Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2
подходы к решению данного вопроса.
Н.П. Печников предлагает должностные лица поделить на две кате-
гории специальных субъектов:
1. лица, постоянно, временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителей власти;
2. лица, постоянно, временно или по специальному полномочию вы-
полняющие организационно-
хозяйственные
функции в государственных
моуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в
26 Чуманов В.Е. Указ. соч. С. 57.
27 Краснопеев С.В. Последствия преступления в уголовном праве России: Дис. ...
канд. юрид. наук. Кисловодск, 2003. С. 100.
17
Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских
формированиях Российской Федерации.28
Такая классификация вытекает из самого примечания 1 к статье 285
и основана на различном характере функций этих категорий должностных
лиц. Если вторая группа наделена государством полномочиями для обес-
печения функционирования государственных органов, то представители
власти, согласно примечанию к статье 318 УК РФ, наделены распоряди-
тельными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от них в
служебной зависимости, т.е. не подчинены им по службе.
При этом следует учитывать, что одно и то же лицо может призна-
ваться должностным вне зависимости от того, обладает оно одним из ука-
занных в законе полномочий или несколькими.29
На наш взгляд, приведённая классификация не совсем состоятельна,
т.к., во-первых, использует сразу несколько оснований для разделения
(кроме характера
полномочий ещё временные
ния полномочиями), а во-вторых, во второй группе приведены сразу два
класса должностных лиц. На основании этого мы предлагаем другую клас-
сификацию, основанную только на характере полномочий должностных
лиц:
1. представители власти;
2. лица, выполняющие
организационно-
3. лица, выполняющие
административно-хозяйственные
Далее в монографии Н.П. Печников говорит о том, что квалифици-
рующим признаком преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК явля-
ется личность субъекта преступления: деяние, указанное в части первой
статьи должно быть совершено лицом, занимающим государственную
28 Печников Н.П. Должностные и служебные преступления: лекции к курсу / Н.П.
Печников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. С. 6.
29 Уголовное право России. Практический курс / [Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов,
Ю.Н. Анисимов и др.] под обш. Ред. А.И. Бастрыкина; под науч. Ред. А.В. Наумова. –
М., 2007. С. 655.
18
должность Российской Федерации, государственную должность субъекта
Российской Федерации или должность главы органа местного самоуправ-
ления.30
На основании приведённой информации можно предложить и клас-
сификацию должностных лиц по уровню власти (или отсутствия таковой).
При этом следует обращать внимание на всё муниципальное управление, а
не только глав органов местного самоуправления:
1. лица, занимающие
государственные должности
рации;
2. лица, занимающие
государственные должности
ской Федерации;
3. лица, занимающие
должности в органах
управления (или муниципальные должности).
При этом неразрешённым остаётся вопрос о месте должностных лиц
государственных и муниципальных учреждений, а также государственных
корпораций в данной схеме. Здесь возможны два варианта. Первый –
включение в систему четвёртой группы, именуемой например «иные
должностные лица» или «должностные лица, не входящие в государствен-
ные органы и органы местного самоуправления». Второй вариант не тре-
бует введения дополнительных категорий, т.к. должностные лица государ-
ственных и муниципальных учреждений, а также государственных
корпораций уже входят в систему: должностные лица государственных
корпораций, федеральных государственных учреждений включаются в
первую категорию; государственных учреждений субъектов РФ – во вто-
рую; должностные лица муниципальных учреждений – в третью.31
На наш взгляд второй вариант более состоятелен. Так, несмотря на
то, что эти учреждения формально не являются государственными или му-
ниципальными органами, они всё же интегрированы в механизм государ-
30 Печников Н.П. Указ. соч. С. 6.
31 О классификация учреждений см. абзац первый пункта 2 статьи 120 ГК РФ.
19
ства. Такие учреждения, как правило, функционируют за счёт бюджетных
средств, а следовательно являются проводником идей государства.
Кроме того Н.П. Печников приводит ещё два основания для класси-
фикации, однако внимания на них не акцентирует. Позволим себе рас-
смотреть их подробнее.
В примечании 1 к ст. 285 указаны возможные временные рамки осу-
ществления должностным лицом своих полномочий: постоянно и времен-
но. Помимо этого
в п. 1 Постановление Пленума
10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и
коммерческом подкупе» при раскрытии понятия «специального полномо-
чия» используются термины «определенное время», «одноразово», «со-
вмещение с основной работой».32 Помимо _______этого ни законодатель, ни Пле-
нум никаких разъяснений не дают. Не обращают внимание на это и
учёные. А между тем, на наш взгляд, в формулировке «постоянно, времен-
но или по специальному полномочию» происходит смешение по двум кри-
териям: временным рамкам осуществления должностным лицом своих
полномочий и основаниям наделения их такими полномочиями. Ведь в
дальнейшем в
указанном Постановлении
альные полномочия возлагаются на должностное лицо «законом…, норма-
тивным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного
лица либо правомочным на то органом или должностным лицом». И сразу
же после этого даётся временная характеристика полномочий: «такие
функции могут осуществляться в течение определенного времени или од-
норазово либо совмещаться с основной работой».
Итак, применительно к временным рамкам можно говорить о том,
что должностное лицо осуществляет свои полномочия:
1. постоянно
– т.е. когда заранее
чий;
32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6 «О судебной практике по де-
лам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 года.
20
2. временно (или определённое время);
3. одноразово.
При этом возможно и совмещение полномочий должностного лица с
основной работой.
Можно говорить и об основаниях наделения должностного лица
полномочиями. Такими основаниями могут выступать:
1. закон;
2. нормативный акт;
3. приказ или
распоряжение вышестоящего
правомочного на то органа или должностного лица.
Можно провести классификацию должностных лиц по ветвям вла-
сти:
1. должностные лица органов законодательной (представительной)
власти;
2. должностные лица органов исполнительной власти;
3. должностные лица органов судебной власти.
Известно, что несмотря на указание в п. 5 Постановления Пленума о
том, что работники
государственных органов и
управления, государственных и муниципальных учреждений, исполняю-
щие в них профессиональные или технические обязанности, которые не
относятся к
организационно-
хозяйственным функциям, не являются субъектами получения взятки, в
судебной практике они всё же признавались таковыми. Исходя из этого,
можно выделить
следующие категории
1. должностные
лица, признаваемые таковыми
признаки закреплены в законе;
2. лица, хотя и не указанные в уголовном законе в качестве должно-
стных, но признаваемые таковыми в судебной практике.
Наконец хотелось бы привести ещё одну классификацию. А.Е. Голу-
бенко указывает на то, что существует классификация должностных лиц на
21
международном уровне.33 В качестве примера он приводит Конвенцию Со-
вета Европы от 27 января 1999 года «Об уголовной ответственности за
коррупцию».34 Особенностью данной классификации является то, что она
включает не только национальных должностных лиц, но и иностранных
должностных лиц,
а также должностных лиц
И если по УК РФ до недавнего времени должностным лицом мог быть
лишь гражданин РФ (в силу требований, предъявляемых законом к госу-
дарственным и муниципальным служащим), то согласно международным
договорам государствам-участникам предложено криминализировать в
нормах национального уголовного права ряд деяний, совершаемых «нена-
циональными» должностными лицами.
Итак, согласно этой классификации, где критериями выступают
принцип гражданства (или членства в международной организации) и ха-
рактера выполняемых функций, можно выделить следующие категории