Финансовый контроль в бюджетном планировании и прогнозировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 03:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Раскрыть понятие, сущность и организацию финансового контроля в процессе бюджетного планирования и прогнозирования.
Объект исследования: организация контроля в процессе бюджетного планирования и прогнозирования.
Соответственно цели, задачами будут являться:
раскрыть понятие финансового контроля, его содержание, виды и значение;
описать субъект, объект, предмет и процесс контроля в бюджетном планировании и прогнозировании;
раскрыть возможные перспективы государственного финансового контроля в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие, содержание и значение финансового контроля, его классификация……………………………………………………..............4
Организация государственного финансового контроля в процессе бюджетного планирования и прогнозирования в РФ…………………..11
Перспективы развития государственного финансового контроля в РФ…………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..............
Список использованных источников….. ………………………..………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 78.00 Кб (Скачать)

     Демографическое прогнозирование позволяет определять направления использования средств, то есть выявлять приоритеты в финансировании отраслей местного хозяйства.

     1) Функциональная зависимость объема  территориальных бюджетов от  роста численности населения  описывается уравнениями: 

     у = a0 + а1 x ; у = aх3                                             (1) 

     где у — объем территориальных бюджетов;

           х — численность населения административно-территориальной единицы.

     В первом случае использована линейная модель, во втором — параболическая. Коэффициенты корреляции этих уравнений показали большую тесноту в изучаемых связях. И это вполне понятно, так как размеры расходов территориальных бюджетов зависят в первую очередь от численности населения, для которого эти расходы предназначены.

     С помощью этих экономико-математических моделей можно рассчитывать не только размеры общих расходов территориальных  бюджетов, но и расходов на народное хозяйство, социально-культурные мероприятия.

     2) Можно также спрогнозировать  величину расходов на просвещение  и здравоохранение. Для этих  целей используется многофакторная линейная модель: 

     у = ах1 + ах2                                                       (2) 

     где у — расходы на социально-культурные мероприятия;

           x1 — расходы на просвещение;

           х2 — расходы на здравоохранение.

     Подобная  модель может быть применена при  расчете прогнозных показателей  расходов на содержание общеобразовательных школ, больниц и прочих государственных и муниципальных учреждений.

     В перспективе экономико-математический метод в сочетании с долгосрочными  государственными минимальными социальными  стандартами и нормами может  найти широкое применение в бюджетном  прогнозировании, обеспечив ему  более объективную, научно разработанную  основу [http://www.bestreferat.ru/referat-117496.html].

     Далее, рассмотрим непосредственно бюджетный процесс,  и какое место в нем занимает финансовый контроль.

     Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной  власти, местного самоуправления и  участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный  процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

  1. финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);
  2. органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);
  3. органы государственного (муниципального) контроля.

     Каждый  орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

     Участники бюджетного процесса:

  1. органы законодательной (представительной) власти;
  2. органы исполнительной власти;
  3. органы денежно-кредитного регулирования;
  4. органы государственного и муниципального финансового контроля;
  5. органы государственных внебюджетных фондов;
  6. главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  7. иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

     Бюджетный процесс состоит из следующих стадий:

  1. составление проекта бюджета;
  2. рассмотрение проекта бюджета;
  3. утверждение бюджета;
  4. исполнение бюджета;
  5. рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

     Финансовый  контроль имеет место быть на всех стадиях бюджетного процесса. Но в  рамках написания данной курсовой работы наибольший интерес для нас представляют стадии составления, рассмотрения и  утверждения бюджета.

     Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о  начале работы над составлением проекта  федерального бюджета принимается  Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению  проекта федерального бюджета.

     В определенные сроки составляются: прогноз  социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ; рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

     Рассмотрение  проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных  расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных  ассигнований [http://antistil.fromru.com/reply/9.htm].

     В таблице 1 представлены органы, осуществляющие финансовый контроль в России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. 
 
 

     Таблица 1

     Участники бюджетного процесса, осуществляющие финансовый контроль в РФ

Категории участников бюджетного процесса Участники бюджетного процесса на уровне РФ Участники бюджетного процесса на уровне субъектов РФ Участники бюджетного процесса на уровне муниципальных образований (МО)
законодательные (представительные) органы власти Федеральное Собрание: Государственная Дума и Совет  Федерации законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ представительный  орган власти МО
исполнительные (исполнительно-распорядительные) органы, в т.ч.: Правительство РФ орган исполнительной власти (ОИВ) субъекта РФ исполнительно-распорядительный орган МО (местная администрация)
финансовые  органы Министерство  финансов РФ финансовый  ОИВ субъекта РФ финансовый  орган местной администрации
органы  кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Федеральное казначейство Федеральное казначейство или  исполнительный орган  государственной сласти (ОГВ) субъекта РФ
органы  финансового контроля созданные органами законодательной власти (ОЗВ) Счетная палата РФ орган государственного финансового контроля, созданный ОЗВ субъекта РФ орган муниципального финансового контроля, созданный  представительным ОМСУ
созданные ОИВ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора орган государственного финансового контроля в структуре  ОИВ субъекта РФ орган муниципального финансового контроля (должностное  лицо) местной администрации
главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) ГРБС средств ФБ ГРБС средств бюджетов субъекта РФ ГРБС  средств местных бюджетов
главные администраторы доходов бюджета (ГАДБ) ГАДБ федерального бюджета ГАДБ бюджетов субъекта РФ ГАДБ бюджетов МО
главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (ГАИФДБ) ГАИФДБ федерального бюджета ГАИФДБ бюджетов субъектов РФ ГАИФДБ бюджетов МО
 

     Нами  будут рассмотрены те участники  бюджетного процесса, которые осуществляют предварительный финансовый контроль, то есть контроль на стадии составления планов и прогнозов, предшествующей стадии составления проекта бюджета.

     Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения финансовых операций и имеет  большое значение для предупреждения нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и  прогнозов в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных  планов всех уровней, смет внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и других макроэкономических показателей развития экономики страны.

     В предварительном финансовом контроле в процессе бюджетного планирования и прогнозирования, так или иначе, участвуют почти все субъекты бюджетного процесса, однако наибольшую контрольную функцию в этой области  выполняет Федеральное казначейство РФ в его ведении находится:

     1. организация и осуществление: прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета, других централизованных финансовых ресурсов и направлений их использования;

     2. учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах казначейства;

     3. сбор, обработка и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств.

     Федеральное казначейство РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений; кассовое планирование средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений их использования [http://exsolver.narod.ru/Books/Goveth/StMunFin/c39.html].

     Серьезным пробелом в бюджетном законодательстве и организации бюджетного процесса является отсутствие специального органа, отвечающего за контроль в процессе бюджетного планирования и прогнозирования. Между тем, деятельность и существование  такого органа были бы оправданы, так  как предварительный контроль помогает избежать ошибок в дальнейшей работе, то есть на стадии принятия и исполнения бюджетов, а соответственно это позволяет  экономить время и денежные средства.

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
 
 

     При рассмотрении вопросов перспективного развития государственного финансового  контроля особое внимание необходимо уделить бюджетированию, ориентированному на результат, так как в разрезе  рассмотрения этого вопроса четко  прослеживается взаимосвязь с усилением  значения бюджетного планирования и  прогнозирования и государственного бюджетного контроля.

     Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), в публичных финансах Российской Федерации — методологический подход к планированию и исполнению государственного и местных бюджетов, реализуемый с середины 2000-х годов в рамках бюджетной реформы, при котором используются методы распределения бюджетных ресурсов в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учётом меняющихся приоритетов государственной политики. Кроме того, в подходе предполагается контроль результативности расходования бюджетных средств путём оценки достижения количественных и качественных показателей исполнения. Однако следует различать понятия «БОР» и «программно-целевой подход» — они не совпадают по содержанию.

     Бюджетная реформа, ориентированная на внедрение  БОР в системе органов исполнительной власти в Российской Федерации, осуществляется с 2004 года. Координатором реформы  является Министерство финансов Российской Федерации (Департамент бюджетной политики, Департамент межбюджетных отношений). В широком смысле переход к принципам БОР включает:

    1. Переход в федеральных органах исполнительной власти к управлению по результатам и среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат (СБОР);
    2. Проведение реформы межбюджетных отношений;
    3. Проведение оптимизации сети бюджетных организаций;
    4. Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.

     Внедрение управления по результатам в федеральных  органах исполнительной власти осуществлялось в 2004—2006 годах в форме эксперимента.

Информация о работе Финансовый контроль в бюджетном планировании и прогнозировании