Гражданско-правовой статус малолетних и несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление сущностных черт правового положения малолетних и несовершеннолетних в гражданских правоотношениях на современном этапе
В этой связи предпринята попытка решить следующие основные задачи:
- изучить действующие нормативно-правовые акты, посвященные гражданско-правовому положению малолетних и несовершеннолетних,
- охарактеризовать гражданскую правоспособность и дееспособность малолетних и несовершеннолетних,
- определить сущность гражданско-правовой ответственности малолетних и несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3
1. Исторические аспекты правового положения детей. 5
1.1 Международное и российское правовое регулирование положения детей. 7
2. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан. 13
2.1 Возмещение вреда, причиненного ребенку 18
3. Гражданско-правовая ответственность малолетних 20
3.1 Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних 20
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

гражданское право.docx

— 57.96 Кб (Скачать)

                   Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра государственно – правового обеспечения управления 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине гражданское право

На тему: «Гражданско-правовой статус малолетних и несовершеннолетних» 
 
 

Выполнила студентка

 группы 8202

Ребенок Наталья

Проверил  доктор психологических наук, профессор

 Собольников В.В.

    
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011 

Оглавление

Введение 3

1. Исторические аспекты правового положения детей. 5

1.1 Международное и российское  правовое регулирование положения детей. 7

2. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан. 13

2.1 Возмещение вреда, причиненного ребенку 18

3. Гражданско-правовая ответственность малолетних 20

3.1 Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних 20

Заключение 22

Список литературы 23 
 

 

Введение

Правовой  статус личности является одной из центральных категорий теории права, и внимание правоведов к нему вполне понятно, поскольку он предстает  в трех равно проблемных и притягательных для научного исследования «измерениях»: является сердцевиной нормативного выражения основных принципов соотношения  публичных и частных интересов, мерилом социальной свободы, а также  одновременно источником и производной  социальной активности человека.

Особенно  актуально в условиях российской действительности исследование полноты  и эффективности реализации социальных возможностей, предоставленных несовершеннолетнему  субъекту праву. Причин тому несколько.

Во-первых, ратификация Россией в 1990 г. Конвенции  о правах ребенка, и закрепившей  за несовершеннолетним статус самостоятельного участника правоотношений. Следствием присоединения к Конвенции стало  активное обновление российского законодательства, регулирующего отношения в сфере  детства, что порождает необходимость  оценки содержания этого законодательства, в том числе на предмет соответствия международным стандартам правового  положения лиц, не достигших совершеннолетия.

Во-вторых, получившее характер национальной катастрофы социальное неблагополучие российских детей. Несмотря на предпринимаемые государством меры по повышению благосостояния населения, уровень жизни значительного количества семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании несовершеннолетних. Сохраняются такие острые социальные проблемы, как детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, ранняя алкоголизация и наркотизация подростков, насилие в отношении детей, рост преступности несовершеннолетних.

Социальные  проблемы в сфере детства вызывают особый общественный резонанс. Именно поэтому в последние годы в  России усилилось внимание ученых, политиков, общественных деятелей, журналистов  к проблемам правового положения  несовершеннолетних. Отмечаются декларативность  ювенального законодательства, низкая степень эффективности правовой защиты детей.

В силу указанных обстоятельств, а также  ряда теоретических пробелов в вопросах правового положения лица, не достигшего совершеннолетия, тема данного исследования представляется заслуживающей отдельного рассмотрения.

Исследование  правового статуса несовершеннолетнего  как самостоятельного участника  правоотношений в Российской Федерации  имеет непродолжительную историю, отсчет которой ведется с ратификации  Конвенции о правах ребенка. Теория специального правового статуса  несовершеннолетнего вполне естественно  основывается на общетеоретическом  и отраслевых учениях о правовом положении человека, а также отраслевых правовых исследованиях проблем в сфере детства.

Цель  исследования - выявление сущностных черт правового положения малолетних и несовершеннолетних в гражданских  правоотношениях на современном  этапе

В этой связи предпринята попытка решить следующие основные задачи:

- изучить  действующие нормативно-правовые  акты, посвященные гражданско-правовому  положению малолетних и несовершеннолетних,

- охарактеризовать  гражданскую правоспособность и  дееспособность малолетних и несовершеннолетних,

- определить  сущность гражданско-правовой ответственности  малолетних и несовершеннолетних.

 

  1. Исторические  аспекты правового  положения детей.

Положение детей в России с древних времен определялось главенствующим положением  отца в семье, т.е. на отцовской власти. Законность происхождения ребенка  в древнерусские времена еще  не имела решающего значения. При  наличии у некоторых славянских племен многоженства и у большинства  наложничества, главным было признание ребенка своим отцом.

С принятием  христианства постепенно начинает придаваться  значение только законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака  родителей. Дети состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.

Родительская  власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители не имели, однако убийство детей  не рассматривалось в качестве серьезного преступления. Так по Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался лишь к году тюремного заключения  и церковному покаянию. Дети же, убившие  своих  родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Домострой рекомендует  в этом случае "биение жезлом и  сокрушение ребер".(19, с. 63) Государство  принципиально в эти отношения  не вмешивалось. Жаловаться на родителей  дети не могли. За одну только попытку  подать жалобу Уложение 1648г. предписывало "бить их кнутом нещадно ".

Родители  могли обратиться для наказания  детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить  детей к порке кнутом.

Родители  имели право отдавать детей в  холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение  детей в монахи.

Реформы Петра I положили начало новому периоду  в развитии семейного права, но особых изменений в положении детей  не произошло. Правда, произошло некоторое  смягчение власти родителей над  детьми. Так, родители уже не вправе насильственно венчать своих  детей или  отдавать их в монастырь.

Право родителей применять физические наказания, так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная  с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. В Конце XIX в. за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы. За особо жестокое обращение с детьми родителям делалось внушение совестным судом за закрытыми дверями

Родители  по-прежнему могли использовать и  публично-правовые меры против непокорных детей. Так, Уложение о наказаниях разрешало  по требованию родителей заключать  детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение  родителям.

Для рассмотрения жалоб родителей на детей был  создан специальный совестный суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких  доказательств вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивалось, что они  могут сказать в свое оправдание. Но если в их ответах содержалось  что-либо, что могло квалифицироваться  как "наветы на родителей" или "выражение  непочтения", это только усугубляло вину детей.

Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением  одного случая: православные родители могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей  в иной вере.

Формальное  существование столь сильной  родительской власти постепенно перестает  соответствовать  общественным представлениям.  Родители не только имели право, но и обязаны были  воспитывать  своих детей. Воспитание состояло   в приготовлении детей к определенной деятельности: определение сыновей  на службу, а дочерей – замуж. Родители также должны были предоставлять  содержание несовершеннолетним детям  в соответствии со своими возможностями.

После совершения Октябрьской революции 1917 года семейное законодательство в  целом и, касающееся прав детей в  частности претерпело значительные изменения и в 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке. Законодательство о браке, семье   и не смотря на все негативные моменты было прогрессивным для своего времени. Однако в условиях все усиливающейся реакции так не могло продолжаться долго. Так 8 июля 1944 года был принят Указ, мгновенно отбросивший наше законодательство на столетие назад. По этому Указу запрещалось установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Ни добровольное признание отцовства, ни отыскание его в судебном порядке более не допускалось. Не возникало и права на получение алиментов от фактического отца. Соответственно ущемлялись права детей, рожденных вне брака. Эти меры прикрывались лишенными всякого основания заверениями, что права внебрачных детей не нарушаются, так как заботу о них берет на себя социалистическое государство. Однако, во-первых: мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты. Во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Права детей нарушались и тем, что в свидетельство о рождении ребенка в графе "отец" ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение ребенка, и, хотя формально права внебрачных детей и детей, рожденных в браке, признавались равными, на практике это нередко приводило к дискриминации.

К 60-м  годам в теории гражданского и  семейного права произошли серьезные  изменения и в 1968 году были приняты  Основы законодательства о браке  и семье Союза ССР, на основании  которых были разработаны семейные кодексы союзных республик.

30 июля 1969 года был принят Кодекс о  семье и браке РСФСР. Современное  правовое регулирование положения  несовершеннолетних в России  будет рассмотрено в параграфе  3  данной главы.

1.1 Международное и российское  правовое регулирование положения детей.

Конвенция ООН о Правах ребенка. 1

Считается, что в XX веке возникло принципиально  иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучших условий  существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Однако действительность не оправдала  этих надежд, особенно в России.  Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха  — таковы главные вехи на пути становления  социалистического государства, повлекшие  за собой сиротство детей в  огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких  правах ребенка не могло быть и  речи. И все это происходило  на фоне принципиально новых идеологи­ческих установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития.

Сразу после окончания второй мировой  войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея  ООН создает Детский фонд Организации  Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает  Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую  право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны  общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву  на особое попечение и помощь материнству  и младенчеству. Здесь же было сказано: "Все дети, родившиеся в браке  или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой". В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства.  А ст. 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о "несамостоятельных детях и их воспитании". Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

Информация о работе Гражданско-правовой статус малолетних и несовершеннолетних