и несовершеннолетних в гражданских правоотношениях на современном этапе
В этой связи предпринята попытка решить следующие основные задачи:
- изучить действующие нормативно-правовые акты, посвященные гражданско-правовому положению малолетних и несовершеннолетних,
- охарактеризовать гражданскую правоспособность и дееспособность малолетних и несовершеннолетних,
- определить сущность гражданско-правовой ответственности малолетних и несовершеннолетних.
Введение 3
1. Исторические аспекты правового положения детей. 5
1.1 Международное и российское правовое регулирование положения детей. 7
2. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан. 13
2.1 Возмещение вреда, причиненного ребенку 18
3. Гражданско-правовая ответственность малолетних 20
3.1 Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних 20
Заключение 22
Список литературы 23
Новосибирский государственный аграрный университет
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра
государственно – правового обеспечения
управления
Реферат по дисциплине гражданское право
На тему:
«Гражданско-правовой статус малолетних
и несовершеннолетних»
Выполнила студентка
группы 8202
Ребенок Наталья
Проверил доктор психологических наук, профессор
Собольников В.В.
Новосибирск
2011
Оглавление
Введение 3
1. Исторические аспекты правового положения детей. 5
1.1 Международное и российское правовое регулирование положения детей. 7
2. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан. 13
2.1 Возмещение вреда, причиненного ребенку 18
3. Гражданско-правовая ответственность малолетних 20
3.1 Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних 20
Заключение 22
Список
литературы 23
Правовой статус личности является одной из центральных категорий теории права, и внимание правоведов к нему вполне понятно, поскольку он предстает в трех равно проблемных и притягательных для научного исследования «измерениях»: является сердцевиной нормативного выражения основных принципов соотношения публичных и частных интересов, мерилом социальной свободы, а также одновременно источником и производной социальной активности человека.
Особенно
актуально в условиях российской
действительности исследование полноты
и эффективности реализации социальных
возможностей, предоставленных
Во-первых,
ратификация Россией в 1990 г. Конвенции
о правах ребенка, и закрепившей
за несовершеннолетним статус самостоятельного
участника правоотношений. Следствием
присоединения к Конвенции
Во-вторых, получившее характер национальной катастрофы социальное неблагополучие российских детей. Несмотря на предпринимаемые государством меры по повышению благосостояния населения, уровень жизни значительного количества семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании несовершеннолетних. Сохраняются такие острые социальные проблемы, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, ранняя алкоголизация и наркотизация подростков, насилие в отношении детей, рост преступности несовершеннолетних.
Социальные
проблемы в сфере детства вызывают
особый общественный резонанс. Именно
поэтому в последние годы в
России усилилось внимание ученых,
политиков, общественных деятелей, журналистов
к проблемам правового
В силу указанных обстоятельств, а также ряда теоретических пробелов в вопросах правового положения лица, не достигшего совершеннолетия, тема данного исследования представляется заслуживающей отдельного рассмотрения.
Исследование
правового статуса
Цель исследования - выявление сущностных черт правового положения малолетних и несовершеннолетних в гражданских правоотношениях на современном этапе
В этой
связи предпринята попытка
- изучить
действующие нормативно-
- охарактеризовать
гражданскую правоспособность
- определить
сущность гражданско-правовой
Положение детей в России с древних времен определялось главенствующим положением отца в семье, т.е. на отцовской власти. Законность происхождения ребенка в древнерусские времена еще не имела решающего значения. При наличии у некоторых славянских племен многоженства и у большинства наложничества, главным было признание ребенка своим отцом.
С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.
Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители не имели, однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. Так по Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался лишь к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.
Принуждение
детей к повиновению
Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.
Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.
Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права, но особых изменений в положении детей не произошло. Правда, произошло некоторое смягчение власти родителей над детьми. Так, родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Право родителей применять физические наказания, так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. В Конце XIX в. за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы. За особо жестокое обращение с детьми родителям делалось внушение совестным судом за закрытыми дверями
Родители по-прежнему могли использовать и публично-правовые меры против непокорных детей. Так, Уложение о наказаниях разрешало по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям.
Для рассмотрения
жалоб родителей на детей был
создан специальный совестный суд,
который не только вел разбирательство,
но и примирял стороны. При этом родители
не должны были представлять никаких
доказательств вины детей. Исследование
этого вопроса считалось
Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением одного случая: православные родители могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей в иной вере.
Формальное
существование столь сильной
родительской власти постепенно перестает
соответствовать общественным представлениям.
Родители не только имели право, но
и обязаны были воспитывать
своих детей. Воспитание состояло
в приготовлении детей к
После совершения Октябрьской революции 1917 года семейное законодательство в целом и, касающееся прав детей в частности претерпело значительные изменения и в 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке. Законодательство о браке, семье и не смотря на все негативные моменты было прогрессивным для своего времени. Однако в условиях все усиливающейся реакции так не могло продолжаться долго. Так 8 июля 1944 года был принят Указ, мгновенно отбросивший наше законодательство на столетие назад. По этому Указу запрещалось установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Ни добровольное признание отцовства, ни отыскание его в судебном порядке более не допускалось. Не возникало и права на получение алиментов от фактического отца. Соответственно ущемлялись права детей, рожденных вне брака. Эти меры прикрывались лишенными всякого основания заверениями, что права внебрачных детей не нарушаются, так как заботу о них берет на себя социалистическое государство. Однако, во-первых: мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты. Во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Права детей нарушались и тем, что в свидетельство о рождении ребенка в графе "отец" ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение ребенка, и, хотя формально права внебрачных детей и детей, рожденных в браке, признавались равными, на практике это нередко приводило к дискриминации.
К 60-м
годам в теории гражданского и
семейного права произошли
30 июля
1969 года был принят Кодекс о
семье и браке РСФСР.
Конвенция ООН о Правах ребенка. 1
Считается,
что в XX веке возникло принципиально
иное отношение к несовершеннолетним
детям, которые достойны лучших условий
существования, заботы и всесторонней
защиты со стороны любого государства.
Однако действительность не оправдала
этих надежд, особенно в России.
Первая мировая война, война гражданская,
социальные потрясения, голод, разруха
— таковы главные вехи на пути становления
социалистического государства, повлекшие
за собой сиротство детей в
огромных масштабах, массовую беспризорность
и безнадзорность, когда ни о каких
правах ребенка не могло быть и
речи. И все это происходило
на фоне принципиально новых идеологи
Сразу
после окончания второй мировой
войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея
ООН создает Детский фонд Организации
Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году
Генеральная Ассамблея ООН
Информация о работе Гражданско-правовой статус малолетних и несовершеннолетних