Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа
Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2
3. признак, характеризующий
объективную сторону
Но несмотря
на кажущуюся различной уголовно-
явлений, обозначаемых с помощью данного термина, понятие «должност-
ного лица» является единым для всего уголовного права. Это становится
ясно при рассмотрении определений должностного лица в различных его
качествах, что будет сделано в последующих главах.
41 Волоколупова В.А. Должностное лицо как субъект уголовной ответственности:
Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 11.
27
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Традиционно для уголовного права наибольший интерес представля-
ет лицо, совершившее деяние предусмотренное уголовным законом.42 Та-
кова и судьба должностного лица в рамках уголовного права – в первую
очередь оно рассматривается как субъект преступления.
Субъектом преступления по российскому уголовному праву явля-
ется лицо, совершившее запрещённое уголовным законом общественно
опасное деяние (действие или бездействие) и обладающее указанными в
уголовном законе признаками (свойствами), которые позволяют ему нести
уголовную ответственность.43
Уголовный кодекс РФ в статье 19 указывает на три таких свойства:
- уголовной ответственности подлежат только физические лица;
- вменяемость;
- достижение возраста уголовной ответственности.
Понятие вменяемости прямо в кодексе не приводится и вытекает из
определения невменяемости (ст. 21). Возраст, с которого наступает уго-
ловная ответственность указан в статье 20 УК. Более подробно рассматри-
вать данные признаки мы не будем, т.к. они достаточно хорошо освещены
в любом учебнике по уголовному праву и напрямую не связаны с темой
нашей работы. Следует только отметить, что это общие признаки субъекта
преступления – они обязательны для любого состава преступления, а их
отсутствие означает отсутствие факта самого преступления. Общие при-
42 Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем. М.: Волтерс Клу-
вер, 2006. С. 2.
43 См. Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций: в 3 т. Т. 1. Общая
часть. – М., 2007. С. 344.
Уголовное право России. Практический курс / [Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов,
Ю.Н. Анисимов и др.] под обш. Ред. А.И. Бастрыкина; под науч. Ред. А.В. Наумова. –
М., 2007. С. 74.
28
знаки субъекта преступления не упоминаются в диспозициях норм Осо-
бенной части УК, так как присущи всем составам преступления.
Помимо этих свойств субъекта, множество составов преступлений,
предусмотренных Особенной частью УК РФ, содержит и дополнительные
признаки, характеризующие субъекта соответствующего преступления –
признаки специального субъекта. Признаки специального субъекта также
обязательны для состава преступления, но не для любого, а лишь для кон-
кретного, того в котором присутствует такое указание.
Признаки специального субъекта очень разнообразны по своему со-
держанию и могут относиться к различным свойствам личности. Эти свой-
ства настолько существенны, что их наличие, с точки зрения уголовного
закона, либо делает деяние общественно опасным, либо резко меняет ха-
рактер и степень его общественной опасности.
Признаки специального субъекта могут быть классифицированы
следующим образом:44
1. признаки, характеризующие социальную роль и правовое положе-
ние субъекта:
· гражданство (гражданин РФ, иностранный гражданин либо
лицо без гражданства);
· должностное положение лица (должностное лицо вообще
или отдельные виды должностных лиц: руководитель орга-
низации, представитель власти, сотрудник правоохрани-
тельного органа, судья, прокурор и т.д.);
· профессия, род деятельности, характер выполняемой работы
(лицо, управляющее транспортным средством; врач; педагог;
частный нотариус; частный аудитор; капитан судна и т.д.);
44 См. Зубкова В.И. Указ. соч.
Наумов А.В. Указ. соч. Т. 1. С. 361–362.
Уголовное право России. Практический курс. С. 80.
29
· отношение к военной службе (военнослужащий, призыв-
ник);
· участие в судебном процессе (свидетель, потерпевший, экс-
перт, переводчик);
· осуждение или заключение под стражу (лицо, осужденное к
лишению свободы; лицо, отбывающее наказание или нахо-
дящееся в предварительном заключении);
2. физические свойства субъекта:
· возраст (совершеннолетний);
· пол;
· состояние здоровья и трудоспособности (лицо, больное ве-
нерической болезнью или ВИЧ-инфицированное; трудоспо-
собное лицо);
3. взаимоотношение субъекта с потерпевшим:
· родственные отношения субъекта с потерпевшим и другими
лицами (родители, мать, дети, другие родственники);
· служебные отношения (подчиненный, начальник);
· иные отношения (лицо, от которого потерпевший зависит
материально).
Таким образом, в уголовном праве в одном из своих значений долж-
ностное лицо предстаёт
как специальный субъект
в качестве специального признака выступает должностное положение лица
как характеристика его социального положения.
Вместе с тем нельзя не учитывать, что характеристика некоторых
специальных субъектов предполагает и некоторые скрытые, косвенные
свойства субъекта, детерминированные основным специальным призна-
ком.
Например, в силу
ряда положений законов
жащими (а значит и должностными лицами) могут быть только граждане
30
Российской Федерации. Так, в статье 13 ФЗ «О государственной граждан-
ской службе Российской Федерации»45 среди прочих признаков граждан-
ского служащего содержится и императивное требование о наличии у него
гражданства Российской Федерации. Применительно к должностному ли-
цу органов муниципального самоуправления прямое требование в законе
отсутствует – статья 10 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Феде-
рации»,46 оперирует понятием «гражданин».
Помимо специального признака гражданства РФ, из соответствую-
щих законов следует также, что должностные лица имеют специальный
возрастной признак. Как правило, на государственную и муниципальную
службу можно поступить по достижении 18-летнего возраста. Практически
же должностными лицами становятся лица даже более старшего возрас-
та.47 Более того, для отдельных должностей установлены повышенные тре-
бованию к возрасту. Так, в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О статусе су-
дей в Российской Федерации»,48 судьёй может быть лицо, достигшее 25-
летнего возраста.
Впрочем, все эти дополнительные свойства должностных лиц лежат
скорее в области административного права, которое устанавливает требо-
вания, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение конкретных
должностей. В рамках же уголовного права эти профессиональные качест-
ва (в т.ч. стаж, навыки и т.д.) входят в понятие личности преступника.
Признаки специального субъекта являются дополнительными при-
знаками состава преступления. Они могут иметь различное уголовно-
правовое значение, в частности:49
45 Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Россий-
ской Федерации» от 27 июля 2004 года.
46 Федеральный закон N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федера-
ции» от 2 марта 2007 года.
47 Наумов А.В. Указ. соч. Т. 1. С. 353.
48 Закон РФ N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992
года.
49 Наумов А.В. Там же. С. 362.
31
- выступают как необходимые конструктивные признаки состава
преступления;
- выступают квалифицирующим признаком, образующим состав
преступления при отягчающих обстоятельствах;
- могут иметь значение для индивидуализации наказания, выступая
в качестве обстоятельства, смягчающего или отягчающего его.
В первом качестве наличие у лица статуса должностного имеет зна-
чение, например, для состава т.н. должностных преступлений:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных
фондов (ст. 285.2);
- превышение должностных полномочий (ст. 286);
- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию
РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности
(ст. 289);
- получение взятки (ст. 290);
- служебный подлог (ст. 292);
- незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение
заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное