Гражданско-правовой статус несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Исследование статуса несовершеннолетних, являющихся особыми субъектами права в связи со своими возрастными особенностями и нуждающимися в особой защите со сторо-ны государства и общества, позволяет не только определить новые подходы к исследова-нию гражданско-правового статуса несовершеннолетних, но и систематизировать накоп-ленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовой статус человека и гражданина 6
1.1. Понятие и структура правового статуса 6
1.2. Права человека и права гражданина 13
1.3. Основания ограничения прав и свобод 28
Глава 2. Особенности гражданско-правового статуса несовершеннолетних (анализ судебной практики районных
судов общей юрисдикции Новосибирской области) 35
2.1. Правоспособность и дееспособность. Ограничение
дееспособности несовершеннолетних 35
2.2. Сущность и содержание гражданских прав.
Ответственность за причиненный несовершеннолетними вред 48
2.3. Защита гражданских прав и свобод несовершеннолетних 59
Заключение 79
Список литературы (используемых источников) 81

Работа содержит 1 файл

дипломная работа исправлено.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

      С.С.Алексеев считает, что правовой статус является наиболее обобщающей категорией, выражающей юридическую личность. Он включает в содержание правового статуса целый ряд взаимосвязанных юридических явлений, таких, как правовые нормы, правосубъектность, основные права и обязанности, законные интересы, гражданство, юридическую ответственность, правовые принципы и правоотношения общего (статусного) типа11.

      К сторонникам широкого подхода к  содержанию правового статуса субъекта относятся не только представители общей теории права, но и представители отраслевых правовых наук. Так, Л.Д.Воеводин, наряду с правосубъектностью (праводееспособностыю), основными правами, свободами и обязанностями лица и гарантиями их реализации указывает в качестве обязательного элемента правового статуса «гражданство»12. Однако включение гражданства в структуру правового статуса не вполне логично не из-за малого значения данного элемента, а в силу того, что содержание основных прав и обязанностей как элемент правового статуса уже подразумевает определенную связь гражданина с государством, т.е. включает в себя гражданство, если речь идет о правовом статусе гражданина, либо, соответственно, права иностранца или лица без гражданства. Для большинства населения, находящегося под юрисдикцией данного государства, предпосылкой обладания нравами и обязанностями является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека13. Гражданство является для индивида юридическим основанием пользоваться кранами и свободами и выполнять установленные законом обязанности, т.е. основанием правового статуса гражданина.

      В структуру правового статуса также включают общую правоспособность, гарантии14, законные интересы15, юридическую ответственность16 и др. Е.А. Лукашева и др. считают, что ряд дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий)17. Так, законные интересы, т.е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса, поскольку интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит правовой защите со стороны государства.

      Возникает еще один вопрос, связанный с содержанием правового статуса: включаются ли в него процессуальные права человека, либо они являются способом обеспечения правового статуса? Включение в правовой статус индивида принципов судопроизводства неоправданно. Правовой статус состоит из субъективных, в том числе и процессуальных, прав: на обращение в государственные органы с жалобами и петициями, на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на обращение в суд, в межгосударственные органы защиты и др. Однако объективно-правовые принципы этих процедур (административных, судебных, организационных) находятся за пределами субъективных прав, а значит, и правового статуса и являются гарантиями обеспечения этого статуса. Каждая из стран обладает своим набором процедур и механизмов защиты прав и свобод личности, своей системой органов такой защиты. Арсенал этих средств богат и многообразен. Правовое государство никогда не ограничивается юридической фиксацией прав граждан. Провозглашая права и свободы личности, государство должно гарантировать их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, культурными средствами18.

      Некоторые авторы в числе элементов правового  статуса называют правовой долг, законность, правопорядок, правосознание, гуманизм, справедливость. Вряд ли это оправданно. Указанные и некоторые другие явления выступают в качестве принципов, черт, предпосылок правового статуса, которые, безусловно, пронизывают, сопровождают его, но не входят в него как самостоятельные компоненты. Включение в правовой статус новых элементов обогащает его не количественно, а качественно19.

      Абсолютно всеми исследователями признается такая структура правового статуса, как взаимосвязь юридических прав и обязанностей.

      Права и свободы индивида - это условия его нормальной жизнедеятельности, определенный каталог благ и возможностей, которыми он может свободно пользоваться. В них выражена та мера свободы, которая позволяет совмещать ее со свободой других людей. В этих формально закрепленных пределах осуществляется самоопределение индивида, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни.

      Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут.

      Таким образом, правовой статус - комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Юридические права и обязанности определяют важнейшие параметры поведения личности в структуре общественных связей общества. Поэтому очень важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения»20.

     Вместе  с тем, общеизвестно, что хотя правовой статус личности гражданина России, определенный Конституцией, является, согласно её положениям, высоким, социальный статус подавляющего большинства граждан России довольно низок. Российское общество резко дифференцировано по своей структуре, во многих случаях имеет место низкий уровень гарантий прав и свобод гражданина России при явной незрелости правовой системы – все это создает предпосылки разных возможностей реализации гражданами одинаково сформулированных для каждого россиянина прав и свобод. Можно утверждать, что специфика функционирования правового статуса личности в современной России в настоящее время переходит из разряда теоретических вопросов в группу наиболее острых проблем социально-правовой практики. 

1.2. Права человека  и права гражданина 

      Философско-теоретической основой прав и свобод человека явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XYII-XYIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755), Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Ф.М.А.Вольтером (1694-1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом. Эти философско-правовые положения юридически закреплены в нормативно-правовых актах того времени – английской Великой Хартии Вольностей 1215 г., Петиции о праве 1628 г., Хабеас Корпус Акт 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и других юридические документах. Так, в Великой хартии вольностей 1215 г., в ст. 39, которую многие ученые-юристы называют «перлом» Английской юриспруденции записано: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны». Невозможно отрицать их важную роль в развитии современной юриспруденции и права21.

      Первые идеи прав и свобод человека воспринимались когда-то как социальная утопия: идеи великих мыслителей прошлого, намного опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом. Попытки воплотить эти идеи в реальность были предприняты в период буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда на законодательном уровне были закреплены основные права и свободы человека, используемые в юридической практике и поныне. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека и гражданина и гражданина, а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США). Однако, фактически, вплоть до гигантских социальных потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи. Достаточно вспомнить отношение к евреям и другим некоренным национальностям в фашистской Германии и в России.

      Наверное, впервые наиболее четкое понимание  правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г., где сказано, что: «... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью»22.

      Признание обществом идей прав и свобод человека и гражданина предполагало не только некий общественный нормативный договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей ее от произвола властей. История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому вполне закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию идеи прав и свобод человека и гражданина как важнейшей фундаментальной юридической и философско-правовой проблемы.

      Права человека - это субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в правоведении нередко встречается понимание субъективного права лишь как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение. Такая позиция была подвергнута критике. Справедливо отмечалось, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных'23.

      Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Однако закрепление того или иного субъективного права в законодательстве должно означать реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным благом, совершать определенные действия в границах и в порядке, обозначенных в законе.

      Разумеется, ни один человек не может реализовать  сразу все субъективные права, входящие в его правовой статус. Однако это не дает основания для вывода о различии правового статуса или объема субъективных прав. Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые предусмотрены в законе.

      Субъективное  право как юридическая категория  раскрывается через набор определенных признаков: возможность пользования данным социальным благом; полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; свободу поведения, поступков в границах, установленных нормой нрава; возможность обратиться к государству для защиты нарушенного права.

      Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением его интересов в материальной или духовной сфере. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей человека, он определяет его отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не безразлично относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является важным условием развития демократического общества.

        Правовые нормы, закрепляющие  основы правового статуса личности, тесно связаны с другими конституционно-правовыми  институтами, причем эта связь  взаимная. Формирование, принципы деятельности  органов государственной власти и органов местного самоуправления основываются на основных началах статуса человека и гражданина и, в свою очередь, содержат соответствующие конкретные гарантии их реализации.

      Государство закрепляет права личности не произвольно; оно юридически оформляет естественные права человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем экономического развития общества. Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых сформировались социально-экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности не «дар» законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права, условиями социальных взаимосвязей людей, состоянием экономического развития общества.

Информация о работе Гражданско-правовой статус несовершеннолетних