Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2
номочию осуществляющие функции представителя власти либо выпол-
няющие организационно-
хозяйственные
функции в государственных
моуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государ-
15 Алёхин А.П. Кармолицкий А.А. Указ. соч. С. 166.
16 Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации // Государст-
во и право. 1995. N 3. С. 48.
12
ственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках
и воинских формированиях РФ.
Соотнесение понятия, выработанного наукой административного
права и закреплённого в Уголовном кодексе позволяет установить некото-
рые общие признаки, которые лежат в основе отнесения государственного
служащего к должностному лицу и являются необходимыми для призна-
ния такового специальным субъектом уголовного права:
Во-первых, это характер функций, выполняемых должностными
лицами, позволяющий отграничить их от иных субъектов. В качестве тако-
вых в административном праве понимается право совершать властные
действия, влекущие
юридические последствия и
тельностью подчинённых. Это в принципе соответствует функциям долж-
ностного лица, обозначенным в приложении 1 к статье 285 УК РФ:
1. функции представителя власти;
2. выполнение
организационно-
3. административно-хозяйственных функций.
Во-вторых, для определения лица как должностного имеет значение
место исполнения им таких функций, т.е. характер тех органов и учреж-
дений, в которых проходит службу лицо.
Так, примечание 1 к статье 285 УК РФ определяет следующие инсти-
туциональные структуры, в которых должностные лица реализуют свои
функции:
1. государственные органы;
2. органы местного самоуправления;
3. государственные учреждения;
4. муниципальные учреждения;
5. государственные корпорации;
6. Вооруженные Силы РФ;
7. другие войска и воинских формирования РФ.
13
В административном же праве должностное лицо определяется через
понятие «государственный служащий», что обуславливает наличие долж-
ностных лиц только в органах государственной власти (для должностных
лиц муниципальной службы – соответственно в органах местного само-
управления).
В-третьих, значение имеет правовое основание наделения лица со-
ответствующими функциями. Так, в теории уголовного права считается
обязательным, что специальные полномочия, на основании которых лицо
исполняет свои функции, должны быть надлежащим образом и с соблюде-
ние установленного порядка юридически оформлены (постановлением,
приказом, письменным распоряжением управомоченного должностного
лица, иным официально выданным документом и др.).17
Раскрытие данных признаков неразрывно связано с особенностями
применения определяемого с их помощью понятия – оно даётся в целях
конкретизации субъекта должностных преступлений, а потому будет рас-
смотрено нами во второй главе.
Наконец, хотелось бы ещё раз отметить, что через отношение граж-
дан к должностному лицу как представителю власти легитимируется (или
не легитимируется) как вся власть в целом, так и её действия, в т.ч. и при-
нимаемые законы. Данный признак хотя и не закреплён в законе, но имеет
важное социологическое значение, помогает уяснить сущность и природу
явления должностного лица.
В законодательном порядке необходимо закрепить наиболее устой-
чивые признаки должностного лица, причем каждый из них должен слу-
жить основанием
для определения статуса
стве должностного. Кроме того, следует в общей форме указать и на
возможность совершения специально не оговариваемых в такого рода пе-
17 См. Уголовное право России, Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 394.
14
речне других юридически значимых действий со стороны должностных
лиц.18
2. Виды должностных лиц
Для упорядочения и систематизации накопленных знаний в науке
широко используется такой приём как классификация. Классификация19 –
инструмент познания реальной действительности, источник знания о ней, с
помощью которого множество наблюдаемых явлений подразделяется на
основные группы, классы, виды, входящие в общую систему и составляю-
щие единое целое.20 Классифицированное знание представляет собой более
удобный для восприятия материал; оно позволяет быстрее ориентировать-
ся в существующем материале. Кроме того, классификация определённого
информационного материала позволяет выявить внутренние связи данного
явления, что способствует получению новых знаний. Об этом говорит
Н.И. Кондаков: "Правильно составленная классификация, отобразив зако-
номерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает свя-
зи между изучаемыми объектами и помогает исследователю ориентиро-
ваться в самых сложных ситуациях, служит основой для обобщающих
выводов и прогнозов".21 Это означает, что целью классификации должно
быть удобство применения материала на практике – классификация не мо-
жет быть самоцелью; она должна носить практическую направленность,
выявлять действительно существующие внутренние логические связи в ис-
18 Фирсов И.В. Указ. соч.
19 Классификация (от лат. classis – разряд, класс и facio – делаю, раскладываю),
разбиение множества (класса) объектов на подмножества (подклассы) по определён-
ным признакам. (См.: Глезерман Г.Е. Классификация / Г.Е. Глезерман, Б.Г. Капустин //
Философский энциклопедический словарь / Абаев [и др.]. – М.: Сов. энциклопедия,
1989. С. 259).
20 Лопарев Д.А. Теоретические и методологические основы классификации обще-
ственно опасных последствий // Российский следователь. 2007. N 14. С. 12.
21 Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. М., 1975. С. 247. Цит. по: Ло-
парев Д.А. Указ. соч. С. 12.
15
следуемом материале. Следовательно, искусственная классификация (в ос-
нове которой, как правило, лежат несущественные признаки объекта)
должностных лиц будет являться неэффективной. Так, например, для пра-
воприменителя не будет представлять особого интереса классификация
должностных лиц по алфавиту.
Итак, можно выделить два направления классификации: 1) класси-
фикация, производимая в целях научного исследования и 2) проводимая
для практического применения полученных результатов в деятельности
правоохранительных органов.22 Данные цели классификации взаимосвяза-
ны, т.к. научная классификация может быть положена в основу законода-
тельства, которое, в свою очередь, непосредственно влияет и на правопри-
менительную практику.
Поэтому выделение целей
предложенное М.В. Карасевой носит аналогичный характер. Она пишет,
что 1) "в практической
плоскости классификация
подход в выборе
форм и методов правового
научного материала и т.д."23; 2) классификация в законодательстве есть акт
теоретического познания, она показывает, как отражаемое явление реали-
зует себя в действительности, вскрывает его сущность, отграничивает от
других объектов. Она позволяет обеспечить логичность и последователь-
ность научного поиска.24
Особое место занимает классификация как особый метод познава-
тельной деятельности в правовой науке, т.к. «выступает инструментом
систематизации, позволяющим ориентироваться в многообразии объектов
правовой сферы, является источником знаний о них»25.
22 Степанов В.Г. Общественно опасные последствия в уголовном праве: Дис. …
канд. юрид. наук. Самара, 2006. С. 79.
23 Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 254 Цит. по Лопа-
рев Д.А. Указ. соч. С. 12.
24 Чуманов В.Е. Классификация в российском законодательстве: Дис. ... канд.
юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 11.
25 Лопарев Д.А. Теоретические и методологические основы классификации обще-
ственно опасных последствий // Российский следователь. 2007. N 14. С. 12.
16
Наконец, классификация в уголовном законодательстве имеет широ-
кое практическое значение. Важную роль играет классификация для пра-
вопонимания.26
В современной науке уголовного права выработаны следующие
принципы классификации: объективность, диалектический, исторический,
системный подходы, учет практики.
При проведении классификации необходимо также учитывать зако-
ны формальной логики, которые применительно к классификации выгля-
дят следующим образом: 1) в одной и той же классификации необходимо
применять одно и то же основание; 2) основание деления должно быть яс-
ным, четким; 3) члены классификации должны взаимно исключать друг
друга; 4) объем членов классификации должен равняться объему класси-
фицируемого явления; 5) подразделение на классы должно быть непре-
рывным.27
Перейдём, наконец, непосредственно к рассмотрению классифика-
ции должностных лиц. В научной литературе представлены различные