Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть бюджетное планирование и прогнозирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение бюджетной системе и бюджетному управлению, определить информационную базу бюджетного менеджмента, сущность бюджетного планирования и прогнозирования, методы планирования и пронозирования, необходимость, этупы разработки и формирование перспективного финансового плана, а также полномочия субъектов РФ в этом процессе.

Содержание

Введение 3
Глава 1 5
1.1 Бюджетная система РФ 5
1.2 Сущность бюджетного управления, цели, задачи и функциональные элементы управления 5
1.3 Информационная база бюджетного менеджмента 8
Глава 2 13
2.1 Сущность, система, основные модели и элементы бюджетного планирования 13
2.2 Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования 17
2.3 Методы прогнозирования и планирования 24
Глава 3 32
3.1 Необходимость перспективного финансового планирования 32
3.2 Этапы разработки перспективного финансового плана 34
3.3 Формирование среднесрочного финансового плана 39
3.4 Полномочия субъектов РФ (муниципальных образований) по регламентации процесса среднесрочного и годового финансового планирования 39
Заключение 43
Список использованной литературы: 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 120.69 Кб (Скачать)
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     на  тему: «Бюджетное планирование и прогнозирование» 
 
 
 

     Новосибирск 2011

 

      Оглавление

     Введение 3

     Глава 1 5

     1.1 Бюджетная система РФ 5

     1.2 Сущность бюджетного управления, цели, задачи и функциональные элементы управления 5

     1.3 Информационная база бюджетного менеджмента 8

     Глава 2 13

     2.1 Сущность, система, основные модели и элементы бюджетного планирования 13

     2.2 Сущность, содержание и виды бюджетного прогнозирования 17

     2.3 Методы прогнозирования и планирования 24

     Глава 3 32

     3.1 Необходимость перспективного финансового планирования 32

     3.2 Этапы разработки перспективного финансового плана 34

     3.3 Формирование среднесрочного финансового плана 39

     3.4 Полномочия субъектов РФ (муниципальных образований) по регламентации процесса среднесрочного и годового финансового планирования 39

     Заключение 43

     Список использованной литературы: 45

 

      Введение

     Бюджетное планирование - важнейшая составная  часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

     Его экономическая сущность заключается  в централизованном распределении  и перераспределении стоимости  общественного продукта и национального  дохода между звеньями финансовой системы  на основе государственной социально-экономической  программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

     Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными  законом органами государственной  власти и включает в себя бюджетный  процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также  вопросы теории и методологии  составления бюджетов государства.

     В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового  регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод  и др.

     Переход от административно-командного управления к рыночным методам хозяйствования обусловил необходимость коренного  реформирования всей финансовой системы  России и ее основного звена –  бюджетной системы.

     Бюджетный процесс в России регулируют многочисленные нормативные акты, многие положения  которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов  в экономике России.

     Данное  обстоятельство безусловно затрудняет процесс формирования и исполнения бюджетов различных уровней.

     Бюджетная система Российской Федерации является составной частью финансовой системы  государства и представляет собой  основанную на законодательстве совокупность взаимосвязанных бюджетов различных  уровней.

     Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  являются не только инструментами в  реализации функций государства, но и инструментами в регулировании  экономики.

     Рассмотрение  вопросов, связанных с бюджетной  системой и бюджетным устройством  невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства. Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.

     Стабильность  и достаточность формирования финансовых ресурсов, необходимых для реализации полномочий органов государственной  власти, безусловно, относится к  числу наиболее актуальных проблем  в области среднесрочного и текущего прогнозирования, требующих серьезного осмысления и практического решения. В связи с этим является актуальных рассмотрение бюджетного процесса и  его реформирования в части бюджетного планирования и прогнозирования.

     Целью курсовой работы является рассмотреть бюджетное планирование и прогнозирование.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать определение бюджетной системе и бюджетному управлению, определить информационную базу бюджетного менеджмента, сущность бюджетного планирования и прогнозирования, методы планирования и пронозирования, необходимость, этупы разработки и формирование перспективного финансового плана, а также полномочия субъектов РФ в этом процессе.

 

      Глава 1

     1.1 Бюджетная система  РФ

     Бюджет  РФ является важнейшим звеном финансовой системы страны, он составляет основу финансовых средств государства.

     Государственный бюджет — это единственный источник денежных средств, находящихся в  полном и непосредственном распоряжении органов государственной или  муниципальной власти.

     В Бюджетном кодексе РФ под бюджетом понимается форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления

     Бюджетная система РФ включает:

     • федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов РФ

     • бюджеты субъектов РФ (областной  или региональный бюджет) и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

     • местные бюджеты, в том числе:

     ▪ бюджеты муниципальных районов  и бюджеты городских округов

     ▪ бюджеты городских и сельских поселений

     БК  РФ дает понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, поскольку как  раз данные консолидированного бюджета используются при планировании, расчетах и анализе на всех стадиях бюджетного процесса.

     Консолидированный бюджет Нижегородской области –  областной бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав Нижегородской области (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами).

     Консолидированный бюджет Нижегородской области включает в себя:

     • областной (региональный) бюджет

     • местные бюджеты (всего 52), которые  подразделяются на:

     ▪ бюджеты муниципальных районов (количество - 48) и городских округов (г. Арзамас, г. Дзержинск, г.Н.Новгород, г. Саров)

     ▪ бюджеты городских и сельских поселений (количество - 610)

     1.2 Сущность бюджетного  управления, цели, задачи  и функциональные  элементы управления

     В рыночной экономике существенно  возрастает роль и значение управленческих решений в области государственных  финансов на всех уровнях государственной  власти.

     Каждая  система управления, в том числе  и управление бюджетом, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта  и субъекта управления. На качества управления одинаково отражается знания как объекта, т.е. управляемой системы, так и субъекта, или управляющей  системы.

     Бюджет  как объект управления является очень  сложным и разноплановым явлением, которое требует глубокого и  всестороннего изучения.

     Он  имеет различные проявления, а  именно:

     • по экономической сущности бюджет представляет собой экономическую категорию, что отражает определенные отношения  в обществе;

     • по форме проявления - это основной финансовый план, который утверждается в законодательной форме, а поэтому  является правовой категорией;

     • по материальному содержанию - это  централизованный фонд денежных средств  государства, что обеспечивает ей базу для выполнения установленных функций.

     Все эти проявления бюджета взаимосвязаны. Невозможно хорошо разбираться в  бюджете, зная, даже в совершенстве, лишь одну его сторону, - необходимо иметь комплексное представление.

     Структура бюджета рассматривается по двум направлениям.

     Во-первых, согласно с вертикальной иерархии органов  государственной власти и управления. На каждом из уровней составляется, утверждается и выполняется отдельный  бюджет. Такое построение бюджета  характеризуется понятиями «бюджетный строй» и «бюджетная система».

     Во-вторых, структура бюджета характеризуется  составом и соотношением его доходов  и расходов.

     Поскольку бюджет как экономическая категория  касается всех юридических и физических лиц, то структура доходов и расходов бюджета является не просто их арифметическим соотношением, а характеристикой  сбалансированности и уравновешенности интересов в обществе. Именно с  этих позиций необходимо детальное  изучение структуры бюджета.

     Формирование  и распределение средств бюджетов на всех уровнях бюджетной системы  — объемный и многоэтапный процесс, охватывающий социальную, экономическую, финансовую и другие сферы деятельности государства. В ходе формирования и  распределения бюджетов анализируется  и обобщается обширный материал, включающий спектр данных о финансовых ресурсах, о перспективах социально-экономического развития, об источниках доходов, направлениях расходов и др., и все это взаимоувязывается и корректируется в свете концепции бюджетной политики федерального и регионального уровней. Естественно, этот многогранный процесс требует координирующего и целенаправленного управления. Понятие «управление» или менеджмент определяется как целенаправленное воздействие управляющего субъекта на управляемый объект для его оптимального функционирования и развития.

     Система управления бюджетом представляет собой  комплекс действий, необходимый для  обеспечения согласованной совместной деятельности людей, а также совокупность осуществляющих управление звеньев  и связей между ними. Управленческая деятельность разделяется между  должностными лицами или специализированными  подразделениями организаций.

     Следует отметить, если финансовый менеджмент понимается как управление финансовыми  потоками, то бюджетный менеджмент в целом и на отдельных территориях (автономных территориальных образованиях – АТО) можно охарактеризовать как  управление доходами и расходами  бюджета территории, т. е. управление бюджетными ресурсами в процессе их формирования, распределения и  перераспределения, а также использования.

     Наука об управлении выделяет такие основные функции менеджмента:

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование