Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение растительного орнамента и изображение мотива виноградной лозы. Создание на основе этого индивидуального проекта росписи.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить источники информации.
2. Собрать иллюстративный материал.
3. Изучить собранный материал.
4. Выявить особенности данной темы.
5. Разработать варианты композиции.
6. Создать индивидуальный проект росписи.
7. Определить технологическую последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.
8. Выполнить изделие в материале – роспись декоративной вазочки.
Курсовая работа состоит из 2 глав, параграфов, введения, заключения, списка литературы и приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Виноградная лоза распространенный мотив растительного орнамента
1.1 Мотивы виноградной лозы
1.2 Виноградная лоза в убранстве церквей. Виноградная лоза на кресте
1.3 Изделия из металла с мотивом виноградной лозы
1.4 Виноградная лоза в вышивке
1.5 Виноградная лоза в резьбе и росписи по дереву
1.6 Виноградная лоза в геральдике
1.7 Виноградная лоза в дизайне
1.8 Мотив виноградной лозы на фарфоре и керамике
ГЛАВА 2. Проектирование и выполнение композиции с символом виноградной лозы
2.1 Построение композиции
2.2 Материалы и инструменты, необходимые для росписи
2.3 Технология и порядок выполнения изделия и таблица браков
Заключение
Список используемой литературы
Высокая кованая ограда из девяти прясел, очень легкая и ажурная, начинается от двух створок, как бы ворот, на которых даны профильные очертания иконописных фигур. "По своему почти ренессансному совершенству они заставляют вспомнить рублевские образы. Далее повторяются дважды идентичные мотивы: виноградные лозы с гроздьями, павлины, яблоки, олени. С противоположной стороны от входа изображено райское дерево, обвитое змеем, вверху — агнец. Всю эту композицию окружает солярный знак". Нетрудно угадать основную мысль замысла — попытку отобразить своеобразные райские кущи, в которые попадает душа согласно христианской религии. Решетка отличается высоким мастерством исполнения. Кузнецы с удивительной точностью воспроизвели рисунок Андреева, воплотив в металле легчайшие движения его пера.
Большим спросом изделия из кованого железа пользовались в эпоху готики. Например, часто ими украшалась мебель. Один из самых совершенных образцов готической эпохи — кованый декор дверей собора Парижской богоматери (вязь из виноградных листьев). Фигурные оковки дверей из церкви французского города Ганна можно увидеть в лондонском музее Виктории и Альберта, подобную же работу — в церкви св. Елизаветы в Марбурге (ФРГ). А в Англии сохранились ограда гробницы Элеоноры Кастильской в церкви Вестминстерского аббатства (одиннадцать панно, различные мотивы на тему виноградной лозы), ограда хора в Кентерберийском соборе. Много интересных решеток церквей в испанской провинции Каталония. В Руанском музее (Франция) имеется богатейшая коллекция ключей, дверных молотков и замков той эпохи.
Литьё — получение изделий (отливок) путем заливки в литейную форму обычно расплавленных материалов (металлов, горных пород, пластмасс, резиновой смеси и др.), которые после затвердевания в результате остывания или вулканизации приобретают конфигурацию внутренней полости формы. Для получения металлических отливок применяют более 50 способов литья: в песчаные формы, в кокиль, по выплавляемым моделям, центробежное, под давлением и др.
Тиснение — получение изображения давлением нагретой формы на переплетенную крышку, бумагу или картон; выполняется на позолотном прессе. Различают плоскоуглубленное и рельефное тиснение, которые могут быть бескрасочными и красочными (изображение образуется с помощью специальной красочной или металлизированной фольги, остающейся в углублениях).
Монтировка — сборка изделия из частей, различающихся по материалу или технике изготовления.
Гравировка — форма декорирования, в которой линии или точки вдавливаются в твёрдую поверхность, такую как металл или стекло, с помощью либо инструмента с алмазным наконечником, либо вращающегося абразивного колеса, либо воздействия кислотой.
Имя "Мастерских Комаи" широко известно в кругах коллекционеров японского антиквариата. Во всем разнообразии их изделий нуномэдзоган, выполненных на основе стали с использованием золота, серебра, меди, а также сплава сякудо виден неповторимый авторский стиль, который невозможно перепутать. Он состоит в нанесении на изделия (шкатулки, блюда, чаши, пагоды и т.п.) золотого рисунка в форме виноградной лозы. Сам авторский рисунок представляет собой яркую картинку по мотивам какой-либо легенды или исторического события, а вокруг нее стилизованный фон.
В 1841 г. мастер Комаи Отодзиро основал в Киото "Мастерские Комаи". Широко известными они стали в 1903 г. С этого времени до I Мировой Войны "Мастерские Комаи" регулярно принимали участие в международных выставках. До начала I Мировой Войны киотосский дилер Икеда Сэйсукэ способствовал распространению изделий и популярности мастерских, представляя их на выставках внутри и за пределами страны, хотя известно что в 1873 г. сам мастер Комаи Отодзиро уже продавал свои изделия иностранным туристам в Кобе. Мастерские Комаи были не совсем обычными мастерскими, так как полностью состояли из очень талантливых и именитых мастеров.
Произведения прикладного искусства, веками собиравшиеся в Троице-Сергиевом монастыре, имеют особую научную ценность, так как они представлены прекрасными образцами в непрерывной хронологической последовательности от XIII до XVIII в.
Ранним образцом московского искусства гравировки на металле лицевых изображений является прекрасно исполненная композиция поясного деисуса на потире (чаше для причастия) первой половины XIV в. вклада большого знатока и собирателя древнерусского прикладного искусства боярина Дмитрия Ивановича Годунова в конце XVI в. Изображение помещено на наружной стороне серебряной чаши, просвечиваемой через обрамляющую ее хрустальную чашу. Гравировка и здесь дает лишь основные контуры, без мелочной проработки деталей изображений. Скупыми средствами плавной линии мастер сумел передать большую выразительность фигур и лиризм сцены. Особенно хороша фигура архангела Михаила с легким наклоном кудрявой головы и красивыми изгибами складок одежд. Это как бы предшественник „ангела в круге" на миниатюре из знаменитого Евангелия начала XV в. (вклад боярина Богдана Матвеевича Хитрово). На поддоне чаши выгравирован орнамент в виде виноградной лозы с крупными листьями и гроздьями плодов. Сама чаша отличается некоторым техническим несовершенством — ее поддон слишком тонок и гибок, крепления металлических тяг, соединяющих верхний ободок со стояном, сделаны еще довольно примитивно, с помощью металлических штырей. Вмонтированная в потир хрустальная чаша, по-видимому, нерусской работы и была лишь приспособлена мастером, так как ее ручка не связана с назначением предмета.
1.4 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В ВЫШИВКЕ
Вышивка — искусство создания изображения, орнамента, декора на ткани с помощью нитей, бисера, жемчуга. Вышивка может производится по шелковой, хлопчатобумажной и шерстяной ткани, по бархату и парче. Существуют различные техники вышивки: крестом, гладью, петельным, стебельчатым или тамбурным швом, мережкой.
В экспозиции музея училища N 23 Барнаула представлены три текстильных экспоната с изображением мотива виноградной лозы. Это рушники, изготовленные в конце XIX в. Сейчас невозможно определить, были ли они изготовлены на территории Алтайского края, или принесены переселенцами из европейской части России. Мотив виноградной лозы не встречается в декоративно- прикладном искусстве коренного населения Сибири до начала XVIII в. До 60-х гг. XIX в. заселение Сибири шло преимущественно выходцами из северных губерний России. Для северорусской традиции этот мотив также не характерен. После 1865 г. на территорию Алтайского края начинается массовое переселение крестьян из южнорусских и украинских губерний. Они приносят с собой новые орнаментальные мотивы. Растительные элементы декора встречаются в восточнославянской вышивке начиная с XV в. (Богуславская, 1961), причем наиболее пышное развитие "цветочных" форм характерно для Украины. В России же ведущими мотивами были разнообразные деревья от самых простых до очень усложненныхВ народном искусстве XIX в. появляется значительное число растительных мотивов, изображаемых реалистически (василек, вьюнок, мальва, виноград, роза и многое другое). У русских растительные мотивы менее распространены, более стилизованы, причем часто используются не как самоцель (что характерно для украинцев), а для обрамления основного сюжета. Так, например, в резьбе по кости, в росписи и резьбе русских прялок и деревянной утвари растительные мотивы чаще всего обрамляют бытовые сценки из крестьянского быта.
На первом экспонате, который представляет собой домотканый рушник, вытканно изображение виноградной лозы. Узор представлен двумя орнаментальными полосами шириной 12 см каждая, расположенными по краям полотенца. В основе композиции стелющаяся ветвь винограда. В верхней части композиции четко просматриваются два целых виноградных листа с усиками. Нижняя часть состоит из чередования половинчатых виноградных листьев с крупными гроздьями ягод. Декоративный орнамент полос находится в одной цветовой гамме с основным полем изделия. Рисунок имеет ярко выраженную реалистическую форму и является полностью самостоятельным.
Следующий рушник так же
имеет домотканую основу, но мотив
виноградной лозы не выткан, а вышит.
Ширина вышивки 47 см. Орнаментальная композиция
делится на три части по вертикали.
В верхней части композиции находится
растительный орнамент: цветы лилии,
кувшинки, камыш. Нижнюю часть композиции
составляют пять кругов с вписанными
в них листьями барбариса. Мотив
виноградной лозы расположен в средней
части композиционного рисунка
и состоит из чередования листьев
и ягод. Изображение виноградной
лозы в данной вышивке стилизовано,
чем очевидно и объясняется отсутствие
усиков. Вышивка выполнена в технике
"простой крест" красными и
черными хлопчатобумажными
Третьим экспонатом, в декоративном оформлении которого использован мотив виноградной лозы, является рушник, сшитый из фабричного белого ситца. Орнаментальная полоса шириной 10 см, отделена от основного полотна вязаной вставкой. Виноградная лоза занимает все поле композиции без каких-либо дополнительных декоративных элементов. Изображение лозы передано определенным сочетанием и расположением листьев и ягод. Вышивка выполнена в технике "простой крест" хлопчатобумажными нитками трех цветов. Серым цветом изображена плеть, от нее вверх и вниз тянутся зеленые листья и красные ягоды. Мотив лозы отличается сильной стилизацией.
Один и тот же мотив
виноградной лозы среди экспонатов
коллекции музея выполнен в разной
технике, с разной степенью стилизации,
в составе сложной композиции
и как самостоятельный
Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, заполняя полностью гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.
Отделанные кружевом и вышивкой, платочки приобрели всеевропейскую популярность - спрос на эти изысканные мелочи был очень высок. В контексте культуры XVII века надушенный кружевной платочек стал синонимом аристократизма, богатства и хорошего вкуса. А поскольку кружево чаще носили мужчины, то и платок во время празднеств и торжеств, придворные франты держали в руках ничуть не реже, чем дамы. В XVIII столетии платки в соответствии со стилем рококо начинают вышивать гладью.
Нежные белые, кремовые, чуть сероватые платочки, словно осколки огромного зеркала, отражали элементы декора мебели, росписи по фарфору, узоры обивочных тканей - все было выполнено в едином стиле. Вышивали на тонких тканях: кисее, муслине, батисте, газе. Эффект светотени, переход от выпуклых швов гладью (где использовались хлопковые или льняные нитки различной толщины) к сквозным швам (ажуры и стяги) создавал иллюзию трепетной подвижности гирлянд из виноградных лоз, переплетенных цветов и листьев, рокайльных завитков. До первой четверти XIX века мотив аллегорий, изображения птиц и зверей, а также "китайские" и "восточные" мотивы остаются главными в узорах декоративных платочков.
1.5 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В РЕЗЬБЕ И РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ
Резьба - вид декоративного искусства; способ художественной обработки дерева, камня, кости, терракоты, лака и других материалов путем вырезания. Резьба используется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики.
Различают объемную, высокорельефную, плоскорельефную, выемчатую, контурную, сквозную и накладную резьбу.
Термином "объёмная резьба" определяется обычно мелкая трёхмерная скульптура. Объёмная обработка предусматривает создание пластически цельного произведения с разнообразными пластически-осязательными эффектами.
Для высокорельефной резьбы
характерно сильное углубление фона,
позволяющее достигать
Плоскорельефная резьба даёт невысокий рельеф, носящий обычно силуэтный характер. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение. Разновидностью плоскорельефной резьбы является т. н. заоваленная резьба, в которой края вырезанного рисунка слегка закругляют ("заоваливают"), что позволяет достигать мягкости и сочности форм рельефа, а фон либо углубляют слабо, либо не углубляют вовсе.
Выемчатая (углублённая) резьба
представлена двумя основными техниками
- трёхгранно-выемчатой и
Контурная резьба - это резьба углублённых линий, декоративный ритм которых четко прослеживается на глади фона.
При накладной резьбе вырезанный рисунок накладывается на гладкую поверхность, что позволяет получать ровный фон без трудоёмкой его выборки.
Если говорить об этом методе обработки дерева, то вторая треть XIX в. дала необыкновенное множество примеров искусного оформления художественных рам, изготовленных методом резьбы. Именно к этому периоду можно отнести появление золоченых резных рам с декоративным убранством в виде виноградной лозы. Подобные рамы привлекают особое внимание зарубежных специалистов, так как традиционный для русского декоративно-прикладного искусства мотив виноградной лозы практически не встречается в орнаментах западноевропейских картинных рам.
В Италии XVI века был сделан стул из цельного дерева с резной спинкой, свадебный ларь, поставец венецианской работы, алтарь. Для изготовления этой мебели применялся орех коричневого тона, характерный для Италии материал, позволяющий мастеру достичь большого художественного эффекта. Мотивы резьбы были почерпнуты из наследия античного искусства. В свадебном ларе, очевидно, флорентийской работы, удивляет редкое единство формы и орнамента в виде виноградной лозы, которое отличало мастеров-мебельщиков Италии XVI - начала XVII века.