Финансовый контроль — это совокупность
действий и операций по проверке финансовых
и связанных с ними вопросов деятельности
субъектов хозяйствования и управления
с применением специфических форм и методов
его организации.
Понятие финансового
контроля
Финансовый контроль,
будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего
субъекта, является
одной из функций управления. Он представляет собой
систему действий уполномоченных лиц
по проверке соблюдения управляемым субъектом :
- норм финансового
права и решений,
принятых управляющим субъектом,
- интересов
управляющего субъекта.
Фактически, выше
названы две основных цели финансового контроля,
которые можно назвать тактическими. При этом стратегические цели финансового контроля,
как и любого другого, перечислены в статье Контроль.
Несмотря на
множество видов контроля в деятельности
организации, ряд специалистов высказывает
мысль, что финансовый контроль является
контролем более высокого порядка
по отношению к другим видам контроля.
Это объясняется тем, что многие процедуры
финансового контроля невозможно осуществить
только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения
сущности финансируемых операций, а следовательно, без
привлечения других видов контроля.
Приведём примеры :
- Контроль
использования бюджетных
средств, выделенных
на борьбу с эпидемией — требует привлечения
не только финансовых экспертов, но и специалистов
в области эпидемиологии, санитарии, медицинской статистики, поскольку необходимы
ответы на вопросы:
- существовала
ли в действительности эпидемическая
угроза ?
- каковы могли
быть последствия эпидемии ?
- как соотносятся
бюджетные расходы и потенциальный вред ?
- были ли профинансированные
меры наиболее эффективными ?
- существует
ли очевидная связь между профинансированными
мероприятиями и улучшением эпидемической
обстановки?
- Контроль
расходования средств
при строительстве здания требует участия специалистов-строителей,
которые в состоянии определить, например :
- правильно
ли определены объёмы строительных работ ?
- все ли заявленные
работы выполнены фактически ?
- соответствуют
ли использованные материалы проектно-сметной
документации ?
- достигнута
ли эксплуатационная готовность объекта ?
- Контроль ценообразования
на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
работы требует
участия не только учёных в соответствующей
области, но также инженеров, технологов, материаловедов и других технических специалистов.
Задачи финансового
контроля
Задачи финансового
контроля в целом соответствуют
целям, заявленным выше. Таким образом,
их можно разделить на две группы — задачи
по обеспечению законности и задачи по защите интересов
собственника
хозяйствующего субъекта. При этом надо
понимать, что под понятием «финансовый»
здесь подразумевается относящийся не
только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.
Задачи
по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных
актов
различного уровня
- Проверка
соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
- Проверка
пределов полномочий должностных
лиц при принятии
решений; выявление случаев превышения
полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных
целях.
- Проверка
соответствия совершённых хозяйственных
операций требованиям законодательства.
- Контроль
соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
- Проверка
правильности документального оформления хозяйственных
операций.
- Проверка
правильности ведения бухгалтерского
учёта; причём
не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено
локальными нормативными актами.
- Проверка
правильности и своевременности расчётов
с бюджетом и государственными
внебюджетными фондами.
- Проверка
целевого использования целевых средств,
в том числе заёмных и бюджетных.
- Контроль
ценообразования в областях, где оно регулируется
государством.
- Определение
и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения
финансово-экономического законодательства.
Задачи
по обеспечению интересов
собственника
Первый и основной
интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и
другие локальные задачи, например :
- сокращение активов,
- наращивание кредиторской
задолженности,
- увеличение
средней заработной
платы.
Если подобные
цели поставлены в виде локального
нормативного акта, мы возвращаемся к
задачам первой группы. Но в большинстве
случаев, финансовый интерес собственника
(выступающего одновременно субъектом
контроля) принимается по умолчанию в
виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового
контроля достигается путём решения следующих
задач:
- Контроль
сохранности имущества (в том числе, финансовых
ресурсов),
выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер
по обеспечению сохранности.
- Оценка эффективности
использования материальных ресурсов
(например, полноты загрузки оборудования, использования земельных
участков, оптимальности оборачиваемости
материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
- Оценка использования трудового потенциала организации,
анализ кадровой политики.
- Оценка наличия
и степени разработанности бюджетов, собственного контроля
за их исполнением, анализ отклонений
и принятых мер.
- Анализ принятой
процедуры принятия управленческих
решений и проверка
её соблюдения на практике.
- Оценка ценовой
политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
- Анализ эффективности
привлечения заёмных средств.
- Анализ мер
по оптимизации налогового бремени.
Предмет финансового
контроля
Предметом финансового контроля
являются хозяйственные
операции, то
есть любые действия, приводящие к изменению
стоимости имущества любого вида или обязательств
любого вида.
Классификация финансового
контроля
По
субъекту контроля
- Государственный
контроль
- Парламентский контроль — Счётная палата
Российской Федерации
и аналогичные органы субъектов
федерации.
- Бюджетный контроль — Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное
казначейство —
контроль целевого использования бюджетных
средств.
- Налоговый и таможенный
контроль — Федеральная
налоговая служба, Федеральная
таможенная служба, Государственные
внебюджетные фонды —
контроль формирования государственных
доходов.
- Валютный
контроль — Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора — контроль соответствия
законодательству операций с иностранной валютой.
- Денежно-кредитный
контроль :
- Центральный
банк Российской Федерации —
надзор за деятельностью кредитных организаций
и банковских групп.
- Коммерческие банки — контроль порядка
осуществления хозяйствующими субъектами
кассовых операций.
- Страховой
контроль — Федеральная
служба страхового надзора.
- Правоохранительный
контроль — Прокуратура
Российской Федерации,
органы МВД
России, Федеральная
служба по финансовому мониторингу.
- Общее нормативно-правовое
регулирование государственного финансового
контроля осуществляет Министерство
финансов Российской Федерации в лице Департамента
регулирования государственного финансового
контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского
учёта и аудита.
- Вышестоящий
контроль
- Ведомственный
контроль — контроль государственных
организаций со стороны вышестоящих органов.
Для осуществления ведомственного контроля
в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной
власти предусмотрены
контрольно-ревизионные органы и службы
этих министерств. Основным объектом контроля
является финансовая и хозяйственная
деятельность подведомственных учреждений.
- Корпоративный
контроль — финансовый контроль в рамках
крупных организаций, имеющих большое
количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети
магазинов).
- Внутрихозяйственный
контроль
- Контроль
со стороны ревизионных
комиссий акционерных
обществ, товариществ над их исполнительными
органами.
- Внутренний
контроль —
финансовый контроль, осуществляемый
специально созданной службой хозяйствующего
субъекта, подчиняющейся непосредственно
руководителю.
- Независимый
(коммерческий) контроль — аудит
- Инициативный
аудит — назначаемый по решению собственников
или руководства хозяйствующего субъекта.
- Обязательный
аудит — обязательная
ежегодная проверка бухгалтерской
отчетности
ряда организаций, перечень которых установлен
законодательно.
- Общественный
контроль — реализуется на основе общественных
институтов и законов, обязывающих органы
исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным
лицам (юридическим и физическим). В организации общественного
контроля важную роль играют средства массовой
информации,
выражающие интересы различных общественных
организаций, политических
партий и других
структур.
По
времени проведения
- Предварительный
контроль — проводится до принятия управленческих
решений и совершения хозяйственных операций,
носит профилактический, упреждающий
характер. Он предусматривает оценку финансовой
обоснованности расходов для предотвращения
неэкономного и неэффективного расходования
средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная
документация,
кредитные и кассовые заявки, документы
на перечисление или выдачу денежных средств.
- Текущий
контроль — производится в момент совершения
денежных сделок, осуществления хозяйственных
операций. Текущий контроль наиболее проблематичен
с технической точки зрения. Содержать
такой штат, чтобы каждую хозяйственную
операцию в момент её совершения помимо
непосредственно исполнителя курировал
ещё один ответственный сотрудник, могут
позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных
учреждениях
текущий контроль перечисления средств
осуществляется органами казначейства путём проверки оснований
для осуществления платежа (договоров, счетов).
- Последующий
контроль — проводится путем анализа, мониторинга, обследования, проверки
(например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей
формой последующего контроля является документальная
ревизия.
По
направлению
- Контроль
на соответствие (формальный
контроль) — оценка соответствия деятельности
объекта контроля требованиям нормативных
актов (в том числе локальных).
- Контроль
финансовой отчётности — оценка правильности
и достоверности ведения бухгалтерского
учёта, достоверности,
обоснованности и своевременности представления финансовой
отчётности.
- Контроль
эффективности — оценка результативности,
продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.