Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Финансовый контроль – составная часть или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Работа содержит 1 файл

Финансы контр.docx

— 37.07 Кб (Скачать)

 

 

Финансы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Финансовый контроль –  составная часть или специальная  отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их помощью  контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами  порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов  и граждан.

Назначение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.

Финансовый контроль –  это контроль за законностью действий в области образования и использования  денежных средств государства и  субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением  бюджета; бюджетов субъектов; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных  резервов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге  он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных  и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и  методы финансового контроля позволяют  обеспечить интересы и права как  государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение  и исполнение бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также  контроль за финансовой деятельностью  государственных предприятий и  учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной  сферы экономики затрагивает  лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения  учета и отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

Формы и методы финансового  контроля.

Формы и методы проведения финансового контроля многообразны.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

  • регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний).
  • время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  • субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
  • объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль за денежной массой.

Различают следующие методы проведения контроля:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ финансового контроля;

- наблюдение (мониторинг); ревизии.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью юридических  и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится  к налоговым проверкам, за целевым  использованием бюджетных средств, обязательному аудиторскому подтверждению  данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций, осуществляемым независимыми аудиторами.

Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических  показателей исследуемого экономического субъекта для определения его  финансового состояния и возможных  перспектив развития.

Контролирующие органы осуществляют надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности. Он предполагает соблюдение ими установленных  правил и нормативов.

Анализ финансового состояния  как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение финансово-бухгалтерской отчетности (периодической или годовой) для  общей оценки результатов финансовой деятельности, обеспеченности собственным  капиталом и эффективности его  использования.

Наблюдение (мониторинг) –  постоянный контроль со стороны кредитора  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием клиента.

Неэффективное использование  полученной ссуды и снижение ликвидности  могут привести к ужесточению  условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды. Ревизия  – наиболее глубокий и всесторонний метод финансового контроля. Ее суть заключается в полном обследовании финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью  проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные  и тематические, плановые и внеплановые.

Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так  и различными государственными и  негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация финансового  контроля.

Классификация финансового  контроля основана на различиях в  субъектах, времени проведения контрольных  действий, приемах (способах) проведения контроля. Исходя из этих признаков  финансовый контроль подразделяется по трем направлениям: видам, формам, методам его осуществления.

В зависимости от субъектов (органов или организаций, осуществляющих контроль) выделяются следующие виды финансового контроля Общегосударственный  контроль применяется в отношении  любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности  и формы собственности. Его осуществляют органы государственной власти и  управления.

В общегосударственном контроле выделяется налоговый, бюджетный, валютный, таможенный контроль.

Все представительные органы осуществляют финансовый контроль при  ежегодном рассмотрении проекта  соответствующего бюджета и отчета об исполнении его на сессиях. Важные контрольные функции выполняют  планово-бюджетные и отраслевые постоянные комиссии представительных органов, которые предварительно, до начала сессии, рассматривают проект бюджета и отчет об его исполнении.

Правительство, аппарат местных  администраций не только направляют контрольную деятельность подведомственных им плановых, нормативных и отчетных показателей деятельности проверяемого объекта, документальная и встречная  проверки. Указанные приемы применяются  в зависимости от поставленной цели ревизии.

Для проведения ревизий составляется программа, в которой указываются  объект и цель ревизии, тема и основные вопросы, подлежащие проверке. Результаты ревизии оформляются актом, подписываемым  руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои замечания и возражения руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе актов ревизий  принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к  возмещению причиненного материального  ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной  дисциплины. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Проверки и обследования проводятся контрольными органами по определенным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений или по одному вопросу (теме) путем ознакомления на месте с  отдельными сторонами (участками) финансовой деятельности. Поэтому проверки в  основном бывают тематическими. При  этом некоторые проверки по своему характеру могут носить вид внезапных  инспекций. Целью проверок и обследований является выяснение состояния отдельного участка хозяйственной и финансовой деятельности хозоргана. Камеральная  проверка осуществляется без выхода на место и предшествует документальной проверке хозоргана.

Встречная проверка - метод  определения достоверности финансово-хозяйственных  операций на проверяемом объекте  посредством проверки действительного  отражения этих операций у партнеров  или клиентов проверяемого хозяйствующего субъекта.

Счетная проверка отчетности, то есть контроль достоверности бухгалтерских  счетов и балансов, осуществляется в три этапа. На первом этапе выясняется согласованность показателей различных  форм отчетности; на втором - осуществляется сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета; на третьем этапе определяется обоснованность учетных записей по данным первичных документов. Такая последовательность делает счетные проверки весьма эффективным средством контроля за постановкой бухгалтерского учета и отчетности и способствует выявлению и предупреждению нарушений финансовой дисциплины.

Таможенные органы проводят таможенный контроль в форме проверок документов и сведений как при  таможенном оформлении, так и таможенном досмотре товаров и транспортных средств, их учете; они вправе назначать  либо проводить проверку (в пределах своей компетенции) финансовой и  внешнеэкономической деятельности субъектов, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и  без них (бартерные сделки).

Необходимым условием эффективности  финансового контроля является система  бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность и полноту отражения  движения стоимостных показателей  деятельности подотчетного юридического или физического лица.

В государственном финансовом контроле основное внимание уделяется  своевременности и полноте мобилизации  государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев  государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности. Государственный финансовый контроль охватывает не только процесс формирования и исполнения федерального бюджета, но и местных бюджетов, поскольку  центральной властью осуществляется контроль при выдаче местным бюджетам дотаций (субсидий) и кредитов из федерального бюджета на финансирование их текущих и капитальных затрат; санкционирование выпуска местных займов, гарантированных правительством; реализации правительственных программ.

За сферу государственного финансового контроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере  деятельности монополий и частного предпринимательства самими владельцами  финансового капитала или его  отдельных компонентов. Здесь финансовый контроль осуществляется, пожалуй, самый  бескомпромиссный, ибо от его повседневности и строгости непосредственно  зависит финансовая результативность деятельности самих владельцев капитала.

Кроме государственного финансового  контроля также существует негосударственный  финансовый контроль.

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский  контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль - представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие  формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов  хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью  обязательного аудита является получение  информации о финансовом положении  организации, пользователями которой  являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также  органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом  образования, распределения и использования  государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения  информации о финансовом положении  организации, состоянии ее взаимоотношений  с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному  органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Информация о работе Финансовый контроль