Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2
предварительное расследование (ст. 295);
- угроза или насильственные действия в связи с осуществлением
правосудия (ч. 1 ст. 296);
- неуважение к суду (ч. 2 ст. 297);
- клевета в отношении судьи, присяжного заседателя (ч. 1 ст. 298);
- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в от-
ношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311).
6. Прокурор, следователь, участвующие в отправлении правосудия:
- посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или
предварительное расследование (ст. 295);
- угроза или насильственные действия в связи с производством
предварительного расследования (ч. 2 ст. 296);
- неуважение к суду (ст. 297);
- клевета в прокурора, следователя, лица, производящего дознание
(ч. 2 ст. 298);
51
- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в от-
ношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311).
и некоторые другие нормы.
Совершение преступного деяния в отношении должностного лица
имеет следствием причинение вреда не только непосредственно должност-
ному лицу, но и государству. Этот вред можно охарактеризовать как орга-
низационный,78 подрывающий функционирование механизма государства
и авторитет власти.
78 См., напр., Краснопеев С.В. Указ. соч. С. 108.
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение понятия должностного преступления в рамках данной ра-
боты показало, что в науке уголовного права нет единого мнения по ряду
вопросов.
Так, например, открыта проблема терминологии данного явления.
Определение, закреплённое в примечании 1 к статье 285 УК РФ вызывает
целый ряд нареканий.
По итогам работы можно сформулировать следующие выводы и
предложения:
I. Проведённые исследования понятия должностное лицо позволяют
дать ему следующее определение: «Должностное лицо – это субъект, ко-
торый постоянно, временно, а равно в силу закона, приказа или иного
специального официального решения самостоятельно осуществляет
от имени государства или органа местного самоуправления властные
полномочия в отношении неопределенного круга лиц, не подчиненных
ему по службе (представитель власти), либо выполняет организацион-
но-распорядительные
или административно-
и принимает управленческие решения независимо от сферы своей
деятельности».
II. Определение должностного лица позволяет нам установить при-
знаки этого субъекта:
- характер выполняемых функций;
- место (орган государственной власти или местного самоуправле-
ния), в котором должностное лицо выполняет свои полномочия;
- основание наделения гражданина полномочиями должностного
лица;
- временные рамки осуществления должностных полномочий.
III. Обоснована необходимость усиления межотраслевых связей для
выработки единого (в рамках всего российского права) понятия
53
должностного лица, содержащего ясные, понятные критерии отнесения
субъектов права к категории должностных лиц.
IV. Основываясь на классификации должностных лиц, предлагаемой
различными авторами, мы можем произвести собственную классификацию
по различным критериям:
1. По характеру должностных полномочий:
- представители власти;
- лица,
выполняющие организационно-
ции;
- лица, выполняющие административно-хозяйственные функции.
2. По уровню власти:
- лица, занимающие государственные должности РФ;
- лица, занимающие государственные должности субъектов РФ;
- лица, занимающие муниципальные должности.
3. По временным рамкам осуществления полномочий:
- лица, постоянно осуществляющие функции должностного лица;
- лица, временно осуществляющие функции должностного лица;
- лица, выполняющие функции должностного лица однократно.
4. По основанию наделения должностного лица полномочиями:
- должностные лица, наделённые таковыми полномочиями в силу
закона;
- должностные лица, наделённые таковыми полномочиями в со-
ответствии с нормативным актом;
- должностные лица по приказу или распоряжению вышестояще-
го должностного лица либо правомочного на то органа или
должностного лица.
5. По ветвям власти:
- должностные лица органов законодательной (представительной)
власти;
54
- должностные лица органов исполнительной власти;
- должностные лица органов судебной власти.
6. По указанию в законе:
- должностные лица, признаваемые таковыми законодателем;
- лица, хотя и не указанные в уголовном законе в качестве долж-
ностных, но признаваемые таковыми в судебной практике.
7. По гражданству, либо принадлежности к международной органи-
зации:
- национальные (т.е. российские) должностные лица;
- иностранные должностные лица;
- должностные лица публичных международных организаций.
V. Установлено, что в уголовном праве должностное лицо может
иметь различное уголовно-правовое значение:
1. специального субъекта;
2. выступать в качестве потерпевшего потерпевший;
3. выступать в качестве признака, характеризующий объективную
сторону преступления.
VI. Установлено наличие в нормах УК РФ лиц, хотя прямо и не на-
званных в законе должностными, но являющихся таковыми.
55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные источники
1. Конституция РФ.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
3. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
5. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Россий-
ской Федерации» от 31 декабря 1996 года.
6. Закон РФ N 2446-I «О безопасности» от 5 марта 1992 года.
7. Закон РФ N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992
года.
8. Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Феде-
рации» от 5 июля 1995 года.
9. Федеральный закон N 61-ФЗ «Об обороне» от 31 мая 1996 года.
10. Федеральный закон N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодатель-
ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года.
11. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной
службы Российской Федерации».
12. Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного са-
моуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года.
13. Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Россий-
ской Федерации» от 27 июля 2004 года.
14. Федеральный закон N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федера-
ции» от 2 марта 2007 года.
15. Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря
2008 года.
56
16. Указ Президента РФ от 11 января 1995 года N 32 «О государственных должно-
стях Российской Федерации».
17. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574 «О Реестре должностей фе-
деральной государственной гражданской службы».
18. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР N 1 «О судебной практике по
делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных,
строительных или иных работ» от 23 апреля 1991 года.
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6 «О судебной практике по де-
лам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 года.
20. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург,
27 января 1999 года).
Электронная база данных
21. База данных Фонда «Общественное мнение» http://bd.fom.ru/
Научная литература
22. Алёхин А.П. Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. –
М., 2006.
23. Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем. М.: Волтерс Клу-
вер, 2006.
24. Волоколупова В.А. Должностное лицо как субъект уголовной ответственности:
Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.
25. Голубенко А.Е. Эволюция понятия должностного лица неизбежна. // Российский
следователь. 2008. N 12. С. 18–19.
26. Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для ред-