Понятие должностного лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2

Работа содержит 1 файл

7.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

В заключение хотелось бы обозначить ещё  одну проблему, связан-

ную с понятием должностного лица как субъекта преступления. В науке

данное  понятие раскрывается в основном применительно  к общим долж-

ностным преступлениям. Вместе с тем существует достаточно большая  ка-

тегория преступлений против военной службы, объектом которых являют-

ся  довольно специфические  общественные отношения. Понятие

должностного  лица также имеет  здесь свои, видовые, особенности. В на-

учной же литературе данному  вопросу почти  не уделяется внимания, что

может приводить к неправильному  определению круга  лиц, ответственных

за  воинские должностные  преступления.74

Таков круг проблемных вопросов, относящихся к  категории должно-

стного  лица как субъекта преступления.

74 Зателепин О.К., Фатеев К.В. К вопросу о понятии воинского должностного лица

по  уголовному праву. // Право в Вооруженных  Силах. 2003. N 10.

46

Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ

Уже отмечалось, что фигура преступника является центральной в

уголовном праве. На этом фоне потерпевшему отводится  вспомогательная

роль  в реализации главной  функции уголовного закона – покарании  пре-

ступника. Даже в закреплённом в Уголовном кодексе  принципе справед-

ливости ничего не сказано  о потерпевшем. Видимо, справедливость в  уго-

ловном  праве предусмотрена  только для лица, совершившего

преступление. Только среди целей  уголовного процесса можно отыскать

«защиту прав и законных интересов  лиц…, потерпевших  от преступле-

ний».

Уголовное право не содержит легального определения  потерпевше-

го. Обратимся поэтому  к п. 1 статьи 42 Уголовно-процессуального  кодекса

РФ, где сказано, что  потерпевшим является физическое лицо, которому

преступлением причинен физический, имущественный, моральный  вред, а

также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда  его

имуществу и деловой репутации. Решение о признании  потерпевшим

оформляется постановлением дознавателя, следователя или  суда.

При этом особое значение имеет последнее  предложение –  в уголов-

ном процессе имеются  процессуальные основания  появления потерпевше-

го. В отличие от этого, в уголовном праве  потерпевший является участни-

ком правоотношений, объективно возникающим при  совершении

преступления.

С.В. Анощенкова приводит следующее уголовно-правовое определе-

ние потерпевшего – «это субъект охраняемых уголовным законом обще-

ственных  отношений, чьи права  были нарушены преступлением  путём

47

причинения  вреда, предусмотренного уголовным законом, либо угрозой

причинения  такого вреда».75

Вернёмся  теперь к уяснению места потерпевшего в уголовном праве.

С.В. Анощенкова называет двенадцать факторов, определяющих значение

потерпевшего  в уголовном праве:76

1. Фигура потерпевшего  имеет самостоятельное  значение, поскольку

он  выступает субъектом  уголовных правоотношений: имеет субъективные

права и несет обязанности, а также взаимодействует  с иными субъектами

уголовного  права – лицом, совершившим преступление, и государством.

2. Рассматривается  как один из  признаков состава  преступления, т.е.

является  органической частью основания уголовной  ответственности.

3. Признаки потерпевшего  многократно упоминаются  законодателем

в диспозициях норм Особенной части  УК РФ в качестве криминообра-

зующих  признаков преступления.

4. Законодатель устанавливает  ряд положительных  посткриминаль-

ных действий виновного, совершенных по отношению  к потерпевшему,

имеющих различное уголовно-правовое значение.

5. Некоторые характеристики  потерпевшего имеют  значение квали-

фицирующих  признаков.

6. В качестве отягчающих  наказание признаков  предусмотрены:

- совершение преступления в отношении лица или его близких в

связи с осуществлением данным лицом служебной  деятельно-

сти или выполнением  общественного долга (п. «ж» ч. 1 ст. 63

УК  РФ);

- совершение преступления в отношении женщины, заведомо

для виновного находящейся  в состоянии беременности, а также

в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспо-

75 Анощенкова С.В. Указ соч. С. 122.

76 Анощенкова С.В. Там же. С. 3–5.

48

мощного лица либо лица, находящегося в зависимости  от ви-

новного (п. «з» ч. 1 ст. 63);

- совершение преступления с особой жестокостью, садизмом,

издевательством, а также мучениями  для потерпевшего (п. «и»

ч. 1 ст. 63).

7. Положительное поведение  потерпевшего рассматривается  как ква-

лифицирующий  признак (п. «б» ч. 2 ст. 105, п. «а» ч. 2 ст. 111, п. «б» ч. 2

ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 117 УК РФ) либо как конструктивный признак спе-

циальных  составов (например, ст. 277, 295, 317, 334), либо как обстоятель-

ство, отягчающее наказание (п. «е», «ж» ч. 2 ст. 63).

8. Отрицательное поведение  потерпевшего влияет  на степень уго-

ловной  репрессии, а именно – смягчает её, т.е. выступает как  обстоятель-

ство  дифференциации и  индивидуализации наказания.

9. Согласие потерпевшего  на причинение  вреда или его  просьба об

этом  с точки зрения уголовного закона не является обстоятельством, ис-

ключающим преступность деяния.

10. Статья 76 УК РФ  впервые за послереволюционный  период уста-

новила  в уголовном законе такое основание  освобождения от уголовной

ответственности, как примирение виновного  с потерпевшим.

11. От воли потерпевшего  от преступления, совершенного против

интересов службы в коммерческих или иных организациях, зависит реше-

ние вопроса о привлечении  к уголовной ответственности  лица, совершив-

шего  подобное преступление (примечание 2 к ст. 201 УК).

12. Исходя из того, что целью наказания  является восстановление

социальной  справедливости, следует  предположить, что  интересы этого

лица  не могут быть проигнорированы  при назначении наказания.

Таким образом, если говорить о должностном  лице, имеют юридиче-

ское  значение:

- наличие у потерпевшего признаков должностного лица;

49

- осуществление потерпевшим–должностным лицом своих должно-

стных обязанностей;

- связь уголовно наказуемого деяния с наличием у потерпевшего

статуса должностного лица (п. «ж» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Понятие должностного лица в  качестве потерпевшего не отличается

от  приведённого в предыдущей главе работы. При  этом термин «должно-

стное лицо» для характеристики соответствующего статуса  потерпевшего

в нормах Уголовного кодекса  практически не используется.

Должностное лицо в рамках учения о потерпевшем  правильнее всего

рассматривать как один из видов  потерпевшего, обладающий определён-

ными  юридически значимыми  признаками. Такие  признаки «специального

потерпевшего» закреплены в законе, однако установление статуса должно-

стного  потерпевшего в каждом составе требует  проведения отдельного

анализа, что обусловлено  неиспользованием термина  «должностное лицо»

в нормах уголовного закона для обозначения  этой категории потерпевших.

Приведём  некоторые виды должностных  лиц, указанные в  уголовном

законе  в качестве потерпевших:

1. Должностное лицо правоохранительного или контролирующе-

го  органа (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в

отношении должностного лица правоохранительного  или контролирующе-

го  органа, ст. 320).

2. Государственный деятель – Президент РФ, члены Федерального

Собрания  РФ, руководители федеральных  органов исполнительной власти,

иные  высокопоставленные чиновники77 (посягательство на жизнь государ-

ственного или общественного  деятеля, ст. 277).

3. Представитель власти, понятие которого приведено в примеча-

нии к статье 318 УК –  это должностное  лицо правоохранительного  или

контролирующего органа, а также  иное должностное  лицо, наделенное в

77 Уголовное право России. Практический курс. С. 642.

50

установленном законом порядке  распорядительными  полномочиями в от-

ношении лиц, не находящихся  от него в служебной  зависимости. В УК

указан  в следующих нормах:

- хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти

либо  иному лицу, исполняющему обязанности по охране общест-

венного порядка (ч. 2 ст. 213);

- посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

(ст. 317);

- применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318);

- оскорбление представителя власти (ст. 319).

4. Судья, присяжный заседатель указаны в качестве потерпевшего

в следующих нормах:

- посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или

Информация о работе Понятие должностного лица