Поскольку
в подсистеме государственных финансов
различают государственный кредит,
государственное страхование, пенсионное
обеспечение, бюджетное финансирование,
налогообложение, формирование общенациональных
страховых резервов и фондов, то
и финансовый контроль в зависимости
от ведомства, к компетенции которого
относится управление этими финансовыми
отношениями, то есть в соответствии со сферой
финансовой деятельности, делится на:
а)
бюджетный;
б)
налоговый;
в)
валютный;
г)
банковский;
д)
за страховой деятельностью [15].
В
зависимости от того, кто осуществляет
финансовый контроль (субъект контроля)
различают:
- государственный
финансовый контроль, осуществляемый
органами государственной власти. Он обеспечивает
интересы государства и общества, проверяет
выполнение налогоплательщиками обязательств
перед бюджетом и целевое использование
бюджетных ассигнований;
- ведомственный
контроль, проводимый контрольно-ревизионными
управлениями министерств и ведомств.
При этом проверяется расходование бюджетных
средств, выделенных по ведомственному
признаку бюджетной классификации, а также
использование бюджетных ссуд, субсидий,
субвенций;
- Общественный
контроль – осуществляется неправительственными
организациями и учреждениями;
- Независимый
контроль проводится специализированными
аудиторскими фирмами и службами;
- Внутрихозяйственный
контроль осуществляется финансово-экономическими
службами предприятий, организаций и учреждений;
- Правовой
контроль – проводится правоохранительными
органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской
экспертизы;
- Гражданский
контроль осуществляется физическими
лицами при их налогообложении налоговыми
органами, а так же при получении средств
из бюджета (заработной платы, пенсий,
пособий и прочего).
Бюджетный
контроль – составная часть государственного
бюджетного контроля. Он рассматривается
как совокупность мероприятий, проводимых
государственными органами при проверке
законности, целесообразности и эффективности
действий в образовании, распределении
и использовании денежных фондов
РФ, субъектов РФ и местных органов
самоуправления, выявления резервов
увеличения поступлений доходов
в бюджет, улучшения бюджетной
дисциплины.
В
условиях рыночной экономики всегда
усложняются межбюджетные отношения,
усиливается роль налогов как
основного источника формирования
доходной базы бюджета, многократно
возрастает значимость бюджетного контроля.
Его предназначение состоит в
содействии успешной реализации бюджетной
политики государства, обеспечения
процесса формирования и эффективного
использования средств общегосударственного
денежного фонда.
Задачи
бюджетного контроля:
- Обеспечение
правильности составления и исполнения
бюджета;
- Соблюдение
бюджетного и налогового законодательства;
- Контроль
за правильностью ведения бухгалтерского
учета и отчетности;
- Проверка
эффективности и целевого использования
бюджетных средств и средств внебюджетных
фондов;
- Улучшение
бюджетной и налоговой дисциплины;
- Выявление
резервов роста доходной базы бюджетов
разных уровней;
- Контроль
за функционированием системы межбюджетных
отношений;
- Проверка
обращения средств бюджетов и внебюджетных
фондов в банках и других кредитных организациях;
- Контроль
за формированием и распределением целевых
бюджетных фондов.
Государственный
бюджетный контроль охватывает не только
общественный сектор экономики, но и, как
видно из перечня его задач, распространяется
на предпринимательскую деятельность
при:
- Проверке
правильности составления налоговых расчетов
и деклараций;
- Выполнениями
предприятиями государственных заказов
финансируемых из бюджета;
- Предоставлении
предприятиям различных форм собственности
субсидий, дотаций, кредитов, налоговых
льгот.
Следовательно
объектом бюджетного контроля является
н6е только бюджетно-налоговая сфера
и бюджетный процесс, но и весь
процесс финансово-хозяйственной
деятельности субъектов рыночных отношений.
Успешное
выполнение сложных задач бюджетного
контроля в различных сферах финансово-экономической
жизни общества зависит от соответствующей
организации его проведения [http://market-pages.ru/budsyst/21.html].
Номера
литературы из курсовой по финн-м бюджет.
Учер-й
- ОРГАНИЗАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ
БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В
РФ
Для
того что бы раскрыть организацию
контроля в процессе бюджетного планирования
и прогнозирования представим вначале
организацию бюджетного планирования
и прогнозирования в РФ.
Планирование
на общегосударственном и территориальных
уровнях обеспечивается системой финансовых
планов, которые увязываются с материальными
и трудовыми балансами в стоимостном выражении.
Каждый финансовый план решает задачи
организации и управления финансами в
конкретном звене управления.
В
систему финансовых планов входят:
- перспективные
финансовые планы;
- сводные финансовые
балансы, составляемые на общегосударственном
и территориальных уровнях управления.
Перспективное
финансовое планирование на всех уровнях
власти осуществляется в целях:
- обеспечения
координации экономического и социального
развития и финансовой политики;
- прогнозирования
объемов финансовых ресурсов, необходимых
для обеспечения планируемых мероприятий;
- прогнозирования
финансовых последствий реформ, программ;
- определения
возможности реализации различных мер
в области финансов.
Перспективный
финансовый план разрабатывается на основе
показателей прогноза экономического
и социального развития. В нем содержатся
данные о возможностях бюджета по мобилизации
доходов и финансированию расходных статей
бюджета. Этот план составляется на три
года по укрупненным показателям бюджета.
План ежегодно корректируется на показатели
уточненного прогноза социально-экономического
развития.
Сводный
финансовый баланс — это баланс финансовых
ресурсов, созданных и использованных
на определенной территории. Сводный финансовый
баланс охватывает средства всех бюджетов,
внебюджетных целевых фондов и предприятий,
расположенных на соответствующей территории.
Необходимость
разработки территориальных сводных
финансовых балансов обусловлена рядом
факторов:
1)
разработкой программ, предусматривающих
объединение усилий территориальных
органов власти и предприятий,
расположенных на их территории,
по экономическому и социальному
развитию;
2)
значительными финансовыми затратами
на осуществление таких программ.
Для обеспечения финансовыми
ресурсами мероприятий, намеченных
этими программами, необходимы
координация и концентрация денежных
средств бюджетной системы, средств
ведомств и предприятий. Это,
в свою очередь, требует разработки
в регионе сводного финансового
баланса;
3)
необходимостью сведения воедино
различных видов финансовых планов:
финансовых планов хозяйственных
предприятий и организаций, территориального
бюджета, внебюджетных фондов
и др., отражающих отдельные стороны
и этапы распределения и перераспределения
национального дохода, созданного
и используемого на данной
территории. Это позволяет иметь
полную картину образования и
использования всех финансовых
ресурсов административно-территориальной
единицы;
Основная
задача территориального сводного финансового
баланса — определение объемов
финансовых ресурсов, созданных, поступивших
и использованных в регионе (как централизованных,
аккумулированных и перераспределяемых
территориальными бюджетами, так и децентрализованных,
то есть ресурсов предприятий, организаций
и внебюджетных фондов).
Планирование
финансовых ресурсов сопровождается анализом
достигнутого уровня мобилизации и
использования финансовых ресурсов
региона, выявлением степени соответствия
этого уровня потребностям развития
региона.
Информационной
базой при разработке сводного финансового
баланса региона являются:
- данные территориальных
экономических, финансовых, статистических
органов, функциональных подразделений
территориальных органов власти;
- экономические
нормативы и лимиты по основным показателям
развития региона;
- показатели
проектов планов экономического и социального
развития территории;
- данные территориального
бюджета;
- внебюджетных
фондов;
- балансов
доходов и расходов всех предприятий и
организаций, расположенных на территории
независимо от их ведомственной подчиненности.
Составление
территориального сводного финансового
баланса позволяет:
- достигнуть
единства в экономическом и социальном
развитии территории;
- точнее определить
объемы финансовых ресурсов, имеющихся
в регионе и необходимых для выполнения
мероприятий, предусмотренных территориальной
программой;
- сбалансировать
материальные и финансовые ресурсы, используемые
в регионе;
- повысить
качество бюджетного планирования;
- скоординировать
использование финансовых ресурсов как
территориальных органов, так и предприятий,
расположенных в регионе;
- концентрировать
финансовые ресурсы на наиболее важных
в каждый конкретных период направлениях
экономического и социального развития
территории;
- изыскать
внутрирегиональные резервы для финансирования
мероприятий, намеченных территориальными
программами;
- наиболее
эффективно использовать денежные средства,
выделяемые государством для развития
производства, социальной и производственной
инфраструктуры в регионе;
- осуществлять
действенный контроль за мобилизацией
и использованием финансовых ресурсов;
- активнее
воздействовать на формирование всех
разделов территориальной программы;
- добиваться
сочетания территориальных и ведомственных
интересов.
Координация
и концентрация средств в регионе,
повышение эффективности их использования
положительно отражаются на финансовом
планировании, содействуют уменьшению
потребности в финансовых ресурсах,
выделяемых из бюджета.
Со
сводным финансовым планированием
тесно связано бюджетное прогнозирование.
Важнейшее
условие успешного ведения хозяйства
— постоянное совершенствование
методов его управления. Управлять
— значит предвидеть. В связи
с этим возрастает роль перспективного
планирования, а значит и научного
прогнозирования. Прогнозирование
параметров натуральных показателей
должно сопровождаться прогнозом финансовых
ресурсов, так как невозможно качественное
прогнозирование развития хозяйства
без учета перспективы роста
этих ресурсов.
В
отличие от сводного финансового
планирования осуществляемого, как
правило, на более длительный период,
бюджетное прогнозирование является
адресным и рассчитано на бюджетный
период, то есть не более чем на год. Но
так как основная подавляющая часть показателей
сводного финансового баланса включает
ряд бюджетных показателей, то при составлении
перспективного сводного финансового
баланса необходимо проводить прогнозные
расчеты основных бюджетных показателей.
Под прогнозом
развития бюджета подразумевается комплекс
вероятностных оценок возможных путей
развития его доходной и расходной частей.
Цель
бюджетного прогнозирования — на
основе сложившихся тенденций, конкретных
социально-экономических условий
и перспективных оценок разработать
и обосновать оптимальные пути развития
бюджета и на этой основе дать предложения
по его укреплению. Своевременный
учет результатов такого прогнозирования
является важным условием для принятия
наиболее эффективных мер в финансовой
политике региона.
Расчет
прогнозируемых бюджетных показателей
основан на иных методологических подходах,
нежели расчеты показателей годового
бюджета. Если показатели годовых и
квартальных бюджетов определяются
на базе прямых расчетов экономических
и финансовых параметров, то при
определении прогнозных бюджетных
показателей, как правило, такой
возможности нет из-за отсутствия
необходимых статистических и отчетных
данных.
Прогнозирование
развития территориальных бюджетов
основывается на ряде показателей. Так
как рост населения и изменения
его структуры оказывают непосредственное
влияние на развитие всех отраслей
местного хозяйства, а, следовательно,
на развитие территориальных бюджетов,
большое внимание в прогнозировании
уделяется анализу перспектив демографических
изменений.