Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 03:47, курсовая работа
Цель работы: Раскрыть понятие, сущность и организацию финансового контроля в процессе бюджетного планирования и прогнозирования.
Объект исследования: организация контроля в процессе бюджетного планирования и прогнозирования.
Соответственно цели, задачами будут являться:
раскрыть понятие финансового контроля, его содержание, виды и значение;
описать субъект, объект, предмет и процесс контроля в бюджетном планировании и прогнозировании;
раскрыть возможные перспективы государственного финансового контроля в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие, содержание и значение финансового контроля, его классификация……………………………………………………..............4
Организация государственного финансового контроля в процессе бюджетного планирования и прогнозирования в РФ…………………..11
Перспективы развития государственного финансового контроля в РФ…………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..............
Список использованных источников….. ………………………..………………
Также до настоящего времени в бюджетном законодательстве отсутствуют четкое определение понятия «эффективность использования бюджетных средств», а также критерии его определения. До законодательного закрепления указанного понятия, а также критериев его определения оно так и будет оставаться размытым и применяться исключительно исходя из субъективного мнения.
Мониторинг бюджетной реформы
Одно из направлений бюджетной реформы — это реализация принципов бюджетирования, ориентированного на результат, через введение новой организационно-правовой формы юридических лиц в виде автономных учреждений и внедрение на их основе новых принципов выполнения государственных и муниципальных функций. Росфиннадзор постоянно осуществляет мониторинг и изучение новых нормативно-правовых актов в связи с вступлением в действие Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3. В целях осуществления контрольных мероприятий программы проверок будут разработаны с учетом новых требований нормативных документов, порядка использования бюджетных средств, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, и в зависимости от правового статуса бюджетных учреждений.
Например, в ходе проверок автономных учреждений будут изучаться следующие вопросы:
Однако полагаем, что в связи с формированием принципиально новых бюджетных правоотношений, связанных с созданием автономных учреждений и осуществляемых на их основе государственных и муниципальных заданий, должны быть разработаны и внедрены новые принципы и механизмы контроля, основанные на оценке выполнения государственных и муниципальных заданий, что в свою очередь является формой контроля эффективности расходования бюджетных средств. В связи с тем что ответственность смещается с целевого использования бюджетных средств на достижение запланированных результатов деятельности, необходимо, чтобы в бюджетной системе были разработаны и введены в действие критерии определения результативности, целесообразности произведенных расходов, в том числе за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности. Кроме того, для достижения результативности расходования бюджетных средств необходимо повысить меру ответственности и законодательно определить эту меру при неэффективном и неправомерном (незаконном) расходовании средств. На сегодняшний день, к сожалению, никаких мер воздействий на нарушителей бюджетного законодательства при выявлении фактов неправомерного и неэффективного расходования бюджетных средств не существует.
Итак,
для того чтобы государственный
финансовый контроль в России был действительно
эффективным, необходимо проделать много
важных и существенных преобразований,
предполагающих реализацию совокупных
мер правового, организационного и методологического
характера. И все это требует безотлагательного
и срочного решения [http://bujet.ru/article/
Аудит эффективности представляет собой тип финансового контроля экономических и социальных результатов. Результаты определяются путем проведения проверок исполнения бюджета на объектах контрольного мероприятия целью аудита эффективности является определение экономичности (экономия средств исходя из достигнутых результатов (ст.34 бюд кодекс))продуктивности (соотношение затрат и результатов т.е сколько было затрачено на единицу результата) и результативности (конечный соц-экономический эффект).
Аудит эффективности
берет свое начало с 1977г., когда на
Конгрессе Международной
Согласно Лимской декларации руководящих принципов аудита (The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precepts), аудит представляет собой «неотъемлемую часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов».
Приоритетное развитие аудита эффективности в системе государственного контроля является сегодня стратегической задачей контрольных органов России по следующим причинам:
К числу факторов, способствующих возникновению и быстрому развитию аудита эффективности, следует отнести прежде всего повышение экономического потенциала общества, при котором закономерно возрастает роль высших органов финансового контроля и результативности их деятельности. Кроме того, в развитых странах сформировались и реализуются общепринятые нормы подготовки проекта бюджета, его исполнения, а также международные стандарты финансовой отчетности и аудита. Результатом этого является возрастание степени прозрачности и публичности бюджетного процесса, что предупреждает злоупотребления и нарушения при расходовании бюджетных средств. При этом в зарубежных странах законодательно разграничены функции внешнего контроля, осуществляемого независимыми и подотчетными лишь парламентам своих стран высшими органами финансового контроля, и внутреннего контроля, действующего в рамках исполнительной власти через систему казначейства и различных органов контроля министерств и ведомств. В рамках реформирования бюджетной системы России аудит эффективности вводится как новая форма государственного финансового контроля, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти, а также других распорядителей и получателей государственных средств в целях определения эффективности их использования. Анализ основных характеристик проведения финансового аудита и аудита эффективности позволяет выявить преимущества последнего:
Государственный финансовый контроль | Финансовый аудит | Аудит эффективности |
Система контроля | Доминирует внешний контроль за деятельностью министерств | Доминирует внутренний контроль за деятельностью министерств |
Цель контроля | Целевое (по видам расходов) использование бюджетных средств | Достижение запланированных результатов, правильность их измерения |
Главные объекты внешнего контроля | Статьи расходов | Социально-экономический эффект и общий объем расходов, качество системы внутреннего контроля |
Исполнение бюджета | Фактические расходы относительно утвержденных | Акцент на достижение
социально-экономических |
Согласно стандартам аудита, принятым International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI), аудит эффективности включает в себя:
Стандарты Лимской
декларации руководящих принципов
контроля INTOSAI рекомендуют аудит
эффективности использовать параллельно
с традиционным контролем целевого
использования государственных
средств, оценивая конечные результаты
осуществляемых государством расходов.
Аудит эффективности призван
улучшить качественные характеристики
процесса функционирования государственного
и муниципального секторов экономики
и, как форма финансового
Основной целью аудита эффективности можно считать качественное улучшение самого процесса управления государственными ресурсами за счет предоставления полной, достоверной и объективной информации об эффективности функционирования организаций, вовлеченных в бюджетный процесс.
К достоинствам аудита эффективности относят:
Важно не только
формулировать ожидаемые
Результаты аудита
эффективности можно
В таблице отражена динамика проведения эксперимента по внедрению ЕГЭ в России:
При этом проведение любого эксперимента предусматривает отработку его содержания в опытном порядке с целью проверки выдвигаемых гипотез и лишь после проведения детального анализа результатов эксперимента может рассматриваться вопрос о его распространении.
Одним из основных
мероприятий ФПРО являлось изучение
возможности и проведение в порядке
эксперимента внедрения государственного
(социального) образовательного кредита
в систему образования. Но в ходе
аудита эффективности было установлено,
что в нарушение Федерального
закона, утвердившего ФПРО, в сфере
образования проводится совершенно
другое мероприятие. Это эксперимент
по переходу на финансирование высшего
профессионального образования
с использованием ГИФО на базе результатов,
полученных в ходе эксперимента по
внедрению ЕГЭ. ГИФО – это свидетельство
о результатах сданного гражданином
единого государственного экзамена
с соответствующей записью, удостоверяющей
категорию финансового
Информация о работе Финансовый контроль в бюджетном планировании и прогнозировании