Бизнес-планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:54, доклад

Описание работы

На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Работа содержит 1 файл

На поведение каждого предприятия влияет характер.doc

— 842.50 Кб (Скачать)

 

         Если традиционный  капиталистический рынок подразделяется  на рынки совершенной и несовершенной  конкуренции, то российский рынок товаров производственного потребления, по существу, монополистический. Таким образом, хотя формально и можно говорить о наличии конкурентной среды в Российской экономике, в действительности она не устойчива и тяготеет к монополиям.

§2. Социально политические последствия в России 

            Экономическая трансформация постсоциалистической  России, инициированная командой  Гайдара и Чубайса, идет высокими  темпами. Начатая в 1992г. широкомасштабная  либерализация экономики была  в основном закон к 1995г. Макроэкономическая стабилизация потребовала более длительного времени, но    продолжение

1 2 3   

 

 

  тем не менее в 1996г.  годовой уровень инфляции (22%) приблизился  к показателям Польши (19%) и Венгрии  (20%).Обменный курс рубля почти  стабилизировался в рамках наклонного "валютного коридора". Программа массовой приватизации позволила приватизировать 70% бывших государственных предприятий. По данным официальной статистики, в 1997г. наконец наметился возврат к экономическому росту (1%).

 

         Российская  массовая приватизация, начатая с целью ликвидации старой экономической власти и ускорения реструктуризации предприятий, не дала желаемых результатов. Примерно на половине приватизированных предприятий большая часть акций была передана их работникам, что не позволяет говорить о реальных результатах приватизации.

 

         Другим  следствием массовой приватизации  является чрезвычайная концентрация  собственности промышленных предприятий.  Этот феномен обычен для процесса  массовой приватизации, но в России  он принял особо крупные размеры. В результате трансформации старых министерств и относящихся к ним ведомственных банков возникла мощнейшая финансовая олигархия.

 

         Экономика  и общество быстро "приспособились" к новой проторыночной экономической  системе: неплатежи, непогашенные долги в контексте инфляции, рестриктивная денежная политика свидетельствует об этом. Но тем не менее к концу 1993г. Россия стала "страной с товарной экономикой, действующей по общим законам рыночной экономикой, хотя и еще недостаточно развитой".

 

         Проблема  эффективности  крупных  предприятий,  которые  незбежно  придают  рынку олигополистический характер,  особенно  важна  для  экономики   России. Дело, в том, что исторически  российская промышленность развивалась  в  первую очередь  как  кркупная  промышленность.  Такое  положение  сложилось  еще  в царской   России.   Для   советской   экономики   также   была   свойственна непропорционально выокая доля крупных предприятий  при  явно  заниженной  по сравннению  с  развитыми  рыночными  экономиками  доле  мелких   и   средних предприятий(с числом занятых свыше 500 чел.) в СССР  достигал  почти 16  %  и был  в  пять  с  лишнем  раз  выше,  чем  в  ФРГ.  Причем  на  этот  процесс концентрации не остановился. К концу советской эпохи (1987г.)  доля  крупных предприятий дошла до 29,5 %, а трудились на них 85,1%  всех  занятых,  т.е. чуть ли не все работники промышленности.

 

         В новой  рыносной экономике России возникло  много мелких предприятий,  что  частично  покрыло  их  дефицит.  Поэтому доля  крупных заводов в   общей численности предприятий резко упала (до 3% в 1999г.).  Но  фактически  весь производственный  потенциал по-прежнему   сосредоточен   на предприятиях- гигантах.  В 1999г.  на  крупных предприятиях  работало  2/3 занятых   в промышленност, ими выпускалось 3/4 всей  продукции.  Иначе говоря,  крупные предприятия – это все что у нас есть. Другой  промышленности  Россия  просто не имеет. И от  эффективности их  использования зависит судьба  экономики страны.

§3. Решение проблемы Олигополии.

         Таким образом,  проблема современной российской  экономики, состоит не столько  в том, чтобы не допустить  ее развития по олигополистическому  сценарию (в силу преобладания  крупных предприятий это вряд  ли осуществимо), сколько в том, чтобы фирмы-олигополисты действовали эффективно и были конкурентоспособными по международным стандартам.  Из трех основных направлений инвестиций наиболее благополучно обстоят дела с первым — созданием мощного производственного потенциала. Российские предприятия в среднем оснащены много лучше компаний развивающихся стран, имеют более эффективные технологии и высокую производственную культуру. Лучшие же наши заводы не уступают фирмам развитых государств, а порой и превосходят их.                                                                              Значительные проблемы, впрочем, есть и с производственным потенциалом — он плохо адаптирован к запросам потребителя. Советские предприятия никогда не могли упpавлять стpатегическими инвестициями. В отличие от пpоизводственного потенциала компаний, действовавших в pыночной экономике, кpупномасштабное пpоизводство советских гигантов не было pезультатом их собственной инвестиционной деятельности. Госудаpство само стpоило заводы и лишь потом пеpедавало их в упpавление администpации создаваемых пpедпpиятий. Все кpупные пpиpащения мощностей в дальнейшем также осуществлялись центpализованно.Такая своеобpазная pоль пользователя, но не создателя основных пpоизводственных мощностей вела к тому, что советские кpупные пpедпpиятия не могли сами упpавлять стpатегическим объемом своего пpоизводства — находить сфеpы массового спpоса и гибко удовлетвоpять его, оpганизуя выпуск дешевой, добpокачественной, массовой пpодукции. Нужны ли новые кpупные пpоизводственные мощности, всегда pешалось за пpеделами пpедпpиятия. В отличие от своего западного аналога, советский гигант не мог обеспечить свой pост и пpоцветание за счет стpемительного наpащивания выпуска пpиглянувшегося массовому потpебителю товаpа. Хpонические дефициты самых pазных пpодуктов были пpямым следствием такого положения.                                       .                                                                                                                                                          К сожалению, в условиях жесткого экономического кризисабольшинство предприятий и в рыночную эпоху не имеют возможности осуществить необходимые инвестиции для перехода на выпуск пользующейся высоким спросом продукции. Их производственный потенциал в основном остается прежним, с той печальной оговоркой, что по сравнению с советскими временами он дополнительно постарел.                                                                     Перепрофилирование производства:                                    :                                                                             И все же один путь совершенствования производственного потенциала активно используется российскими предприятиями даже в нынешних тяжелых условиях. Простаивающие мощности, запас квалифицированной рабочей силы, уменьшение остроты старой проблемы нехваток сырья и полуфабрикатов — все это создает объективные предпосылки для перепрофилирования производственных мощностей. Это инвестиции, не требующие (точнее, почти не требующие) затрат. Для успеха на этом пути нужны не столько финансовые ресурсы, сколько верный выбор точки приложения усилий — их концентрация на продукте, который действительно нужен рынку.                        Свою знаменитую «ГАЗель» — по-существу, единственную крупную удачу отечественного автомобилестроения за годы реформ— ГАЗ смог поставить на конвейер потому, что этот конвейер уже существовал, только был рассчитан на выпуск тяжелых грузовиков, которые сейчас мало кому нужны. Для сравнения: начало выпуска новой модели («десятки») АвтоВАЗом, осуществленное не методом перепрофилирования, а с помощью классических инвестиций обошлось заводу более чем в 1 млрд. долл. и поставило этого флагмана отрасли на грань банкротства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Оценивая  значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

 

         Положительная  оценка олигополистических структур  связывается, прежде всего, с  достижениями научно-технического  прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

 

         Негативная  оценка олигополий определяется  следующими моментами. Это прежде  всего то, что олигополия очень  близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

 

         Несмотря  на значительные финансовые ресурсы,  сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации.

 

Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным  условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.

 

         Многие  западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура  наилучшим образом приспособлена  для проведения длительных, дорогостоящих,  фундаментальных исследований и  разработок и внедрения полученных  результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.

 

         К тому  же участники олигополии обладают  значительным объемом прибыли,  которая является результатом  существования барьеров для вхождения  в отрасль и их способности  избегать ценовой конкуренции.

 

         Подобные  утверждения подкреплены многочисленными эмпирическими данными. Лидирующие американские, японские, европейские фирмы, оперирующие в высококонцентрированных отраслях экономики, являются лидерами технического прогресса. Среди них такие, как “Кодак”, “Ай Би Эм”, “Дюпон”, “Ксерокс”, “Сони” и другие.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Микроэкономика. Теория  и российская практика/Под ред.  А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.–  М.: ИТД «Кио Рус», 2003.– 544 с.

 

2.     Мэнкью Н.Г. Принципы  экономики. – СПб.: ПитерКом, 1999.–  784 с.

 

3.     Авдокушин Е.Ф. «Международные  экономические отношения», - Москва, «Юристь», 2006.

 

4.     Иохин В.Я. Экономическая  теория. Учебник.–М.: Юристъ, 2002. – 861 с.

 

5.     Экономика. Учебник/Под  ред. А.С. Булатова.–М.: Издательство  БЕК, 1997. – 816 с

 

6.     Нуреев Р.М. Курс микроэкономики М: Норма 2003г – 82с.

 

7.     Курс экономической  теории: Учебник/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и  др.; Под редакцией М.И. Плотницкого.  – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2005 г.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.

Какие виды рынков бывают

Рынки совершенной конкуренции. На таком рынке имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Многие другие рынки достаточно конкурентны, чтобы рассматривать  их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеет несколько десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно. Такая же картина наблюдается на многих рынках минерального и природного сырья - таких, как уголь, железо, олово или пиломатериалы. Ряд рынков с небольшим числом поставщиков рассматривается все-таки как конкурентные в целях анализа. Например, авиационные перевозки в США обслуживаются несколькими десятками компаний, но большая часть авиационных перевозок приходится лишь на неМногие другие рынки достаточно конкурентны, чтобы рассматривать их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеет несколько десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно. Такая же картина наблюдается на многих рынках минерального и природного сырья - таких, как уголь, железо, олово или пиломатериалы. Ряд рынков с небольшим числом поставщиков рассматривается все-таки как конкурентные в целях анализа. Например, авиационные перевозки в США обслуживаются несколькими десятками компаний, но большая часть авиационных перевозок приходится лишь на нескольких из них. Тем не менее конкуренция между ними (но не всегда) достаточно жесткая, а поэтому в некоторых случаях (но не во всех) рынок рассматривается как конкурентный.

Кроме рынков совершенной конкуренции  существуют рынки несовершенной  конкуренции , о них, а именно о  несовершенной конкуренции, далее  и пойдет речь. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии, а также на рынке дифференцированных продуктов. Эти понятия мы и попробуем раскрыть в главной части нашего реферата (кроме рынка дифференцированных продуктов из-за недостатка бумаги и информации).

 

 

 

МОНОПОЛИЯ

Определение моно

Когда на рынке имеется только один продавец, то этот продавец обладает монополией. На таком рынке продавец может  влиять на цену, контролируя наличие  товара. Следовательно, кривая спроса для продукта монополиста действительно является рыночной кривой спроса. На решения монополии воздействуют спрос на ее продукт, эластичность этого спроса по цене и предельные издержки производства товара. Удивительно отличается реакция максимизирующей прибыль монополии на налоги, субсидии, введение верхних пределов для цен от реакции на это конкурентной фирмы и отрасли.

Совершенная конкуренция характеризуется  неспособностью отдельных продавцов  влиять на цену товара, который продает  каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Монополия, с другой стороны, характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной единственной фирмы. Цель этой главы заключается в том, чтобы понять, каким вероятным образом воздействуют на равновесную рыночную цену влияние монополии на предложение и отсутствие конкурирующих продавцов на рынке. Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль. Как только определены монопольные цена и выпуск, то их можно сравнить с величинами конкурентных равновесной цены и выпускаемого на рынок количества товара, анализируя последствия поглощения полностью конкурентной отрасли монополией, максимизирующей прибыль.

 

 

 

ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ И

МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

 

Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких  заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного (если и есть) продуктов, у которых нет  заменителей. Местная электрическая  компания может быть единственным продавцом электроэнергии в районе, однако, электричество во множестве своих применений имеет заменители. Когда цена электроэнергии увеличивается, его количество, на которое предъявляется спрос для использования в отопительных целях, снижается. Печи, работающие на натуральном газе и нефти, являются хорошими заменителями электрического обогрева. Таким же образом почтовая служба США только на первый взгляд является единственным поставщиком услуг по доставке писем. Ее услуги могут быть заменены службой экспресс-доставок, телекоммуникациями, включая электронную передачу письменных сообщений.

Информация о работе Бизнес-планирование