Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:32, курсовая работа
Целью представленной работы является изучение растительного орнамента и изображение мотива виноградной лозы. Создание на основе этого индивидуального проекта росписи.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить источники информации.
2. Собрать иллюстративный материал.
3. Изучить собранный материал.
4. Выявить особенности данной темы.
5. Разработать варианты композиции.
6. Создать индивидуальный проект росписи.
7. Определить технологическую последовательность выполнения; материалы и инструменты, возможные дефекты росписи.
8. Выполнить изделие в материале – роспись декоративной вазочки.
Курсовая работа состоит из 2 глав, параграфов, введения, заключения, списка литературы и приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Виноградная лоза распространенный мотив растительного орнамента
1.1 Мотивы виноградной лозы
1.2 Виноградная лоза в убранстве церквей. Виноградная лоза на кресте
1.3 Изделия из металла с мотивом виноградной лозы
1.4 Виноградная лоза в вышивке
1.5 Виноградная лоза в резьбе и росписи по дереву
1.6 Виноградная лоза в геральдике
1.7 Виноградная лоза в дизайне
1.8 Мотив виноградной лозы на фарфоре и керамике
ГЛАВА 2. Проектирование и выполнение композиции с символом виноградной лозы
2.1 Построение композиции
2.2 Материалы и инструменты, необходимые для росписи
2.3 Технология и порядок выполнения изделия и таблица браков
Заключение
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Виноградная лоза распространенный мотив растительного орнамента
1.1 Мотивы виноградной лозы
1.2 Виноградная лоза в
убранстве церквей.
1.3 Изделия из металла с мотивом виноградной лозы
1.4 Виноградная лоза в вышивке
1.5 Виноградная лоза в резьбе и росписи по дереву
1.6 Виноградная лоза в геральдике
1.7 Виноградная лоза в дизайне
1.8 Мотив виноградной лозы на фарфоре и керамике
ГЛАВА 2. Проектирование и выполнение композиции с символом виноградной лозы
2.1 Построение композиции
2.2 Материалы и инструменты, необходимые для росписи
2.3 Технология и порядок выполнения изделия и таблица браков
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Объектом данной работы является изображение растительного орнамента.
Предметом исследования является особенность развития, отличительные особенности в использовании изображения мотива виноградной лозы в декоративно-прикладном искусстве.
Целью представленной работы является изучение растительного орнамента и изображение мотива виноградной лозы. Создание на основе этого индивидуального проекта росписи.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить источники информации.
2. Собрать иллюстративный материал.
3. Изучить собранный материал.
4. Выявить особенности данной темы.
5. Разработать варианты композиции.
6. Создать индивидуальный проект росписи.
7. Определить технологическую
последовательность выполнения; материалы
и инструменты, возможные
8. Выполнить изделие в
материале – роспись
Курсовая работа состоит из 2 глав, параграфов, введения, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МОТИВ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРНАМЕНТА
1.1 МОТИВЫ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, также можно отнести к геометрическому орнаменту.
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п. (лотоса, папируса, пальмы и др.). Наиболее часто встречающийся у всех народов мотив "Дерево жизни", который может изображаться и как цветущий куст, и более декоративно обобщенно, является растительным орнаментом.
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.
Нередки в орнаментах сложные комбинации мотивов разных видов, например геометрических и растительных
Растительный орнамент самый распространенный орнамент после геометрического. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта, но необходимо отметить, что самые древнейшие растительные элементы орнаментики были геометризированны. Для растительного орнамента характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. При создании такого рода орнамента все народы вдохновлялись местной флорой, заимствуя из неё относительно немногочисленные мотивы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его, и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости. К наиболее распространенным растительным формам, с древнейших времен, относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.
Виноград, Виноградная лоза
– гроздья и ветви пользовались
особым почитанием в античности и
в средние века. Символ плодородия
и жизни. Древа Жизни, а в некоторых
традициях - Древо Познания. Иногда
посвящается умирающим богам. Лоза
с гроздьями винограда
Мощный побег виноградной лозы всегда остается для человека примером неукротимой силы жизни. Растительные узоры, по старой русской номенклатуре травы, с незапамятных времен украшали глиняную посуду, рельефную поверхность изразца, складывались в орнамент росписи стен или узора ткани. Это происходило и по-прежнему происходит во всем мире. География не имеет значения. На Руси, например, мастера-травщики всегда легко объединяли родные яблочки, ягодки, листки, древки или кудрины с иноземным акантом, лотосом, пальметтой, виноградной лозой, усиком вьющегося плюща или душистого горошка, шишечкой хмеля.
В основе травки лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки. Они по всей длине могут быть густо усеяны большими или малыми завитками, похожими на узкие листочки. Иногда листочки группируются вокруг небольших стебельков, иногда густо покрывают стебель, перемежаясь с тонкими короткими штрихами. Движение отдельных стебельков и листьев всегда подчинено плавному, но неукротимо мощному движению стебля.
Побег виноградной лозы – символ вечного возрождения живой природы – не теряет своей древней магической силы в декорах и орнаментах любой стилевой эпохи.
Неукротимо стремящийся в бесконечность виноградный усик чувствует себя комфортно и в покоях роскошного терема в традиционном русском духе, и в ампирной гостиной, а в современном интерьере он элегантно смягчит расчетливую сдержанность минимализма.
1.2 ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА В УБРАНСТВЕ ЦЕРКВЕЙ
Растительный мотив в церковном орнаменте изображает линию жизни, продолжающей образ Процветшего Креста Евхаристический образ лозы, олицетворяющей Кровь Жизнодавца, и хлебные колосья – источник образа хлеба, Его бессмертного Тела, – все это также запечатляется в стенных украшениях храма либо в резных венцах, озаряющих святые иконы. Растительный орнамент в украшении церквей можно увидеть в различных проявлениях: на иконах, на иконостасе, в наружной росписи храмов, на изразцах, виноградная лоза на наличниках. Богатым обрамлением наличников особенно отличаются Строгановские храмы.
Спас Лоза Истинная — редкий иконографический тип, изображающий Христа в соответствии с евангельскими словами: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь" (Ин.15:1), "Аз есмь лоза, вы же гроздие" (Ин.15:5). В ранних вариантах (XV век) Христос окружён лозой, в ветвях которой изображены Богородица, Иоанн Предтеча и апостолы (то есть евангельская фраза передаётся буквально). В более поздних (XVII—XVIII века) вариантах усиливается евхаристическое содержание, на лозе, вырастающей в руках или из прободённого ребра Спасителя, виноградная гроздь, которую Христос отжимает в потир. Из символико-аллегорической композиция превращается в дидактически-назидательную. В греческом варианте икона подписывается "Αμπελος", что, собственно и означает "виноградная лоза".
Сиропитательный дом купчихи Елизаветы Меведниковой
Открытый в Иркутске в 1838 г., он был первым в Сибири женским учебным заведением. Совет сиропитательного дома принял решение о заложении в центре главного его корпуса церкви во имя Пресвятые Богородицы всех скорбящих Радость. Почти 30 лет шел сбор средств на строительство церкви, которая была заложена 19 апреля 1890 г., а 15 марта 1892 г. освящена. Двухъярусный, редкий по красоте иконостас, отделявший алтарь от храма, вызывал восхищение своим декоративным убранством. Центральная часть его с царскими вратами и двумя боковыми проемами была выдвинута вперед. Пространственное решение иконостаса и величественность архитектурных форм его центра подчеркивали два клироса, оформляющие амвон. Деревянная основа иконостаса была декорирована пышной, с высоким рельефом резьбой. Виноградные лозы и гроздья, стебли и листья, крутые завитки, переплетаясь между собой, украшали кронштейны, карнизы, тяги, закомары, капители колонн, царские врата иконостаса и рамы икон, расположенных в его проемах.
Золоченое дерево резной части
подчеркивало редкое по белизне фарфоровое
украшение иконостаса, выполненное
мастерами фарфорово-фаянсовой
Уникальна и удивительна по своим художественным качествам фарфоровая часть иконостаса: колонны и диски, декоративные элементы в виде треугольных деталей, "кокошники" отмечены сложным рельефным орнаментом с изысканным колоритом.
Величественный образ прекрасного иконостаса, сотворенный вдохновением и талантом мастеров прошлого, и сегодня поражает своей красотой. Качество исполнения, высокая эстетическая ценность делают иконостас ярким явлением в художественной жизни Сибири конца XIX века, явлением, в котором соединились стили разных исторических эпох и народов.
Внутреннее убранство Казанской церкви
Пятикупольный, трехпридельный храм, покрытый красной глазурованной черепицей, привезенной из Германии. Барабан центральной и малых глав украшен орнаменты из майолики. Сама кирпичная кладка служит важным декоративным элементом в общем "узоре" здания. Три портала были декорированы резьбой, выполненной по бетону с использованием мозаичных вставок. Здесь можно увидеть символические изображения евангелистов, виноградной лозы, птиц.
Виноградная лоза на кресте
Процветший Крест –
это одно из древнейших изображений
Креста, пришедшее к нам из древней
Византии. Самым главным отличием
Его являются две ветви с цветами,
исходящие из основания Креста –
они символизируют собой
Один из самых распространенных и почитаемых на Руси символов Животворящего Креста Господня, олицетворяющий избавление рода человеческого от первородного греха, дарованное Спасителем ценой своих крестных мук. Симметричное раздвоение нижней части столба и превращение парных отростков в растительный орнамент (в византийском варианте – в виноградную лозу с листьями и гроздьями ягод) воочию символизирует цветущую Жизнь, которой мы обязаны Живодавцу Христу. Раздвоенность нижнего элемента символа семантически связывает его с древнейшими языческими эмблемами Средиземноморья, представляющими собой зоо- и антропоморфные фигуры, заканчивающиеся двумя извивающимися змеиными хвостами.
Меровингское искусство
В Англии, Ирландии и Скандинавии,
куда почти не дошла римская цивилизация,
в VII—VIII вв. все еще преобладали
варварские традиции и верования. Североевропейский
орнамент состоял из спиралей, плетенок,
узлов, образующих бесконечное кружево
линий. Среди узоров возникали очертания
зверей и птиц, фигурки людей и
демонов. По представлениям варваров,
обладая магическими
1.3 ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА С МОТИВОМ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ
Ковка — механическая обработка металла, при которой нагретый металл уплотняется, сращивается и получает форму при помощи молота и наковальни. Ковка бывает ручная и механическая, отличающаяся только размерами выделываемых вещей. Сначала предмету дают только приблизительные размеры (заготовка болванок), а точные размеры он принимает в окончательной отделке.
Конец XIX — начало XX веков художественной жизни Москвы время своеобразное, сложное и противоречивое. В этот период с одной стороны продолжали издаваться произведения художественного металла в духе историзма (эклектики); с другой стороны уже в 90-х годах передовые художники Европы, которым перепевы старого надоели до оскомины, начинают энергичные поиски новых путей, новых форм. Эклектическому реставраторству они противопоставляют культ машины, техники, современных материалов.
Уникальна с точки зрения кузнечного мастерства мемориальная кованая ограда у захоронения Н. Л. Тарасова, выполненная по эскизам скульптора Н. А. Андреева. Следует отметить редкую графичность решения. Целостность и законченность композиций из металла в начале XX века, несомненно, идет от высокой культуры графики, которая в это время проявилась во многих видах искусства — гравюра, книжной графике, театральных декорациях, тканях. В этот период работали такие признанные мастера графического искусства, как Остроумова-Лебедева, Добужинский, Бакст, Бенуа. Многие художники работали как театральные декораторы. Именно графическими образами навеяно решение ранней работы Н. А. Андреева, тесно связанного в этот период, как и меценат Н. Л. Тарасов, с коллективом Московского Художественного театра.