Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:54, доклад
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Власть монопсонии - способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает. Так как такие фирмы скупают значительную часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, фирма - монопсонист не может приобрести все необходимые ей ресурсы по одинаковой (прежней) цене. Предложение факторов производства фирме - монопсонисту характеризуется восходящей кривой.
Данные, приведенные в табл. 4, показывают воздействие власти монопсонии на стоимость ресурсов. Эти данные приведены для гипотетически чисто монопсонистической угледобывающей фирмы в отдаленном приграничном районе. Это единственный наниматель работников. Пусть все они - шахтеры и качественных различий в их способности к труду не существует. Для привлечения дополнительных работников фирме необходимо увеличить заработную плату. Повышение заработной платы привлечет работников из других районов, побудит наняться на работу в настоящее время не работающих в увеличит предложение труда желающими получить работу.
Первая и вторая колонки табл. 4 демонстрируют, как дневная заработная плата повышается по мере принятия на работу дополнительных работников. Когда фирма берет на работу 100 шахтеров, она платит каждому 40 долларов. Но при этой заработной плате она не может привлечь дополнительных работников. На данный момент наняты все, кто хотел бы трудиться при такой заработной плате. Если фирма хочет привлечь дополнительную рабочую силу, она должна повысить заработную плату.
ТАБЛИЦА 4. Предложение ресурса рабочей силы и предельные издержки на ресурс рабочей силы при найме рабочей силы монопсонистом
Предельные издержки на ресурс
(МIС) являются для фирмы
В табл. 4 показано, как предельные издержки на ресурс - в данном случае на рабочую силу - увеличиваются при росте числа работников. Если фирма, занятая разработкой шахт, хочет увеличить привлекаемую рабочую силу до 101 рабочего в день, она должна поднять заработную плату до 41 доллара. Нужно учитывать, что всем рабочим за один час выплачивается равная заработная плата. Когда фирма нанимает большее число работников (каждого на восьмичасовой рабочий день), она должна платить больше всем работникам, не только последнему из нанимаемых. Если бы она так не сделала, некоторые рабочие могли бы уйти, и фирма не смогла бы иметь ежедневно рабочую силу в количестве 101 рабочего.
Рис. 7 показывает кривые МIС и АIС для монополии. Кривой АIС является кривая SL - предложения рабочей силы, так как она отражает заработную плату (w), которую необходимо платить для привлечения любого заданного числа работников.
Рис. 7. Средние издержки на ресурс, предложение ресурса и предельные издержки на ресурс
Принятие решений о найме на монопсонистических рынках факторов производства
Фирма, обладающая властью монопсонии, максимизирует прибыль путем найма ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравниваются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса:
МIС = MRP.
Доход от предельного продукта ресурса определяет вклад дополнительных единиц ресурса в выручку фирмы. Предельные издержки на ресурс равны дополнительным затратам на дополнительную единицу услуг привлекаемого фактора производства.
Пока доход от предельного продукта труда для фирмы, добывающей уголь, превышает предельные издержки на рабочую силу, фирма может увеличивать доходы путем найма большего числа работников.
Решения о найме для максимизации прибыли фирмы, обладающей силой монопсонии, графически отражены на рис. 8. Так как фирма максимизирует прибыли путем приравнивания MRPL и MICL, она нанимает в день 104 работников. Чтобы привлечь такое количество работников, она должна платить им заработную плату на уровне 44 долларов в день.
Рис. 8. Принятие решении о найме монопсонистом
Предположим, что фирма продаст добытый ею уголь на рынке с совершенной конкуренцией. Нет причин ожидать, что фирма - монопсонист на одном или более рынках факторов производства будет также и монополистом на рынке угля. Нет ничего необычного в том, что фирма закупает ресурсы на рынке с несовершенной конкуренцией, а продает готовую продукцию на совершенно конкурентном рынке. Так как на рынке готовой продукции существует совершенная конкуренция, то МRРL = VMPL
Фирма - монопсонист нанимает меньшее количество рабочей силы и выплачивает более низкую заработную плату по сравнению с точкой равновесия на аналогичном рынке факторов производства с совершенной конкуренцией. На рынке факторов производства с совершенной конкуренцией точка равновесия устанавливается там, где доход от предельного продукта ресурса уравнивается с его ценой. Если бы в каком-либо городе существовало несколько фирм, владеющих шахтами, которые конкурировали бы между собой при найме шахтеров, равновесие бы установилось в точке, подобной точке В на рис. 8. Рыночная заработная плата была бы на уровне wC и было бы приобретено QC рабочих дней. Каждая фирма при заработной плате wC была бы в состоянии нанять столько работников, сколько захочет. Заработная плата шахтеров была бы выше, чем при монопсонии, и нанято было бы большее число работников. В конечном итоге, при наличии конкурентных рынков готовой продукции, каждый шахтер получал бы заработную плату, равную стоимости предельного продукта труда. Фирмы не смогли бы делать дополнительную прибыль за счет выплаты шахтерам заработной платы меньшей, чем стоимость предельного продукта их труда.
Власть монопсонии, сочетающаяся с монопольной властью на рынках готовой продукции.
Когда фирма обладает и
Рис. 9. Фирма, которая является одновременно и монопсонистом и монополистом
Монополистическая конкуренция – такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Рынок с монополистической
- наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
- свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
- разнородная,
- совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
- влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.
Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукта и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка.
Виды дифференциации продуктов:
- качество продукта. Продукты, реализуемые на рынке, могут отличаться по функциональным характеристикам, дизайну, материалам, надежности работы и т. п.
- услуги, связанные с продажей и послепродажным обслуживанием
- каналы сбыта – различия в размещении и доступности товара для покупателя. Пример: мелкие магазины, расположенные ближе к конечному потребителю, могут успешно конкурировать с супермаркетами, где предлагается широкий ассортимент товаров, продаваемых по более низким ценам.
- неосязаемые отличия –
результат рекламной
В краткосрочном периоде
- состояние фирмы обеспечивает
получение экономической
- состояние безубыточного
производства. Минимальные средние
общие издержки равны
- состояние фирмы обеспечивает
возмещение всей величины
- состояние фирмы, которое называется предельным. Фирме удается быть «на плаву» недолгое время. В случае дальнейшего снижения рыночной цены товара она перестает быть конкурентоспособной, так как не сможет покрывать даже текущие издержки производства и вынуждена будет покинуть отрасль.
В долговременном периоде преодолеваются барьеры для входа и выхода из отрасли, а фирма может изменять все параметры производства, переходить к использованию новейших технологий.
Если у вас появится потребность в покупке бутс, то в Ижевске, как и в большинстве провинциальных городов доминируют товары четырёх торговых марок: Adidas, Nike, Umbra или Lotto. Это наиболее распространённые и популярные производители спортивной обуви. Несмотря на то что в большинстве магазинов выбор достаточно большой, по сути дела, эти бутсы являются однотипными и имеют одинаковую цену, хотя продаются под разными марками. Остальные же фирмы, такие как Mizuno, Puma, Diadora не могут повлиять на рынок и составить достойную конкуренцию компаниям «большой четвёрки », хотя по качеству и удобству если и уступают, то не сильно. В России очень много случаев, когда на рынке господств одна, две фирмы, если мы присмотримся, то увидим, что на прилавках магазинов продающих компьютерную технику чаще всего лежит продукция Intel или AMD, тоже самое относится и к операторам мобильной связи и автомобильной промышленности.
Как описать такие ситуации? На совершенно конкурентном рынке каждая фирма настолько мала в сравнении со всем рынком, что она не имеет никакой возможности повлиять на рыночную цену своей продукции и принимает ее как заданную условиями рынка. На монополизированном рынке весь объем товара поставляет единственная фирма, способная выбирать любую комбинацию цена–объем выпуска на рыночной кривой спроса. Рынок футбольных бутс не соответствует ни модели совершенной конкуренции, ни модели монополии. Конкуренция и монополия – предельные формы структуры рынка. Когда на рынке действует множество фирм, предлагающих по существу однородную продукцию, - преобладает конкуренция; когда на рынке господствует единственная фирма, - мы имеем дело с монополией. Естественно, что мы начали изучение структуры рынка с полярных, наиболее простых для понимания случаев. Однако значительное число отраслей, включая производство бутс, находятся между двумя крайностями. В этих отраслях конкурируют несколько фирм, однако в силу недостаточной интенсивности соперничества мы не имеем оснований отнести их к принимающим цену производителям. Экономисты называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией.
В данной курсовой работе я
поставил цель выявить
Методы исследования, примененные в работе: изучение литературы, анализ статистических данных.
В курсовой работе я
Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.
По концентрации продавцов на
одном и том же рынке