Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2
приобретение гражданства РФ (ст. 292.1);
- халатность (ст. 293).
Должностные преступления, о которых указанные в главе 30 УК, по-
сягают на общественные отношения, содержание которых составляет нор-
мальная деятельность
органов государственной и
интересы государственной службы и службы в органах местного само-
управления. Данные преступления могут совершаться в различных сферах
функционирования государственного аппарата. В связи с этим родовой
32
объект указанных преступлений можно определить как совокупность об-
щественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную дея-
тельность органов власти, иных государственных органов и органов мест-
ного самоуправления.50
При этом преступления,
предусмотренные в статьях
РФ, являются общими
по отношения к специальным
вающим уголовную ответственность за деяния, совершаемые должност-
ными лицами против иных охраняемых уголовным правом отношений. Та-
ковыми являются:
- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140)
- вмешательство в осуществление избирательной комиссией, ко-
миссией референдума её полномочий, с целью повлиять на её
решения (ч. 3 ст. 141);
- воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстра-
ции, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149);
- воспрепятствование законной предпринимательской или иной
деятельности (ст. 169);
- регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
- прекращение или ограничение подачи электрической энергии ли-
бо отключение от других источников жизнеобеспечения
(ст. 215.1).
Помимо этого, наличие у субъекта преступления статуса должност-
ного лица является квалифицирующим признаком, образующим состав
преступления при отягчающих обстоятельствах при контрабанде (п. «б»
ч. 3 ст. 188).
При анализе пункта «м» ч. 1 статьи 63 УК РФ можно установить, что
признак должностного лица может быть признан в качестве отягчающего
обстоятельства, когда преступление совершается с использованием дове-
50 Наумов А.В. Указ. соч. Т. 3. С. 360.
33
рия, оказанного виновному в силу его служебного положения. Данное по-
ложение обусловлено презумпцией авторитета власти и её носителей –
должностных лиц. Такой статус может быть использован при совершении
противозаконного деяния, вследствие чего подрывается авторитет власти.
Теперь вернёмся к дефиниции должностного лица.
Как уже отмечалось,
определение понятия
в примечании 1 к статье 285 УК РФ. Приведём его ещё раз.
Должностное лицо – это лицо, постоянно, временно или по специ-
альному полномочию осуществляющие функции представителя власти ли-
бо выполняющие
организационно-
хозяйственные
функции в государственных
моуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государ-
ственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках
и воинских формированиях РФ.
Во-первых, не понятно, почему определение должностного лица
распространяется только на должностные преступления («Должностными
лицами в статьях настоящей главы…», в работе приведено определение
без этой формулировки). Если это действительно так, то каким же опреде-
лением должностного лица мы должны руководствоваться в других главах
Уголовного кодекса? Думается, что это всего лишь ошибка законодателя,
что подтверждается многочисленными отсылками к примечанию 1 статьи
285 УК при комментировании
положений иных норм
научной и учебной литературе. Тем не менее такую формулировку следует
исправить при очередном внесении изменений в закон на следующую:
«Должностными лицами в настоящем Кодексе…».
Во-вторых, приведённое определение требует дальнейшего раскры-
тия содержащихся в нём формулировок. На решение в том числе и этой за-
34
дачи ориентировано Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О су-
дебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»51
В частности, в пункте 1 отмечается, что выполнение перечисленных
функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет оп-
ределенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов ми-
лиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряже-
нием вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом
или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение
определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной ра-
ботой (народные и присяжные заседатели и др.).
Должностное лицо может обладать тремя видами функций: функции
представителя
власти, организационно-
министративно-хозяйственные функции.
Понятие представителя власти дано непосредственно в Кодексе, в
примечании к статье 318 – это должностное лицо правоохранительного
или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделённое
в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в
отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Данное определение некорректно, т.к. содержит обратную отсылку к
определению должностного лица.52 Для разрешения этой неопределённо-
сти Пленум ВС РФ конкретизировал понятие в пункте 2 своего Постанов-
ления: представители власти – лица, осуществляющие законодатель-
ную, исполнительную или судебную власть, а также работники
государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в
установленном законом порядке распорядительными полномочиями в от-
ношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо пра-
51 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6 «О судебной практике по де-
лам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 года.
52 См.: Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и ас-
пирантов нефилософских специальностей. – Волгоград, 2006. С. 393, 395.
35
вом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а так-
же организациями независимо от их ведомственной подчиненности
пример, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депу-
таты законодательных органов государственной власти субъектов РФ,
члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ,
судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующи-
ми полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных орга-
нов, органов МВД России и ФСБ России, состоящие на государственной
службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослу-
жащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране об-
щественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при
выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными
полномочиями).
Как мы видим, перечень должностных лиц примерный, и правопри-
менитель при решении конкретной задачи должен каждый раз устанавли-
вать, является ли лицо должностным или нет. В качестве положительного
момента можно отметить то, что в Постановлении приведены два альтер-
нативных признака должностного лица:
- наличие распорядительных полномочиями в отношении лиц, не
находящихся от него в служебной зависимости;
- право принимать решения, обязательные для исполнения гражда-
нами и организациями.
В пункте 3 Постановления приведены определения ещё двух функ-
ций, которыми может обладать должностное лицо:
организационно-
пример, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, органи-
зацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, приме-
нение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий;
административно-хозяйственные функции – это, в частности,
полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными
36
средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и
учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных
действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий,
осуществление контроля за движением материальных ценностей, опреде-
ление порядка их хранения и т.п.
Приведённые определения также носят примерный характер и кон-
кретизируются в судебной практике.
Помимо указанных функций, при определении должностного лица
значение имеет место осуществления им своих полномочий.
Так, под государственными органами понимаются следующие эле-
менты механизма государства:
1. Законодательные органы
2. Органы исполнительной власти;
3. Органы судебной власти.
При анализе элементов системы следует учитывать, что Российская