Понятие должностного лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2

Работа содержит 1 файл

7.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

3. признак, характеризующий  объективную сторону преступления.

Но несмотря на кажущуюся различной уголовно-правовую природу

явлений, обозначаемых с помощью данного термина, понятие  «должност-

ного лица»  является единым для всего уголовного права. Это становится

ясно при рассмотрении определений должностного лица в  различных его

качествах, что  будет сделано в последующих  главах.

41 Волоколупова В.А. Должностное лицо как субъект уголовной ответственности:

Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 11.

27

Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Традиционно для  уголовного права наибольший интерес  представля-

ет лицо, совершившее  деяние предусмотренное уголовным  законом.42 Та-

кова и судьба должностного лица в рамках уголовного права – в первую

очередь оно  рассматривается как субъект  преступления.

Субъектом преступления по российскому уголовному праву явля-

ется лицо, совершившее  запрещённое уголовным законом  общественно

опасное деяние (действие или бездействие) и обладающее указанными в

уголовном законе признаками (свойствами), которые позволяют  ему нести

уголовную ответственность.43

Уголовный кодекс РФ в статье 19 указывает на три  таких свойства:

- уголовной ответственности подлежат только физические лица;

- вменяемость;

- достижение возраста уголовной ответственности.

Понятие вменяемости  прямо в кодексе не приводится и вытекает из

определения невменяемости (ст. 21). Возраст, с которого наступает  уго-

ловная ответственность  указан в статье 20 УК. Более подробно рассматри-

вать данные признаки мы не будем, т.к. они достаточно хорошо освещены

в любом учебнике по уголовному праву и напрямую не связаны с темой

нашей работы. Следует  только отметить, что это общие признаки субъекта

преступления  – они обязательны для любого состава преступления, а их

отсутствие означает отсутствие факта самого преступления. Общие при-

42 Анощенкова С.В. Уголовно-правовое учение о потерпевшем. М.: Волтерс Клу-

вер, 2006. С. 2.

43 См. Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций: в 3 т. Т. 1. Общая

часть. – М., 2007. С. 344.

Уголовное право  России. Практический курс / [Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов,

Ю.Н. Анисимов и  др.] под обш. Ред. А.И. Бастрыкина; под  науч. Ред. А.В. Наумова. –

М., 2007. С. 74.

28

знаки субъекта преступления не упоминаются в диспозициях  норм Осо-

бенной части  УК, так как присущи всем составам преступления.

Помимо этих свойств субъекта, множество составов преступлений,

предусмотренных Особенной частью УК РФ, содержит и  дополнительные

признаки, характеризующие  субъекта соответствующего преступления –

признаки  специального субъекта. Признаки специального субъекта также

обязательны для  состава преступления, но не для  любого, а лишь для кон-

кретного, того в котором присутствует такое  указание.

Признаки специального субъекта очень разнообразны по своему со-

держанию и  могут относиться к различным  свойствам личности. Эти свой-

ства настолько  существенны, что их наличие, с точки  зрения уголовного

закона, либо делает деяние общественно опасным, либо резко  меняет ха-

рактер и степень  его общественной опасности.

Признаки специального субъекта могут быть классифицированы

следующим образом:44

1. признаки, характеризующие  социальную роль и правовое  положе-

ние субъекта:

· гражданство (гражданин РФ, иностранный гражданин либо

лицо без гражданства);

· должностное положение лица (должностное лицо вообще

или отдельные  виды должностных лиц: руководитель орга-

низации, представитель  власти, сотрудник правоохрани-

тельного органа, судья, прокурор и т.д.);

· профессия, род деятельности, характер выполняемой работы

(лицо, управляющее  транспортным средством; врач; педагог;

частный нотариус; частный аудитор; капитан судна  и т.д.);

44 См. Зубкова В.И. Указ. соч.

Наумов А.В. Указ. соч. Т. 1. С. 361–362.

Уголовное право  России. Практический курс. С. 80.

29

· отношение к военной службе (военнослужащий, призыв-

ник);

· участие в судебном процессе (свидетель, потерпевший, экс-

перт, переводчик);

· осуждение или заключение под стражу (лицо, осужденное к

лишению свободы; лицо, отбывающее наказание или нахо-

дящееся в предварительном  заключении);

2. физические  свойства субъекта:

· возраст (совершеннолетний);

· пол;

· состояние здоровья и трудоспособности (лицо, больное ве-

нерической болезнью или ВИЧ-инфицированное; трудоспо-

собное лицо);

3. взаимоотношение  субъекта с потерпевшим:

· родственные отношения субъекта с потерпевшим и другими

лицами (родители, мать, дети, другие родственники);

· служебные отношения (подчиненный, начальник);

· иные отношения (лицо, от которого потерпевший зависит

материально).

Таким образом, в уголовном праве в одном  из своих значений долж-

ностное лицо предстаёт  как специальный субъект преступления. При этом

в качестве специального признака выступает должностное  положение лица

как характеристика его социального положения.

Вместе с тем  нельзя не учитывать, что характеристика некоторых

специальных субъектов  предполагает и некоторые скрытые, косвенные

свойства субъекта, детерминированные основным специальным  призна-

ком.

Например, в силу ряда положений законов государственными слу-

жащими (а значит и должностными лицами) могут быть только граждане

30

Российской Федерации. Так, в статье 13 ФЗ «О государственной  граждан-

ской службе Российской Федерации»45 среди прочих признаков граждан-

ского служащего  содержится и императивное требование о наличии у него

гражданства Российской Федерации. Применительно к должностному ли-

цу органов  муниципального самоуправления прямое требование в законе

отсутствует –  статья 10 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Феде-

рации»,46 оперирует понятием «гражданин».

Помимо специального признака гражданства РФ, из соответствую-

щих законов  следует также, что должностные  лица имеют специальный

возрастной признак. Как правило, на государственную  и муниципальную

службу можно  поступить по достижении 18-летнего  возраста. Практически

же должностными лицами становятся лица даже более  старшего возрас-

та.47 Более того, для отдельных должностей установлены повышенные тре-

бованию к возрасту. Так, в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О статусе су-

дей в Российской Федерации»,48 судьёй может быть лицо, достигшее 25-

летнего возраста.

Впрочем, все  эти дополнительные свойства должностных  лиц лежат

скорее в области  административного права, которое  устанавливает требо-

вания, предъявляемые  к лицам, претендующим на замещение  конкретных

должностей. В  рамках же уголовного права эти профессиональные качест-

ва (в т.ч. стаж, навыки и т.д.) входят в понятие  личности преступника.

Признаки специального субъекта являются дополнительными  при-

знаками состава  преступления. Они могут иметь  различное уголовно-

правовое значение, в частности:49

45 Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Россий-

ской Федерации» от 27 июля 2004 года.

46 Федеральный закон N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федера-

ции» от 2 марта 2007 года.

47 Наумов А.В. Указ. соч. Т. 1. С. 353.

48 Закон РФ N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992

года.

49 Наумов А.В. Там же. С. 362.

31

- выступают как необходимые конструктивные признаки состава

преступления;

- выступают квалифицирующим признаком, образующим состав

преступления  при отягчающих обстоятельствах;

- могут иметь значение для индивидуализации наказания, выступая

в качестве обстоятельства, смягчающего или отягчающего  его.

В первом качестве наличие у лица статуса должностного имеет зна-

чение, например, для состава т.н. должностных преступлений:

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);

- нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);

- нецелевое расходование средств государственных внебюджетных

фондов (ст. 285.2);

- превышение должностных полномочий (ст. 286);

- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию

РФ или Счетной  палате РФ (ст. 287);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности

(ст. 289);

- получение взятки (ст. 290);

- служебный подлог (ст. 292);

- незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение

заведомо ложных сведений в документы, повлекшее  незаконное

Информация о работе Понятие должностного лица