Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2
В заключение хотелось бы обозначить ещё одну проблему, связан-
ную с понятием должностного лица как субъекта преступления. В науке
данное понятие раскрывается в основном применительно к общим долж-
ностным преступлениям. Вместе с тем существует достаточно большая ка-
тегория преступлений против военной службы, объектом которых являют-
ся довольно специфические общественные отношения. Понятие
должностного лица также имеет здесь свои, видовые, особенности. В на-
учной же литературе данному вопросу почти не уделяется внимания, что
может приводить к неправильному определению круга лиц, ответственных
за воинские должностные преступления.74
Таков круг проблемных вопросов, относящихся к категории должно-
стного лица как субъекта преступления.
74 Зателепин О.К., Фатеев К.В. К вопросу о понятии воинского должностного лица
по уголовному праву. // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 10.
46
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ
Уже отмечалось, что фигура преступника является центральной в
уголовном праве. На этом фоне потерпевшему отводится вспомогательная
роль в реализации главной функции уголовного закона – покарании пре-
ступника. Даже в закреплённом в Уголовном кодексе принципе справед-
ливости ничего не сказано о потерпевшем. Видимо, справедливость в уго-
ловном праве предусмотрена только для лица, совершившего
преступление. Только среди целей уголовного процесса можно отыскать
«защиту прав и законных интересов лиц…, потерпевших от преступле-
ний».
Уголовное право не содержит легального определения потерпевше-
го. Обратимся поэтому к п. 1 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса
РФ, где сказано, что потерпевшим является физическое лицо, которому
преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а
также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его
имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим
оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.
При этом особое значение имеет последнее предложение – в уголов-
ном процессе имеются процессуальные основания появления потерпевше-
го. В отличие от этого, в уголовном праве потерпевший является участни-
ком правоотношений, объективно возникающим при совершении
преступления.
С.В. Анощенкова приводит следующее уголовно-правовое определе-
ние потерпевшего – «это субъект охраняемых уголовным законом обще-
ственных отношений, чьи права были нарушены преступлением путём
47
причинения вреда, предусмотренного уголовным законом, либо угрозой
причинения такого вреда».75
Вернёмся теперь к уяснению места потерпевшего в уголовном праве.
С.В. Анощенкова называет двенадцать факторов, определяющих значение
потерпевшего в уголовном праве:76
1. Фигура потерпевшего имеет самостоятельное значение, поскольку
он выступает субъектом уголовных правоотношений: имеет субъективные
права и несет обязанности, а также взаимодействует с иными субъектами
уголовного права – лицом, совершившим преступление, и государством.
2. Рассматривается как один из признаков состава преступления, т.е.
является органической частью основания уголовной ответственности.
3. Признаки потерпевшего многократно упоминаются законодателем
в диспозициях норм Особенной части УК РФ в качестве криминообра-
зующих признаков преступления.
4. Законодатель устанавливает ряд положительных посткриминаль-
ных действий виновного, совершенных по отношению к потерпевшему,
имеющих различное уголовно-правовое значение.
5. Некоторые характеристики потерпевшего имеют значение квали-
фицирующих признаков.
6. В качестве отягчающих наказание признаков предусмотрены:
- совершение преступления в отношении лица или его близких в
связи с осуществлением данным лицом служебной деятельно-
сти или выполнением общественного долга (п. «ж» ч. 1 ст. 63
УК РФ);
- совершение преступления в отношении женщины, заведомо
для виновного находящейся в состоянии беременности, а также
в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспо-
75 Анощенкова С.В. Указ соч. С. 122.
76 Анощенкова С.В. Там же. С. 3–5.
48
мощного лица либо лица, находящегося в зависимости от ви-
новного (п. «з» ч. 1 ст. 63);
- совершение преступления с особой жестокостью, садизмом,
издевательством, а также мучениями для потерпевшего (п. «и»
ч. 1 ст. 63).
7. Положительное поведение потерпевшего рассматривается как ква-
лифицирующий признак (п. «б» ч. 2 ст. 105, п. «а» ч. 2 ст. 111, п. «б» ч. 2
ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 117 УК РФ) либо как конструктивный признак спе-
циальных составов (например, ст. 277, 295, 317, 334), либо как обстоятель-
ство, отягчающее наказание (п. «е», «ж» ч. 2 ст. 63).
8. Отрицательное поведение потерпевшего влияет на степень уго-
ловной репрессии, а именно – смягчает её, т.е. выступает как обстоятель-
ство дифференциации и индивидуализации наказания.
9. Согласие потерпевшего на причинение вреда или его просьба об
этом с точки зрения уголовного закона не является обстоятельством, ис-
ключающим преступность деяния.
10. Статья 76 УК РФ впервые за послереволюционный период уста-
новила в уголовном законе такое основание освобождения от уголовной
ответственности, как примирение виновного с потерпевшим.
11. От воли потерпевшего от преступления, совершенного против
интересов службы в коммерческих или иных организациях, зависит реше-
ние вопроса о привлечении к уголовной ответственности лица, совершив-
шего подобное преступление (примечание 2 к ст. 201 УК).
12. Исходя из того, что целью наказания является восстановление
социальной справедливости, следует предположить, что интересы этого
лица не могут быть проигнорированы при назначении наказания.
Таким образом, если говорить о должностном лице, имеют юридиче-
ское значение:
- наличие у потерпевшего признаков должностного лица;
49
- осуществление потерпевшим–должностным лицом своих должно-
стных обязанностей;
- связь уголовно наказуемого деяния с наличием у потерпевшего
статуса должностного лица (п. «ж» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Понятие должностного лица в качестве потерпевшего не отличается
от приведённого в предыдущей главе работы. При этом термин «должно-
стное лицо» для характеристики соответствующего статуса потерпевшего
в нормах Уголовного кодекса практически не используется.
Должностное лицо в рамках учения о потерпевшем правильнее всего
рассматривать как один из видов потерпевшего, обладающий определён-
ными юридически значимыми признаками. Такие признаки «специального
потерпевшего» закреплены в законе, однако установление статуса должно-
стного потерпевшего в каждом составе требует проведения отдельного
анализа, что обусловлено неиспользованием термина «должностное лицо»
в нормах уголовного закона для обозначения этой категории потерпевших.
Приведём некоторые виды должностных лиц, указанные в уголовном
законе в качестве потерпевших:
1. Должностное лицо правоохранительного или контролирующе-
го органа (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в
отношении должностного лица правоохранительного или контролирующе-
го органа, ст. 320).
2. Государственный деятель – Президент РФ, члены Федерального
Собрания РФ, руководители федеральных органов исполнительной власти,
иные высокопоставленные чиновники77 (посягательство на жизнь государ-
ственного или общественного деятеля, ст. 277).
3. Представитель власти, понятие которого приведено в примеча-
нии к статье 318 УК – это должностное лицо правоохранительного или
контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в
77 Уголовное право России. Практический курс. С. 642.
50
установленном законом порядке распорядительными полномочиями в от-
ношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. В УК
указан в следующих нормах:
- хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти
либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общест-
венного порядка (ч. 2 ст. 213);
- посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
(ст. 317);
- применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318);
- оскорбление представителя власти (ст. 319).
4. Судья, присяжный заседатель указаны в качестве потерпевшего
в следующих нормах:
- посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или