Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение растительного орнамента и изображение мотива виноградной лозы. Создание на основе этого индивидуального проекта росписи.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить источники информации.
2. Собрать иллюстративный материал.
3. Изучить собранный материал.
4. Выявить особенности данной темы.
5. Разработать варианты композиции.
6. Создать индивидуальный проект росписи.
7. Определить технологическую последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.
8. Выполнить изделие в материале – роспись декоративной вазочки.
Курсовая работа состоит из 2 глав, параграфов, введения, заключения, списка литературы и приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Виноградная лоза распространенный мотив растительного орнамента
1.1 Мотивы виноградной лозы
1.2 Виноградная лоза в убранстве церквей. Виноградная лоза на кресте
1.3 Изделия из металла с мотивом виноградной лозы
1.4 Виноградная лоза в вышивке
1.5 Виноградная лоза в резьбе и росписи по дереву
1.6 Виноградная лоза в геральдике
1.7 Виноградная лоза в дизайне
1.8 Мотив виноградной лозы на фарфоре и керамике
ГЛАВА 2. Проектирование и выполнение композиции с символом виноградной лозы
2.1 Построение композиции
2.2 Материалы и инструменты, необходимые для росписи
2.3 Технология и порядок выполнения изделия и таблица браков
Заключение
Список используемой литературы
Керамическое искусство Кореи ведет свое начало от неолита. Особенно большие успехи были сделаны в период трех государств. До нас дошли многие керамические изделия государства Силла – это предшественники знаменитого голубовато-зеленого селадона, глазурованной керамики. Техника изготовления селадона и белого фарфора была заимствована из Китая и достигла небывалого расцвета в XI в. при династии Корё. Гончарные мастерские и печи для обжига и сушки находились под контролем королевского двора; проводились опыты по освоению технологии разных школ китайской керамики. Постепенно керамика Корё избавилась от китайского влияния и обрела свои самобытные черты. При производстве селадоновых изделий стали применять различные техники: наносили рисунок, инкрустировали белой или черной пастой на вырезанном на глине рисунке, делали подглазурную роспись, при которой рисунок наносили на поверхность окислом железа и обжигали вместе с глазурью, применяли технику пунчхон, допускавшую использование инкрустации и штамповки.
В период Чосон стали особенно популярны изделия из фарфора. Первоначально они были гладкими и без узора. В середине ХV в. был открыт способ производства и стал выпускаться в больших количествах белый фарфор с подглазурным узором. Такую подглазурную роспись стали наносить с помощью синего кобальта, а также окислами меди и железа. Излюбленные мотивы росписи корейского белого фарфора – это дерево сливы с сидящими на нем птицами, виноградная лоза с гроздьями, сосны, бамбук и орхидеи, а также пейзажи. Позднее появляются стилизованные изображения десяти предметов, являющихся символами долголетия – сипчансэн, а также волн, рыб, драконов, облаков и т.п. Фарфор периода Чосон отличается ослепительной белизной, изяществом формы и особой плотностью черепка.
Ича́н-Кала́ (узб. Ichan Qa'la) имя, которым принято называть сохранившийся до наших дней внутренний город древней Хивы (в Узбекистане), знаменитой своей архитектурой и историей. Возводимые в течение столетий (самые древние памятники архитектуры относятся к XIV веку) крепостные сооружения и дворцы, мечети и медресе, мавзолеи и минареты, караван-сараи и бани превратили Ичан-Калу в своеобразный город-памятник, город заповедник которым он стал официально с 1968 года.
Майоликовая облицовка Хивы имеет собственный стиль, выполнена в основном в приглушенных тонах от темно синего до голубого и белого, иногда со штрихами коричневого цвета. Только один из традиционных геометрических узоров Бухары и Самарканда - пятиконечные звезды в пятиугольнике - использовались в Хиве. В Хивинских узорах чаще всего присутствуют растительные мотивы - вьющаяся виноградная лоза и листья.
Зеленые фарфоровые блюда и тарелки были чрезвычайно популярны в Англии и Франции в XIX веке, они производятся и сейчас. Чаще всего в мотиве присутствуют листья и виноградная лоза, однако встречаются и другие растения.
С давних пор Ростов Великий известен как город русской старины. Дух давно прошедших лет хранят в себе его стройные величавые храмы, памятники живописи и прикладного искусства. Среди произведений декоративно-прикладного искусства, хранящихся в Ростово-Ярославском музее-заповеднике, видное место занимает художественный фарфор. Среди изделий завода Корниловых встречается не только отдельная посуда, но и сервизы. Чайный сервиз, относящийся к третьей четверти 19 века: форма предметов очень сложна, мелкие детали выполнены в виде виноградных лоз и кореньев.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ С СИМВОЛОМ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ
2.1 ПОСТРОЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ
Решение взять тему виноградной лозы взято из-за наиболее широкого распространения, разновидностей стилистического изображения мотива и его древнейшей истории.
Для разработки эскиза было подобрано и изучено множество решений исполнения мотива виноградной лозы в различных материалах. После изучения было принято решение создать наиболее эстетичный и лаконичный в исполнении эскиз. Также решено отказаться от изображения ягод и гроздьев винограда вместе с лозой потому, что на сегодня подобные исполнения являются из раздела клише.
При довольно строгих требованиях
современности в декоративно-
2.2 МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Чистое изделие
2. Образец, с которого снимается калька.
3. Игла для прокалывания кальки.
4. Калька.
5. Припорох и припорох.
6. Стеклянная палитра для разведения красок.
7. Скипидарница и маслёнка для скипидарного масла.
8. Шпатель.
9. Чистая техническая салфетка.
10. Поролон для выполнения крытья.
11. Кисть для керамических красок № 2.
12. Кисть пестрёнка для работы с препаратом жидкого золота.
2.3 ТЕХНОЛОГИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ
После окончательного решенного варианта композиции, начата работа в материале. Изначально снята и проколота калька с образца. Затем подобраны краски и выполнены красочные пробы. После подбора красок, были выполнены элементы "листья" методом крытья, поролоном, смесью 109(ярко-зелёная) и 876(болотная) в соотношении 1:1. Также выполнен элемент "ветка", кистью № 2, краской 823(светло-коричневая) и утемнена для придания рельефа 97(коричневая). После изделие подписано и подготовлено к обжигу и поставлено в муфельную печь. После обжига выполнена доделка изделия препаратом жидкого золота. Выполнение производится кистью пестрёнкой для жидкого золота. Прорисовываются прожилки на элементе "листья", рельеф на "ветке" и побеги виноградной лозы. А также орнамент на горлышке изделия и в завершении отводки по верху орнамента и по краю горлышка изделия. Изделие подготовлено к обжигу и поставлено в муфельную печь.
№ п/п |
Вид Брака |
Причина возникновения брака |
Способ устранения брака |
Приме-чания | |
до обжига |
после обжига | ||||
1. |
Изменение тона краски. Элемент "листья" и "ветка" |
1.1 Загрязнение красок при нанесении их на изделие. Использование кистей, палитр и других принадлежностей, загрязнённых какой-либо краской. |
Стереть. При переходе в использовании с одной краски на другую - тщательно промыть инструменты и другие приспособления. |
Неустраним |
|
1.2 Несоответствие режима
обжига. Обжиг должен проходить
в окислительной среде, так
как в восстановительной среде
красящие окислы |
Неустраним |
||||
1.3 Несоответствие составов
глазури и красок, вызывающее
растворение красок при обжиге
с образованием слабо |
Неустраним |
||||
1.4 Высокая температура
обжига, вызывающая разрушение |
Неустраним | ||||
2. |
Сухость краски. Элемент "листья" и "ветка" |
2.1 Нанесение краски излишне тонким слоем. |
Стереть. Нанести краску на изделие достаточным слоем. |
Нанести повторно слой краски. |
|
2.2 Недостаточное содержание скипидарного масла. |
Стереть. Добавить в краску скипидарное масло и выполнить работу заново. |
Нанести слой краски снова с добавлением скипидарного масла. |
|||
2.3 Недостаточное содержание флюса в краске. |
Стереть. Добавить в краску флюс. |
Неустраним |
|||
2.4 Низкая температура обжига, вследствии чего флюс не может полностью расплавится и придать краске необходимый блеск. |
Обжечь изделие повторно. |
||||
2.5 Воздействие паров муфеля на краски, из-за плохой просушки муфеля или попадания в него дымовых газов через трещины в стенках муфеля. |
Возможен повторный обжиг изделия. |
||||
3. |
Потёки. Элемент "листья" и "ветка" |
3.1 Излишне большое количество в краске скипидара и масел. |
Стереть. Добавить в краску сухой краски или приготовить краску заново и выполнить работу повторно. |
Неустраним |
|
4. |
Цек на поверхности красок и слёт. Элемент "листья" и "ветка" |
4.1 Нанесение слишком толстого слоя красок. |
Стереть. Нанести краску на поверхность равномерным и менее плотным слоем. |
Неустраним |
|
4.2 Избыток или несоответствие содержащихся в краске флюсов. |
Неустраним |
||||
5. |
Вскипание или вспучивание красок. Элемент "листья" и "ветка" |
5.1 Нанесение толстого слоя красок. |
Стереть. Нанести краску на поверхность равномерным и менее плотным слоем. |
Неустраним |
|
5.2 Быстрый подъём температуры
при обжиге, в процессе которого
происходит выгорание |
Неустраним |
||||
6. |
Недожёг. Элемент "листья" и "ветка" |
6.1 Низкая температура обжига. |
Обжечь изделие повторно с соблюдением температурных режимов. |
||
6.2 Недостаточная |
Обжечь изделие повторно с учётом необходимой продолжительности обжига. |
||||
7. |
Помарки и царапины на поверхности изделия. |
7.1 Небрежность живописца при работе с изделием. |
Стереть. Нанести рисунок заново. |
Неустраним |
|
7.2 Недостаточная подсушка
изделия перед |
Соблюдать аккуратность. |
Неустраним |
|||
7.3 Небрежное отношение с изделием транспортировке и других операциях. |
Соблюдать аккуратность. |
Неустраним |
|||
8. |
Несоответствие образцу. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объектом данной работы являлось
изображение растительного
Предметом исследования — особенность развития, отличительные особенности и использование мотивов виноградной лозы в декоративно-прикладном искусстве.
В ходе проделанной работы задачи были выполнены, благодаря этому цель курсовой работы была достигнута.
В соответствующих разделах курсовой работы дана полная информация на поставленные вопросы и определённые задачи:
Была сформирована цель курсовой работы — изучение растительного орнамента и изображение мотива виноградной лозы, создание на этой основе индивидуального проекта росписи.
Были выявлены источники
информации, изучены основные сведения
и изобразительные мотивы темы. Благодаря
чему было принято решение отказаться
от изображения ягод и гроздьев винограда.
На сегодняшнее время создано
множество изображений
Разработаны варианты композиции создан индивидуальный проект росписи.
Определена технологическая последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.
Выполнена роспись декоративной вазочки – виноградная лоза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
геральдика. Ру
farfor-vip.ru
rostmuseum.ru
wikipedia.org
kunstkamera.ru
rus-expo.com
archi.ru
ujutportal.com
salon.by
gift-gallery.ru
japproart.ru
protoart.ru
lejardin.ru
artclassic.edu.ru
troitsa-horoshevo.ru
orthodoxy.ru
vsp.ru
artprojekt.ru
silaev-ag.ru
artgorizont.com
artantique.ru
ceramics.ru